Анализ дела

Анализ дела – это сложная, многогранная работа, которая требует от студента- консультанта высокого интеллектуального напряжения, строгой логики и развитого воображения. Четко и последовательно описать технологию анализа дела достаточно сложно. И хотя в своей профессиональной деятельности каждый юрист постоянно сталкивается с необходимостью анализировать материалы различных дел, объяснить то, как он это делает, даже профессионалу с многолетним опытом работы зачастую бывает непросто. Такая сложность обусловлена тем, что основу анализа дела составляет процесс мышления, построения выводов и умозаключений, а, как известно, такой процесс индивидуален у каждого человека. Также нужно понимать, что методика анализа дела вырабатывается у юриста-профессионала исходя из его особенностей мышления постепенно, в процессе накопления опыта и является по большому счету его своеобразной личной «визитной карточкой», элементом его собственного имиджа. Поэтому все то, о чем будет написано ниже, достаточно условно и носит характер рекомендаций, выработанных с учетом обобщения коллективного опыта. Основная цель данного учебного курса – создать наиболее общее представление об анализе дела и указать на то, решение каких задач необходимо добиться при анализе дела.

Перейдем непосредственно к анализу дела.

 

В процессе интервьюирования консультант получает в свое распоряжение массу различной информации о ситуации, сложившейся у обратившегося лица (клиента). Для того, чтобы понять проблему и выработать ее решение, прежде всего необходимо эту информацию проанализировать. И здесь процесс интервьюирования, то есть процесс, связанный с получением информации, и процесс анализа данной информации достаточно тесно переплетаются. Выражается это, например, в том, что консультант, слушая клиента, уже на этапе интервьюирования частично анализирует ситуацию и дает ей предварительную квалификацию. Исходя из выводов данного анализа, консультант уточняет при помощи вопросов рассказ клиента. В связи с этим жесткое разграничение процесса интервьюирования и процесса анализа дела вряд ли можно признать корректным. Однако необходимо предостеречь и от их смешения: важно помнить, что это самостоятельные процессы работы над делом, перед которыми стоят различные задачи, и их параллельная проработка доступна только профессионалам, имеющим большой опыт практической работы. Для студентов-консультантов, которые такого опыта не имеют, целесообразно четко разделять во времени процесс интервьюирования и процесс анализа дела, допуская в процессе интервьюирования только частичный анализ дела. Основная же работа, связанная с анализом дела, должна происходить после интервьюирования, то есть в период между первой и последующими встречами с клиентом.

 

Важно сразу же сказать о том, что анализ дела как этап работы над делом необходим при работе над любой правовой ситуацией, будь то дело, связанное с нарушением чьих-либо прав, и где необходима защита таких прав, или дело, связанное с обеспечением надлежащего осуществления какого-либо права. К первой категории относится, например, дело о взыскании задолженности по заработной плате, а ко второй – дело, связанное с регистрацией права собственности. Приведенная ниже схема подходит как к первой категории, так и ко второй. Однако, в связи с тем, что в практике работы юридической клиники дел первой категории гораздо больше, поэтому практический уклон будет сделан в их сторону.

 

Анализ дела как самостоятельный этап работы над делом предполагает последовательное решение следующих задач. Во-первых, по итогам анализа дела необходимо осуществить правовую квалификацию имеющейся у клиента ситуации. Во-вторых, исходя из правовой квалификации деланеобходимо принять решение по поводу правовых возможностей защиты субъективных прав клиента.

В качестве способа достижения указанных выше целей можно предложить несколько последовательных этапов работы:

Первый этап – проведение всестороннего анализа фактических обстоятельств дела;

Второй этап – осуществление правовой квалификации ситуации;

Третий этап – анализ требований клиента;

Четвертый этап – анализ правомерных возможностей достижения требований клиента;

Пятый этап – определение механизма защиты прав обратившегося лица.

Рассмотрим их более подробно.

Первый этап. Проведение всестороннего анализа фактических обстоятельств.

 

На данном этапе основная задача консультанта состоит в том, чтобы четко (прежде всего, для самого себя) определить, что же произошло на самом деле, какая ситуация у обратившегося лица объективно (безотносительно к субъективному мнению клиента) существует в действительности. Для того, чтобы получить такую информацию, необходимо установить имевшие место фактические обстоятельства дела, факты. Правильное определение фактов имеет важнейшее значение для всего последующего этапа работы над делом. Это фундамент такой работы, ее основа. От того, насколько верно будут определены факты, зависит и правовая квалификация ситуации, и правовая позиция по делу, и в итоге выработка правовых рекомендаций для клиента.

Информацию о фактах получают из различных источников. Для дел, рассматриваемых в юридической клинике, характерными источниками информации о фактах являются пояснения обратившегося лица и представленные им документы. Дадим краткую характеристику этим источникам.

Пояснения обратившегося лица. Это, как правило, основной источник информации. Именно клиент первоначально описывает ситуацию, обозначает характер своей заинтересованности, формулирует цель обращения и, тем самым, задает общий тон отношения к ситуации. Именно из объяснений клиента студент-консультант получает информацию о большинстве фактов. Специфика такого источника определяется его ярко выраженным субъективным характером. Более того, такая специфика усиливается еще и психологическими особенностями тех людей, которые составляют основную массу обращающихся в юридическую клинику – это пожилые люди, инвалиды, люди с незначительными психическими отклонениями. Такие люди зачастую рассказывают о своих проблемах столь пространно, что приходится предпринимать определенные усилия для того, чтобы прервать поток речи клиента и направить его рассказ в нужное «юридическое» русло.

