Отчет клиники

Отчет о работе методического семинара на тему

«Проблемы оказания бесплатной юридической помощи в РФ»

 

12 ноября 2011 года в рамках международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в РФ» состоялся методический семинар на тему «Проблемы оказания бесплатной юридической помощи в РФ» (далее – Семинар).

Время проведения Семинара: 10.00 – 12.00

Место проведения: ауд. 223 (читальный зал), Юридический институт ИГУ

В работе Семинара приняли участие:

  1. Абрамов Вячеслав Александрович, специалист-эксперт организационно-контрольного отдела Управления Росреестра по Иркутской области;
  2. Агальцова Анна Николаевна, главный консультант отдела анализа и правового обеспечения Аппарата Уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской области;
  3. Барановская Анна Анатольевна, методист Нотариальной палаты Иркутской области;
  4. Глущук Елена Анатольевна, начальник отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области;
  5. Койсин Александр Анатольевич, ст.преподаватель кафедры судебного права ЮИ ИГУ, адвокат Адвокатской палаты Иркутской области;
  6. Коршунова Людмила Ивановна, начальник отдела защиты социальных прав аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области;
  7. Косован Екатерина Валентиновна, старший помощник прокурора Иркутской области по рассмотрению писем и приему граждан;
  8. Курас Татьяна Леонидовна, преподаватель Юридической клиники ЮИ ИГУ, к.и.н., доцент кафедры судебного права ЮИ ИГУ;
  9. Медведева Наталья Ивановна, заместитель начальника Управления Судебного департамента в Иркутской области, начальник отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов;
  10. Никонович Константин Леонидович, юрист Иркутской региональной общественной приемной Председателя Партии «Единая Россия»;
  11. Носкова Екатерина Николаевна, начальник отдела организационно-правового обеспечения департамента по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области;
  12. Орешкин Максим Иванович, к.ю.н., Адвокат коллегии адвокатов Иркутской области «Оптимум»;
  13. Петрова Ольга Викторовна, Заместитель начальника Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области;
  14. Фомина Инна Анатольевна, руководитель Юридической клиники ЮИ ИГУ, преподаватель кафедры судебного права ЮИ ИГУ;
  15. Эпова Татьяна Геннадьевна, главный специалист Управления Судебного департамента в Иркутской области;
  16. Студенты-консультанты Юридической клиники ЮИ ИГУ.

 

В качестве модератора Семинара выступила преподаватель Юридической клиники ЮИ ИГУ, преподаватель кафедры судебного права ЮИ ИГУ Юлия Юрьевна Курьянова.

Работа Семинара была посвящена обсуждению Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», который вступает в силу 15 января 2012 года. Целью Семинара являлось не только обсудить указанный законопроект, но и выявить какие проблемы могут возникнуть в процессе его реализации.

Работа Семинара началась с представления участников Семинара, после чего с сообщением на тему «Предпосылки принятия и основные положения законопроекта «О бесплатной юридической помощи в РФ» выступила Руководитель Юридической клиники ЮИ ИГУ Фомина И.А. В рамках указного сообщения было обозначено следующее:

  • Целью принятия ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» является реализация конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно, обеспечение доступности правосудия для граждан;

  • К категориям граждан, которые могу воспользоваться бесплатной юридической помощи относятся: малоимущие граждане, инвалиды III групп, сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, ветераны;

  • Вводиться двухуровневая система бесплатной юридической помощи: государственная (помощь оказывают органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, государственные юридические бюро, адвокаты и нотариусы) и негосударственная (юридические клиники и негосударственные центры оказания бесплатной юридической помощи при общественных организациях);

  • Оказание бесплатной юридической помощи будет осуществляться в двух формах: консультативная помощь (в т.ч. составление процессуальных документов) и представление интересов граждан в судах, органах государственной власти.

После этого, участникам Семинара было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Является ли целесообразным (необходимым) принятие указанного федерального закона?
  2. Достаточно ли урегулирована деятельность органов и организаций, которые будут оказывать бесплатную юридическую помощь?
  3. Каким образом должен осуществляться контроль за деятельностью органов и организаций, которые будут оказывать бесплатную юридическую помощь?
  4. За счет каких средств будет финансироваться мероприятия по оказанию бесплатной помощи?

