Отчет клиники

Отчет по работе в Международной Правовой летней Школе

«Права осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы»

(15-21 августа 2002, Красноярск)

 

С 15 по 21 августа 2002 г. в Красноярске проходила Летняя Правовая Школа для студентов-юристов, работающих в правовых клиниках России. Ее организаторами выступили Красноярский краевой Общественный комитет по защите прав человека и Правовая клиника Юридического Института Красноярского государственного университета. Тематика школы – «Права осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы». В школу были приглашены около 40 студентов из 16 городов России и Белоруссии.

 

Лейтмотивом мероприятия было оказание юридической помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы. Особенно обращалось внимание на порядок консультирования заключенных и формы такого консультирования.

 

Первым выступал директор школы А.С. Горелик. Он рассказал об истории правозащитного и клинического движения в России, истории Юридической Клиники Красноярского университета, направлениях ее деятельности. Акцент доклада был сделан именно на развитие такого рода деятельности, как оказание правовой помощи осужденным.

 

Далее были деловые игры. В первом задании малых групп, на которые были разбиты участники Школы, необходимо было создать направление по оказанию правовой помощи осужденным. В частности, было предложено создать правозащитную организацию или юридическую клинику при учебном заведении, определить цели деятельности, установить численность ее штата, расписать функции сотрудников, определить направления деятельности: будет ли она исключительно работать по письмам заключенных, либо будет также осуществлять выезды в места лишения свободы, работать с родственниками заключенных. Необходимо также было решить вопросы делопроизводства: где будет размещаться учреждение, сколько необходимо мебели, канцелярских принадлежностей, найти источники финансирования  такой деятельности, провести рекламные и агитационные мероприятия. Работы должны были быть выполнены группами на ватманах. Каждый проект обсуждался публично всеми участниками школы, и группа должна была мотивированно отстаивать свою позицию.

 

В этот же день состоялась встреча участников Школы с представителями Комиссии по помилованию Красноярского края. Сотрудники Комиссии разъяснили участникам Школы новый порядок помилования, который существенно изменился в связи с созданием комиссий по вопросам помилования в субъектах Российской Федерации, рассказали о полномочиях таких комиссий и практике деятельности  Комиссии в Красноярском крае. Студентам было предложено потренироваться в написании ходатайств о помиловании. «Мастер класс» по написанию ходатайств провел Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае И.Е. Жмаков.

 

В последующие дни наша дальнейшая работа была посвящена непосредственнотренировке по оказанию юридической помощи осужденным. С нами был  проведен инструктаж, отчитали нам теоретическую часть, а затем и провели ряд ролевых игр в этом направлении.

 

Устное консультирование было разделено на два этапа – интервьюирование, т.е. опрос клиента, выяснение сущности дела, и само консультирование. Студенты приняли участие в игре «Браток», цель которой отработать на практике теорию: сначала опросить заключенного (его роль исполнял тренер, закрепленный за каждой рабочей группой), а затем и дать квалифицированную юридическую консультацию. Каждая игра заканчивалась ее обсуждением, участники высказывали свои впечатления, в заключение тренер указывал на положительные и отрицательные стороны наших действий.

 

Уделялось внимание и письменному, «дистанционному» консультированию. Были проведены игры: «Работа с документами и письмами осужденных» и «Подготовка и представление ответов», в которых необходимо было изучить письменные документы заключенного и на их основе подготовить ему ответ либо представление в судебный орган.

 

Интересны были лекции и по вопросам психологии осужденных, в частности, были затронуты проблемы адаптации осужденных в местах лишения свободы, особенности психологии несовершеннолетних и женщин. Обратили внимание и на взаимоотношения заключенных между собой, с администрациями исправительных учреждений. Студенты особенно интересовали «знаки различия» заключенных – татуировки. Коснулись и специфических особенностей общения с данным контингентом в целях избежания конфликтных ситуаций в процессе оказания юридической помощи.

 

Запоминающимися был выезд в колонию. Этот выезд венчал нашу подготовку, на практике мы должны были показать, чему обучились во время игр. В колонии занимались приемом и консультированием осужденных. В итоге участниками школы были проконсультированы 60 человек.

 

Последним значимым мероприятием в процессе нашего обучения в Летней Правовой школе был игровой уголовный процесс. Председательствующими выступили судьи Красноярского Краевого суда. Всех студентов разделили на три группы: обвинители, адвокаты и правозащитники. Накануне было выдано каждому реальное уголовное дело для ознакомления и выработки позиции по нему. Состоялся полноценный процесс со всеми его стадиями.

 

Турушев А.С., студент 4 курса ЮИ ИГУ,

консультант Юридической клиники ЮИ ИГУ.