Как правило, в рассказе клиента фигурирует колоссальное множество фактов. Студенту-консультанту в силу недостаточности практики работы достаточно сложно сразу определить, какие обстоятельства имеют существенное значение для дела, а какие нет. Поэтому стоит порекомендовать обращать внимание на все факты, так или иначе, по мнению студента-консультанта, связанные с ситуацией обратившегося лица.

Клиенты, упоминая о фактических обстоятельствах, зачастую здесь же дают им оценку и высказывают свое мнение относительно данных фактов, а также выстраивают на основе указанных ими же фактов различные предположения. При этом очень часто такая оценка клиентом ситуации весьма эмоциональна и носит юридический характер. Например, часто от клиентов можно слушать такие утверждения: «Меня уволили абсолютно незаконно! Вы знаете, администрация издала такой приказ, который вообще не соответствует Трудовому кодексу и нарушает мое право на труд, закрепленный нашей Конституцией!». Сравните предыдущее высказывание с данным: «15 мая 2004 года меня уволили приказом № 65 за прогулы, которых я не совершала!» Здесь также присутствует элемент оценки со стороны клиента, однако если из первого высказывания можно получить информацию только о том факте, что администрацией был издан приказ об увольнении, то из второго высказывания можно почерпнуть гораздо больше: известны дата и номер приказа, а также основание увольнения. Или еще пример. В юридическую клинику обратилась Д. Она указала, что ей продали бракованную ванну. В обоснование этого она объяснила, что у приобретенной ей эмалированной ванны имеется дефект: сходит эмаль с внутренней стороны. При этом она была уверена, что ей изначально продали такую ванну. Как объяснила Д.: «когда я покупала ванну, в магазине стояла такая же, но бракованная. Мне об этом продавец сказал. А еще он на меня очень хитро так смотрел и улыбался. Видимо решил, что раз бабка старая, то все равно ничего не поймет, и специально мне брак подсунул». Здесь, как видно, имеется предположение лица о некоем факте, которое клиент выдает за факт. Нередко, особенно при описании поведения людей, факты подменяются мнением, впечатлением о них. Например, при вопросах, связанных с взысканием алиментов, обратившаяся женщина так описывала поведение отца своих детей: «Он жулик и вор. Он зарабатывает огромные деньги на стороне, а в суде показывает свою мизерную официальную зарплату. И при разводе забрал почти все наше имущество». В данном высказывании присутствуют эмоции, а фактов практически нет.

Таким образом, необходимо помнить, что для уяснения сложившейся ситуации первостепенное значение имеют только факты, и факты необходимо четко отграничивать от их оценок и интерпретаций. Однако и полностью игнорировать оценку факта или мнение о данном факте обратившегося лица нельзя! Это может оказаться полезным в дальнейшем при оценке данного факта и выработке правовой позиции.

Документы. В качестве документов, предоставленных обратившимся лицом, могут выступать различные договоры, акты государственных и муниципальных органов власти, справки, выписки, расписки, доверенности, судебные решения и т.д. При этом необходимо иметь в виду, что клиентами будут представляться как оригиналы, так и копии указанных документов.

Документы анализируются с точки зрения содержания и с точки зрения формы. Анализируя содержание любого документа, необходимо уяснить, какой конкретно факт или совокупность каких фактов удостоверяется данным документом. Например, домовая книга на квартиру удостоверяет следующие факты: точный адрес местонахождения данной квартиры; фамилии, имена и отчества собственников, их паспортные данные. Приказ о приеме на работу содержит информацию о фамилии, имени и отчестве принимаемого на работу лица, определяет его рабочее место и трудовую функцию, а также указывает на размер заработной платы. Особенно при анализе содержания документов необходимо обращать внимание на используемые понятия, термины и формулировки. Важно их правильно истолковать, уяснить их смысл и определить взаимную сочетаемость.

Достаточно сложными для анализа являются различные виды договоров, а также акты органов судебной власти. При анализе содержания договора (как правило, это гражданско-правовой договор или трудовой договор), необходимо обратить внимание на: определение сторон по данному договору, их конкретные права и обязанности, вытекающие из договора, ответственность за несоблюдение обязанностей. Здесь можно использовать следующую формулу: кто конкретно и что конкретно должен сделать, и что ему грозит, если он это не сделает. При анализе актов органов судебной власти важно обращать внимание на следующие моменты: какой судебный орган принял документ; на стадию судебного рассмотрения, какие требования заявлял истец, какие возражения заявлял ответчик, какие обстоятельства исследовал суд в судебном заседании, к каким выводам пришел и какое решение вынес. Последнее важно уяснить абсолютно четко и точно.

Кроме содержания необходимо также обратить особое внимание на форму предоставленных клиентом документов. Это необходимо, во-первых, потому, что несоблюдение такой формы является в ряде случаев основанием для отмены документа либо непринятия его в качестве доказательства, а, во-вторых, формальные моменты несут в себя также достаточно большую информацию.

Проводя оценку формы, обращайте внимание на следующее:

– на дату издания документа. Дата издания имеет важнейшее значение. Если в самом документе не указана дата его издания, необходимо по возможности это установить.

– на орган или должностное лицо, издавший документ. Имейте в виду, документ должен исходить от органа или должностного лица, наделенного соответствующей компетенцией выдавать документы данного вида.