По поводу целесообразности принятия указанного ФЗ выступила Т.Г. Эпова (главный специалист Управления Судебного департамента в Иркутской области) указав, что закон действительно обеспечивает в первую очередь доступность юридической помощи, тем самым в целом положительно влияет на правовую грамотность населения в целом. Как отметила Т.Г. Эпова «граждане по каждому вопросу обращаются в суд, забывая при этом, что существует и административный порядок разрешения юридических проблем. Поэтому органы и организации, оказывающие бесплатную юридическую помощь, а особенно юридические клиники и общественные приемные, должны разъяснять им это».

Начальник отдела организационно-правового обеспечения департамента по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области Е.Н. Носкова пояснила, что по сути положения закона не являются новыми. Они содержаться в нормах регионального законодательства. Например, подобный закон действует и в Иркутской области. Однако, существуют сложности при его реализации, так, например, нет взаимодействия с адвокатским сообществом (адвокаты не заинтересованы оказывать помощь в рамках программы, не желают ехать в отдаленные районы). Кроме того, «неудобен» этот закон (как и обсуждаемый федеральный закон) тем, что гражданину, обращающемуся за помощью необходимо предоставить достаточно большое количество документов, доказывая, что он малоимущий. Неэффективна и система информирования граждан о возможности получения ими такой помощи.

Представители Адвокатуры пояснили по указанному вопросу, что принятие обсуждаемого закона в итоге приведет к тому, что в несколько раз увеличиться не только количество обращений граждан к адвокатам, но и в суды, поскольку граждане, узнав, что у них существует такая возможность и она абсолютно бесплатна «пойдут в суд» и по небольшим (по сумме) требованиям.

Заместитель начальника Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области О.В. Петрова, возражая по данному поводу пояснила, что сегодня граждане и так достаточно часто обращаются за разрешением своих юридических проблем. Так, Юридическая клиника ЮИ ИГУ в 2010 году оказала помощь около 700 обратившимся; Федеральное государственное юридическое бюро – 1000 обратившимся; нотариальная палата – 400 обратившимся. И именно поэтому принятие обсуждаемого закона, по мнению О.В. Петровой, является необходимым.

Кроме того, участниками было отмечено, что, к сожалению, Закон в недостаточной степени регулирует круг и статус организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь:

- Представитель Иркутской региональной общественной приемной Председателя Партии «Единая Россия» К.Л. Никонович пояснил, что во-первых, четко не урегулирован статус общественных организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь, а во-вторых, не указана такая форма оказания бесплатной помощи как «кабинет депутата», которая в некоторых субъектах РФ функционирует достаточно успешно. Кроме того, недостатки существуют и в регламентации оказания помощи органами местного самоуправления;

- Е.В. Косован (старший помощник прокурора Иркутской области по рассмотрению писем и приему граждан) добавила по обозначенным вопросам, что необходимо четко разделить компетенцию, обозначить по каким вопросам гражданам надлежит обращаться в Прокуратуру, органы государственной власти, суд. Необходимым является также введение оказания бесплатной юридической помощи не только по делам гражданским, но и административным; не только в суде первой инстанции, но и кассации.

- Главный консультант отдела анализа и правового обеспечения Аппарата Уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской области А.Н. Агальцова пояснила, что закон вообще не предусматривает возможность оказания бесплатной юридической помощи Уполномоченным по правам ребенка.

Относительно статуса отдельных органов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, участниками были обозначены следующие проблемы:

  1. Представитель Нотариальной палаты Иркутской области пояснила, что положительно следует характеризовать тот факт, что относительно нотариусов Закон указал, возможность оказания ими помощи только по вопросам совершения нотариальных действий, поскольку зачастую граждане обращаются с любыми своими проблемами в области права. Однако недостаток состоит в том, что не сформулированы критерии, по которым гражданам может быть оказано в оказании бесплатной юридической помощи;
  2. Орешкин М.И., к.ю.н., Адвокат коллегии адвокатов Иркутской области «Оптимум» осветил некоторые вопросы оказания бесплатной юридической помощи адвокатами: в частности, указал, что не урегулированы вопросы заключения соглашения между адвокатами и органами государственной власти на оказание такой помощи (оно лишь упоминается в тексте закона). Кроме того, для того, чтобы простимулировать адвокатов оказывать квалифицированную бесплатную юридическую помощь, возможно два варианта: для получения (подтверждения) статуса адвоката ввести еще одно требование – осуществление бесплатной юридической помощи на протяжении определенного периода времени, только после этого присваивать статус (как это сделано в США); либо на уровне адвокатских объединений ввести обязанность осуществлять бесплатное консультирование по графику.
  3. Фомина И.А., руководитель ЮК ЮИ ИГУ также обратила внимание участников, что закон лишил юридические клиники возможности осуществлять представительские функции.

Далее участникам было предложено обсудить вопрос о контроле оказания бесплатной юридической помощи. Представители Управления Министерств юстиции РФ в Иркутской области пояснили, что, к сожалению, их организация не обладает правом осуществлять контроль за указанной сферой. Представитель государственного юридического бюро пояснил, что от этого страдает качество оказания услуг.

Е.В. Косован обратила внимание, что не случайно целью закона является оказание именно «квалифицированной» помощи, поэтому необходимо создать механизм контроля, который обеспечит «грамотность» оказываемой помощи, вплоть до того, что надзор за данной сферой могут осуществлять и органы прокуратуры.

Активно участниками обсуждался вопрос финансирования. Обсуждению подлежали следующие вопросы:

- Неудачным в самом названии закона является термин «бесплатная». Понятно, что гражданами такая помощь оказывается без оплаты, однако, во-первых, как уже отмечалось, гражданам необходимо предоставить большое количество документов для получения помощи, что сопровождается определенными материальными расходами, а во-вторых, для половины субъектов, оказывающих эту помощь, услуги оплачиваются со стороны государства (за счет регионального бюджета);

- Чтобы Закон эффективно исполнялся необходимо привлечение дополнительного финансирования (для оплаты труда, подготовки и оснащения помещений и т.д.). Предполагается, что большинство расходов будет возлагаться на региональные бюджеты. Однако, в бюджетах средства на это либо не выделяются, либо выделяются в недостаточном количестве;

- Закон предусматривает создание регионами и муниципалитетами центров по оказанию рассматриваемой помощи. Однако, это скорее их право, чем обязанность. И поэтом, мы можем столкнуться с проблемой, когда такие центры просто не будут созданы, со ссылкой на отсутствие средств в соответствующем бюджете.

- Для адвокатов оказание бесплатной юридической помощи является не только «невыгодной», но и «неудобной», поскольку им для подтверждения факта оказания ими соответствующих услуг необходимо предоставить внушительное количество отчетов и других документов.

 

По результатам проведенного Семинара участники пришли к следующим выводам:

  1. Централизация оказания бесплатной юридической помощи необходима. Поэтом принятие обсуждаемого законопроекта является целесообразным. Проблемы могут возникнуть при реализации Закона. Представляется, что после его адаптации будут внесены соответствующие изменения и следовательно будет создана действительно эффективная система оказания бесплатной помощи;
  2. Препятствием для граждан для осуществления своего права на получение бесплатной помощи может стать излишняя бюрократизация подтверждение статуса, который дает такое право. В связи с этим, возможна ситуация, когда граждане, обладающие доходом, чуть выше величины прожиточного минимума, не имеющие возможность (в силу отдаленности проживания, например) получить какие-либо документы и т.д. лишаются обсуждаемой правовой возможности даже общественными организациями, что противоречит принципу равенства.
  3. Необходимо ввести жесткие механизмы контроля за деятельностью организаций, осуществляющих бесплатную юридическую помощь;
  4. Препятствует развитию института бесплатной юридической помощи и вопрос финансирования: пока данная программа не получит достаточного финансирования для органов, входящих в систему оказания такой помощи, не будет стимула по качественному осуществлению таких работ.
  5. С положительной точки зрения следует характеризовать, что указанный Закон скажется на развитии правовой культуры населения в целом, что в итоге облегчит работу государственного аппарата.

Ю.Ю. Курьянова