– на регалии документа. Любой официальный документ должен быть выполнен в строгом соответствии с требованиями, предъ­яв­ля­емыми к оформлению документов данного вида: исполнен на официальном бланке, содержать наименование должностного лица, его издавшего, содержать подпись такого лица, быть заверенным соответствующей печатью.

– документ не должен иметь подчисток, приписок, неоговоренных исправлений, текст должен быть исполнен разборчиво, не иметь поврежденных нечитаемых мест.

– срок действия документа (если таковой имеется) не должен истечь.

Установив, какие имеются источники информации в данной конкретной ситуации, первое, что необходимо сделать, это проанализировать каждый источник в отдельности. Здесь в качестве рекомендации можно посоветовать студентам-консультантам составлять соответственно карточку рассказа клиента либо карточку имеющихся документов. В карточке рассказа клиента должна отражается следующая информация: фамилия, имя, отчество лица, краткое описание фактов, присутствующих в его рассказе. Применительно к указываемым фактам необходимо знать дату его совершения, субъекта совершения, а также его содержание. В свою очередь, карточка предоставленных клиентом документов должна содержать следующее: наименование документа, дату его издания, орган его издавший, а также содержать краткое описание фактов, указанных в документе. При необходимости (если документ сложный) можно составить отдельную карточку на данный документ. Составление таких карточек преследует чисто практические цели. С одной стороны, это позволяет иметь источник с наглядно зафиксированными фактами рассказа лица или документа, к которому можно при необходимости в любое время обращаться (здесь не стоит особо полагаться на свою память, тем более каждый раз вычленять факты из рассказа лица или документа, ибо это дело достаточно трудоемкое). С другой стороны, процесс составления таких карточек развивает навык лаконичного формулирования юридически значимой информации.

 

После анализа информации, имеющейся в отдельных источниках, то есть в пояснении обратившегося лица, и в документах, им представленных, необходимо сопоставить факты, полученные из этих источников. Имейте в виду, что здесь возможна ситуация, когда информация, содержащаяся в документах, может подтверждать сведения, исходящие от клиента, дополнять, уточнять их, и даже опровергать. В последнем случае обязательно следует выяснить у клиента причину такого противоречия и по возможности ее устранить. Здесь опять-таки стоит вспомнить об упомянутых выше карточках, так как на их основе сопоставление фактов, имеющихся в различных источниках, осуществляется быстрее и проще.

 

Итогом первого этапа анализа дела должна стать так называемая фабула дела. Фабула дела – это небольшая история, изложенная простым доходчивым языком и состоящая из 8–12 предложений. Такая история несет в себе в лаконичной форме весь смысл юридически значимой информации поданному делу, расположенной, как правило, в хронологической последовательности. Например, в юридическую клинику обратился Ф., и просил составить ему исковое заявление о расторжении договора купли продажи холодильника, возврате уплаченной за холодильник денежной суммы и возмещении морального вреда. Фабула его дела выглядела следующим образом:

5 мая 2004 г. гражданин Ф. в магазине «N», расположенном по такому-то адресу, приобрел для личного пользования на основании договора купли-продажи № NN у ООО «NNN» холодильник марки STINOL (заводской номер такой-то). Согласно условиям указанного договора купли-продажи, покупатель, гражданин Ф., за приобретаемый товар уплатил в момент заключения договора продавцу денежную сумму в размере стольких-то рублей. Продавец, ООО «NNN», предоставил покупателю товар 6 мая 2004 г. путем доставки его силами сотрудников продавца на адрес места жительства покупателя. Непосредственно после доставки холодильник в присутствии сотрудников ООО «NNN» не проверялся. В тот же день, 6 мая 2004 г., покупатель, включив холодильник, обнаружил, что он не морозит. 7 мая 2004 года покупатель сообщил об этом по телефону продавцу, и продавец обещал выслать на дом к покупателю специалиста для осмотра холодильника в течение ближайших 5 дней. 10 мая прибыл специалист. При осмотре было обнаружено, что в холодильнике отсутствует фреон, о чем специалистом был на месте осмотра составлен акт № NNNN. 11 мая 2004 г. гражданин Ф. предоставил лично в ООО «NNN» претензию с требованием забрать обратно холодильник и вернуть ему уплаченные им деньги. 17 мая 2004 г. гражданин Ф. получил по почте ответ на свою претензию от ООО «NNN», пописанную генеральным директором, где содержался отказ удовлетворить требования гражданина Ф.

Второй этап. Осуществление правовой квалификации ситуации.

 

После того как, была определена реально существующая ситуация, необходимо дать ей юридическую оценку, иными словами, определить юридическую квалификацию сложившейся ситуации. Именно эта задача и ставится на втором этапе анализа дела. Суть ее состоит в том, чтобы, во-первых, определить правовые нормы, регулирующие данную ситуацию, уяснить их суть, во-вторых, на основании правовых норм определить правовой статус участников возникшей ситуации, их конкретные права и обязанности и, в-третьих, сопоставить описание фабулы дела и описание диспозиции правовых норм, и на основании этого охарактеризовать ситуацию юридическим языком.

 

Вообще, на этапе осуществления правовой квалификации студенту-консультанту необходимо воспользоваться собственным багажом знаний, полученным в процессе освоения базовых учебных курсов. И качество работы здесь напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки студента-консультанта.

 

Определение правовой базы – процесс достаточно сложный, поскольку предполагает проработку огромного массива актов в поиске именно тех, которые регулируют данную ситуацию.

Вернемся к нашей ситуации с продажей холодильника, в котором отсутствовал фреон, и определим нормы, регулирующие данные отношения.

Исходя из фабулы дела, гражданин Ф. приобрел холодильник у ООО «NNN», вступив с ней в определенные отношения. Данные отношения имеют частно-правовой характер, так как возникли между частными субъектами – физическим лицом и частной компанией. Так как, опять же исходя из фабулы дела, между данными субъектами возникли отношения по поводу холодильника, который по своей сути является материальным благом – имуществом, то эти частно-правовые отношения по своей сути являются имущественными, то есть гражданско-правовыми. При этом между данными субъектами еще был заключен некий договор. Следовательно, эти гражданско-правовые отношения носили договорный характер. Гражданско-правовые отношения, в том числе и договорные, регулируются Гражданским кодексом РФ, что определено в ст.2 данного закона. Так как такие договорные отношения предусматривали приобретение гражданином Ф. имущества в собственность за деньги, то, исходя из анализа статей Гражданского кодекса РФ, можно заключить, что имели место отношения купли-продажи. При этом, исходя из фабулы дела, гражданин Ф. приобрел холодильник для собственных нужд, то есть для личного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Следовательно, имела место розничная купля-продажа, регулирование которой осуществляется пар.2 гл.30 ГК РФ. К отношениям, не урегулированным нормами данного параграфа, применяются иные соответствующие нормы ГК. Кроме этого, исходя из ч.3 ст. 492 ГК РФ, если покупателем по договору розничной купли-продажи является гражданин, тогда он выступает в качестве потребителя. Отношения, связанные с приобретением товаров потребителями, регулируются наряду с Гражданским кодексом РФ, также Законом РФ «О защите прав потребителей». На это указывает преамбула данного закона. При этом, согласно указанной выше норме ГК, Закон РФ «О защите прав потребителей» применяется к отношениям розничной купли-продажи товаров по вопросам, не урегулированным Гражданским кодексом, то есть он дополняет положения Гражданского кодекса РФ. Таким образом, можно констатировать, что данные отношения регулируются Гражданским кодексом РФ, в частности пар.2 гл.30 и, в случае неурегулированности данным параграфом каких-либо отношений, другими соответствующими статьями ГК, а также Законом РФ «О защите прав потребителей».

После нахождения правовых норм, регулирующих возникшие отношения, необходимо уяснить их содержание. Это очень важный этап работы. От студента требуется уяснение сути, смысла и значения положений, закрепленных в норме права, определение сформулированных в ее гипотезе, диспозиции и санкции существенных моментов. При этом нередко приходится изучать нормативно-правовые акты, относящиеся к различным отраслям права. Также при анализе важно обращаться не только к тексту закона, но и необходимо знакомиться с практикой применения данных норм, формируемой судебными органами, в особенности высшими – Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.

 

В рамках данного учебного курса не ставится цель провести исследование положений, закрепленных в соответствующих статьях ГК РФ, а также положений Закона РФ «О защите прав потребителей», на предмет выяснения их смысла и значения, так как это делается в рамках других учебных курсов, в частности в рамках курса гражданского права РФ. Поэтому будем исходить из того, что смысл данных положений нами уяснен.

 

Далее необходимо на основании изученных правовых норм определить правовой статус участников возникшей ситуации, их конкретные права и обязанности. При этом, как правило, необязательно исследовать весь массив прав и обязанностей данных лиц, так как он бывает достаточно широк, правильнее сконцентрировать свое внимание на тех, которые имеют отношение к сложившейся ситуации.

 

Применительно к нашей ситуации с холодильником можно констатировать следующее.

Гражданин Ф. является, исходя из ст. 454 ГК РФ, Покупателем, причем не просто покупателем, а, в соответствии со ст. 492 ГК РФ и положениями преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей», Покупателем-Потребителем. ООО «NNN», в свою очередь, исходя из тех же правовых норм, является Продавцом. Гражданский кодекс РФ и Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливают достаточно широкий набор прав и обязанностей, как для Покупателя, так и для Продавца. Среди них для рассматриваемой нами ситуации особое значение имеет – касательно Покупателя – закрепленная в ст.454 ГК РФ обязанность принять передаваемый товар и оплатить его стоимость, согласно условиям договора. Касательно же Продавца, особое значение имеют закрепленная в ст. 456 ГК РФ обязанность передать товар, предусмотренный условиями договора купли-продажи, а также закрепленная в ст. 469 ГК РФ и ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», обязанность передать Покупателю товар, качество которого соответствует договору. Если договор не содержит условия о качестве, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если же продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Уяснив права и обязанности, принадлежащие участникам рассматриваемой нами ситуации, необходимо сопоставить их с реальными действиями, совершенными данными субъектами. Цель такого сопоставления состоит в том, чтобы выяснить, исполняют ли они в своих действиях возложенные на них законом обязанности. На основании этого можно констатировать следующее. Если действия каждого направлены на исполнение возложенных на него законом обязанностей, то в данной ситуации, скорее всего, отсутствует нарушение прав кого-либо из участников ситуации. Однако, как правило, возникает обратная ситуация. Кто-то из участников ситуации в своих действиях не исполняет возложенные на него обязанности и тем самым нарушает корреспондирующие таким обязанностям права кого-то из участников ситуации. В этом случае необходимо четко определить, чьи права нарушаются, какие конкретно права нарушаются и какими действиями, а также кто эти действия совершил.

 

Рассмотрим на этот счет анализируемую нами ситуацию исходя из изученного нами правового материала.

5 мая 2004 г. между гражданином Ф. и ООО «NNN» возникли гражданско-правовые договорные отношения, а именно был заключен договор розничной купли-продажи, по которому гражданин Ф. являлся Покупателем, а ООО «NNN» Продавцом. Предметом договора явился холодильник марки STINOL (заводской номер такой-то). Покупатель, исполняя возложенную на него ст. 454 ГК РФ обязанность оплатить товар, уплатил Продавцу в день заключения договора всю предусмотренную договором денежную сумму. 6 мая 2004 года Продавец, во исполнение возложенной на него ст. 456 ГК РФ обязанности передать товар, предусмотренный договором купли-продажи, силами своих сотрудников доставил и передал товар Покупателю, а Покупатель, в свою очередь, данный товар принял, чем исполнил предусмотренную в ст. 454 ГК РФ свою обязанность. Однако при эксплуатации Покупателем переданного товара выяснилось, что в холодильнике отсутствует фреон, и вследствие этого переданный Продавцом товар не пригоден для целей, для которых такой товар обычно используется – для охлаждения и заморозки продуктов. Ст. 469 ГК РФ и ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливают обязанность Продавца передать Покупателю товар, качество которого соответствует договору. Если договор не содержит условия о качестве, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Продавец исполнил данную обязанность ненадлежащим образом, а именно передал товар ненадлежащего качества. Этим он нарушил корреспондирующее данной обязанности право Покупателя получить в собственность качественный товар.

Такая характеристика имеющейся ситуации и будет, собственно, ее юридической квалификацией.

На данном этапе работы можно говорить о том, что одна из целей, стоящих перед анализом дела, достигнута – проведена оценка сложившейся ситуации и дана ей юридическая квалификация. Однако необходимо помнить, что это не является самоцелью работы над делом, и клиента в конечном итоге не особо интересует, как с юридической точки зрения выглядит его ситуация. Его гораздо больше интересует то, каким образом он может из сложившейся ситуации получить желаемый им результат. И человек, обращаясь в юридическую клинику за помощью, ждет именно рекомендаций о том, как ему такой результат достигнуть. Для того, чтобы дать клиенту по этому поводу какие-либо рекомендации, имеющейся юридической квалификации сложившейся ситуации недостаточно. Для этого необходимо еще и четко уяснить, какой конкретно результат желает получить обратившееся лицо.

Третий этап. Анализ требований клиента

 

На этапе интервьюирования консультант должен четко для себя уяснить, какой конкретно результат хочет получить обращающееся лицо. И здесь задача консультанта состоит в том, чтобы для своей дальнейшей работы сформулировать максимально точно требование клиента. Например, в рассматриваемой ситуации с холодильником, гражданин Ф. желает вернуть холодильник продавцу и получить обратно свои деньги. Или вот такие примеры того, чего хотят получить клиенты: клиент хочет, чтобы его сосед по коммунальной квартире не мешал ему пользоваться ванной комнатой, или клиент хочет,чтобы отец детей платил на каждого ребенка по три тысячи рублей, или клиент хочет,чтобы его восстановили на работе и изменили запись в трудовой книжке. Клиент может формулировать как одно, так и несколько требований. Как видно, такие требования абсолютно некорректны с юридической точки зрения, но этого и не требуется здесь – требование должно быть максимально верно по сути.

 

Задача анализа требований клиента и состоит в том, чтобы перевести требование клиента из бытовой плоскости в плоскость правовую, то есть сказать о том же самом, но юридическим языком.

 

Для этого необходимо, во-первых, выделить каждое такое требование. Если требование одно, то, собственно, оно одно и останется. Если требований несколько, тогда необходимо каждое из них сформулировать отдельно. Во-вторых, необходимо каждое требование в отдельности проанализировать, то есть дать им юридическую характеристику. И, в-третьих, соединив проанализированные требования, оценить, насколько возможно, исходя из действующего российского законодательства, их совместное удовлетворение.

 

В рассматриваемом нами случае требований два, а именно: клиент хочет, во-первых,отдать обратно неисправный холодильник, а, во-вторых, получить обратно уплаченные за него деньги. Проанализируем каждое из них.

 

Требование «отдать обратно неисправный холодильник» содержит в себе следующее. Как нам известно из юридической квалификации ситуации, Покупатель, гражданин Ф., приобрел холодильник по договору розничной купли-продажи у Продавца, ООО «NNN». Теперь гражданин Ф. желает отдать холодильник обратно ООО «NNN», то есть, говоря языком Гражданского кодекса РФ, Покупатель хочет возвратить проданный товар Продавцу. Теперь обратимся ко второму требованию. Клиент также хочет «получить обратно уплаченные деньги за холодильник деньги». На языке Гражданского кодекса РФ это будет звучать, так: Покупатель желает получить от Продавца уплаченную за товар денежную сумму. Соединив два эти требования, получим следующее: Покупатель хочет возвратить Продавцу приобретенный у него товар, а также хочет получить от Продавца уплаченную за данный товар денежную сумму.

 

Возможность совместного удовлетворения данных требований зависит от того, не будет ли удовлетворение одного из них препятствовать удовлетворению другого. Проанализировав положения Гражданского кодекса, можно прийти к выводу, что совместное удовлетворение данных требований возможно.

 

На практике может возникнуть ситуация, когда обратившееся лицо желает достижения нескольких результатов, которые не могут быть совместно достигнуты. Например, клиент хочет, чтобы ему изменили формулировку увольнения в трудовой книжке, а также взыскали в связи с неверной формулировкой увольнения с работодателя деньги за вынужденный прогул. Очевидно, что удовлетворение таких требований совместно невозможно. Если консультант пришел к такому выводу, тогда необходимо, прежде всего, уточнить формулировки требований клиента. Возможно, причина такой ситуации в том, что консультант неверно истолковал желание клиента, и, следовательно, неверно дал им правовую характеристику. Если же консультант оценил все правильно, и клиент хочет именно этого, в таком случае необходимо разъяснить клиенту, что получить то, что он хочет невозможно. Как правило, клиенты в этом случае уточняют свои требования. При ситуации, когда клиент настаивает на первоначальных требованиях, рекомендуется мотивированно отказать клиенту в осуществлении дальнейшей работы над делом.

 

На практике возникают ситуации, когда клиент альтернативно формулирует различные, в том числе и взаимоисключающие, требования. Например, клиент хочет либо замены некачественного товара на аналогичный товар, либо замены некачественного товара на другой подобный товар с перерасчетом цены. Понятно, что совместное удовлетворение таких требований невозможно, да этого клиент и не требует. В таких случаях необходимо проанализировать каждое из таких требований и разъяснить правовые возможности достижения каждого из них. Очень важно помнить, что задача консультанта объективно подойти к характеристике каждого из них, и не делать выбор за клиента в пользу какого-то из его требований. Клиент должен сделать свой выбор самостоятельно. Обратная ситуация чревата колоссальными претензиями в адрес консультанта в случае недостижения клиентом спрогнозированного результата.

Четвертый этап. Анализ правомерных возможностей достижения требований клиента.

 

 Проанализировав и уяснив требование клиента, далее необходимо, исходя из фабулы дела и ее юридической оценки, оценить правовую возможность достижения желаемых клиентом результатов. Здесь необходимо проанализировать законодательство, регулирующее сложившееся отношения, и оценить, имеется ли вообще возможность требовать достижения правовыми средствами того, что хочет клиент в конкретно сложившейся ситуации. Вернемся к нашему примеру.

Гражданин Ф., Покупатель, желает возвратить ООО «NNN», Продавцу, приобретенный у него товар – холодильник марки STINOL, а также хочет получить от Продавца уплаченную за данный товар денежную сумму. При этом из фабулы дела и ее юридической квалификации следует, что Покупатель уплатил Продавцу предусмотренную договором денежную сумму в полном объеме в момент заключения договора, исполнив обязанность, предусмотренную ст. 454 ГК РФ. Продавец же, в свою очередь, передал Покупателю некачественный товар, а именно доставил Покупателю холодильник, где отсутствовал фреон. Тем самым, Продавец ненадлежащее исполнил лежащую на нем обязанность, предусмотренную ст. 469 ГК РФ и ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Последствия продажи товара ненадлежащего качества установлены в ст. 503 ГК РФ и ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно положениям, закрепленным в данных статьях, при продаже товара ненадлежащего качества, Покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом Покупатель по требованию Продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Также необходимо учитывать, что в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров данные требования Покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Согласно Перечню технически сложных и дорогостоящих товаров (утвержден постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575), холодильники и морозильники относятся к такой категории товаров (п.5). Определение категории «существенные недостатки товара» содержится в преамбулеЗакона РФ «О защите прав потребителей». Под существенным недостатком товара следует понимать неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостаткиТакой недостаток как отсутствие фреона в холодильнике может быть устранен, согласно акту № «NNNN», выданного специалистом, осматривавшим холодильник 10 мая 2004 г, заливкой фреона, после чего холодильник будет функционировать надлежащим образом. Таким образом, можно констатировать, что отсутствие фреона в холодильнике не является существенным недостатком товара. Следовательно, правовых оснований для удовлетворения требований Покупателя не имеется.

Приведенная ситуация является наглядным примером того, когда имеется нарушение прав обратившегося лица, и при этом клиент желает достижения определенного результата. Однако ситуация такова, что его требования не адекватны с точки зрения закона, и требовать их удовлетворения он не может.

 

Такие ситуации в практике работы юридической клиники нередки. Консультанту, если он пришел к выводу о том, что имеет место указанная ситуация, рекомендуется разъяснить клиенту, что требовать достижения не адекватного с точки зрения закона результата он не может, и настаивать на данном требовании нецелесообразно. При этом также необходимо указать клиенту, что имеются другие предусмотренные в законодательстве возможности, требовать реализации которых клиент вправе. При необходимости (которая, как правило, возникает!) можно дать клиенту краткую характеристику таких возможностей. Здесь также важно помнить, что задача консультанта объективно охарактеризовать их, и не делать выбор за клиента в пользу той или иной правовой возможности. Клиент должен сделать свой выбор самостоятельно.

 

Хотелось бы обратить внимание консультантов на такой момент: невозможность требовать достижения того, что хочет клиент, не означает для отношений, возникающих в сфере гражданского оборота, что такого результата нельзя добиться в принципе. Нужно помнить, что гражданское право основывается на принципе диспозитивности и свободы договора. Это означает, что, если стороны договорятся о подобных условиях, то так и будет в большинстве случаев. И клиенту это необходимо также разъяснить. Применительно к рассматриваемому случаю, это будет означать, что гражданину Ф. необходимо разъяснить, что требовать расторжения договора и возврата выплаченной денежной суммы он не может, однако он может требовать устранения за счет Продавца неисправностей, имеющихся в холодильнике. При этом нужно также объяснить ему, что он не может этого именно требовать помимо воли Продавца. Однако требуемого результата добиться можно, если об этом с Продавцом договориться.

 

Однако все же большинство дел, разбираемых в юридической клинике, основываются на ситуациях, в которых требования клиента адекватны сложившейся ситуации. И с точки зрения закона клиент имеет возможность требовать достижения того результата, на который он рассчитывает, то есть удовлетворения своих требований. В таком случае необходимо определить механизм защиты нарушенных (или обеспечения существующих) прав клиента, то есть то, каким образом нарушенное право необходимо защитить.

Пятый этап. Определение механизма защиты прав обратившегося лица.

 

Определение механизма защиты права предполагает, во-первых, определение органа или должностного лица, компетентного такую защиту оказать, во-вторых, определение процессуальной формы защиты права, и, в-третьих, выработку правовой позиции клиента. Все это в совокупности позволит выработать общий вектор защиты прав клиента. Как правило, в большинстве ситуаций, с которыми люди обращаются в юридическую клинику, можно определить несколько таких векторов и предоставить клиенту возможность выбрать конкретное направление деятельности (самостоятельно, естественно!). Например, в целях защиты прав обратившегося лица возможно обратиться и в прокуратуру, и вышестоящий административный орган. При этом очевидно, что для первого и для второго случаев процессуальная форма и правовая позиция будут различны.

 

Однако необходимо учитывать и то, что в ряде случаев требования к механизму защиты прав сформулированы императивно, и им необходимо следовать. Например, порядок приватизации квартир четко определен в законодательстве, также законодательно установлен порядок регистрации права собственности. Признание гражданина безвестно отсутствующим возможно только в порядке гражданского судопроизводства, и никакой другой орган, кроме суда, не вправе решить данный вопрос. Также в законодательстве для отдельных видов отношений сформулировано требование обязательного наличия определенных видов процедур. Например, потребитель, прежде чем обратиться в суд, должен попытаться разрешить возникшую конфликтную ситуацию в досудебной процедуре – претензионном порядке. Условия о наличии обязательных досудебных процедур могут также предусматривать стороны в заключаемых между ними договорах. В случае же, когда такая процедура императивно не прописана, необходимо определить при помощи какого механизма право будет защищено наиболее эффективно. И для каждой конкретной ситуации данный критерий необходимо применять индивидуально.

 

Как было указано выше, для определения механизма защиты нарушенного права, прежде всего, необходимо определить, орган, который наделен компетенцией защитить нарушенное право обратившегося лица, и который сможет наиболее эффективно это сделать. Компетенция конкретных органов обычно прописана в законах, определяющих их статус. Например, компетенция органов и должностных лиц прокуратуры определена вФедеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), компетенция органов и должностных лиц милиции определена в Законе РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» (с последующими изменениями и дополнениями), подведомственность и подсудность судов общей юрисдикции определена в Гражданском процессуальном кодексе РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) и т.д. Будем исходить из того, что студенты ориентируются в вопросах, связанных с организацией и деятельностью правоохранительных органов РФ, поэтому ограничимся лишь некоторыми замечаниями.

 

Вряд ли стоит для всех случаев рекомендовать судебную защиту прав. Безусловно, существуют ситуации, когда именно судебная защита является наиболее эффективной, ведь суд – это государственный орган, рассматривающий споры, по существу, в последней инстанции, и решение которого окончательно. Однако судебная процедура, как правило, достаточно сложна для понимания обычными гражданами и продолжительна по времени. По этому, в ряде случаев эффективнее использовать внесудебный порядок защиты прав, например путем обращения в прокуратуру или органы МВД. Может сложиться ситуация, когда эффективнее обратиться одновременно в несколько органов или организаций. Или же, не стоит забывать о том, что в ряде случае наиболее эффективным решением проблемы будет разрешение конфликтной ситуации самими сторонами, без привлечения органов принуждения.

 

Студенту-консультанту при разработке данного вопроса недостаточно просто указать структуру, в которую необходимо обращаться, нужно также определить конкретный орган с точки зрения подведомственности, его правильное наименование и адрес места нахождения. Например, сказать, что «Вам нужно обратиться в прокуратуру», явно недостаточно, и такой ответ вряд ли поможет клиенту. Нужно указать, что, например, «Вам необходимо обратиться в районный суд Октябрьского района г. Иркутска. Он находится по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская 30».

 

От того, к какому органу (должностному лицу) решено обратиться, зависит второй элемент механизма защиты права – процессуальная форма. Процессуальная форма защиты права – это определяемая в законодательстве форма деятельности компетентных органов по защите нарушенных прав. Процессуальная форма определяет порядок обращения в компетентный орган (к должностному лицу), порядок установления им фактических обстоятельств дела, порядок применения к рассматриваемой им ситуации норм права, определение способа защиты нарушенного права, порядок вынесения решения и осуществления контроля за его исполнением. Основной чертой процессуальной формы является ее формализованность, то есть императивное закрепление порядка совершения тех или иных действий.

 

У каждого компетентного органа (должностного лица) собственная процессуальная форма. Такое многообразие объясняется действием ряда факторов – спецификой подлежащих защите или обеспечению прав, сложностью или, наоборот, простотой познания правоотношений и подлежащих защите прав, степенью развития демократических процессов в обществе, правовыми традициями. Конкретная процессуальная форма закреплена, как правило, в нормативно-прававых актах, определяющих статус или порядок работы компетентного органа (должностного лица). В частности, защита прав в административном порядке осуществляется соответствующими органами в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). Ряд функций по защите и охране бесспорных прав граждан и охраняемых законом интересов выполняют нотариусы и другие должностные лица, имеющие право совершать нотариальные действия. Так, нотариусы удостоверяют сделки, принимают меры к охране наследственного имущества, выдают свидетельства о праве на наследство и т.д. Все эти действия также совершаются в определенной процессуальной форме, предусмотренной Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г
№ 4462-I (с последующими изменениями и дополнениями). Среди различных процессуальных форм особое место занимает судебная форма, как наиболее универсальная и распространенная, обеспечивающая надежные гарантии правильного применения закона, установления реально существующих прав и обязанностей сторон. Данная форма определена в специальных процессуальных законах: Гражданском процессуальном кодексе РФ, Уголовном процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ.

 

Студент-консультант должен знать и уметь ориентироваться в той процессуальной форме, в соответствии с которой (или с которыми) будут защищаться (обеспечиваться) права обратившегося к нему лица.

 

Третьим элементом механизма защиты прав обратившегося лица является правовая позиция клиента. Правовая позиция – это версия клиента о фактических обстоятельствах сложившейся у него ситуации, и основанное на данной версии правовое требование, обращенное к компетентному органу. Суть правовой позиции заключается в следующем. Гражданин, обращаясь к компетентному органу (должностному лицу), желает добиться от данного органа (должностного лица) принятия определенного благоприятного для себя решения. Для того, чтобы такое решение было принято (причем принято максимально оперативно), гражданин представляет на рассмотрение компетентного органа (должностного лица) определенную версию произошедших или имеющих место фактических обстоятельств, событий. При этом гражданин заявляет определенные требования, которые основаны на данных фактических обстоятельствах и ими же обусловлены. Это и есть правовая позиция гражданина. Например, гражданин обращается в государственный орган по регистрации прав собственности и указывает, что с такого-то времени он владеет и пользуется домом, находящимся там-то. Дом ему был предоставлен в соответствии с распоряжением органа государственной власти от такого-то числа. (Версия лица о фактических обстоятельствах ситуации). Основываясь на этом, он просит зарегистрировать за ним право собственности на данный дом.(Требование лица).

 

Особенное значение приобретает выработка правовой позиции в случаях, когда фактические обстоятельства не очевидны, и имеется множество различных фактов, от интерпретации которых зависит решение компетентного органа. Такая ситуация характерна, в частности, для судебных споров.

 

Выработка правовой позиции достаточно сложная процедура, складывающаяся из нескольких элементов, и подробно раскрыть весь такой механизм в рамках данного курса вряд ли возможно. Однако, думается, это и не требуется, ибо детальная проработка правовой позиции характерна больше для стадий реализации механизма защиты прав, например, для рассмотрения спора в суде.

Здесь же ограничимся краткой характеристикой.

 

Первое, что необходимо определить при выработке позиции по делу, это четко указать, какой конкретно вопрос должен быть разрешен компетентным органом (должностным лицом), то есть сформулировать свое правовое требование. Такое правовое требование, безусловно, базируется на требовании обратившегося лица, на том, какого результата желает достичь клиент. Однако отождествлять их не следует. Как правило, требования клиентов носят общий характер, зачастую сформулированы юридически некорректно и неполно. Правовое требование к компетентному органу должно, в свою очередь, быть абсолютно юридически корректным и полным, так как данным требованием фактически определяется, насколько будет решение компетентного органа отвечать тому результату, которого рассчитывало добиться обратившееся лицо. Также правовое требование должно быть сформулировано языком той правовой нормы, на основании которой оно возникло, быть понятным и однозначным, не содержащим в себе двусмысленностей и неопределенностей. В качестве примера можно привести следующее. В юридическую клинику обратилась женщина и просила помочь ей обратиться в суд для взыскания алиментов на двух детей в размере 1500 рублей на каждого. Здесь требование клиента сформулировано так: взыскать алименты на двух детей в размере 1500 рублей на каждого. Однако при анализе материалов дела выяснилось, что в свидетельстве о рождении одного из детей отсутствуют сведения об отце ребенка. Поэтому для достижения того результата, который желала добиться обратившаяся женщина, требование необходимо было скорректировать. В исковом заявлении необходимо было требовать, во-первых, признать такого-то отцом ребенка, и, во-вторых, взыскать алименты с такого-то на двух детей в размере 1500 рублей на каждого. Однако данное требование также не будет полным, так как не указан срок, с которого необходимо взыскивать алименты, как того требует Семейный кодекс РФ. Поэтому, основное требование, которое будет сформулировано в исковом заявлении, должно быть разбито на два и формулироваться примерно следующим образом: 1. прошу суд признать такого-то отцом такого-то (фамилия, имя, отчество и дата рождения ребенка); 2. прошу суд взыскать с такого-то в мою пользу алименты в размере 1500 рублей на каждого ребенка за период с такого-то времени по такое-то. Очевидно, что данное требование отличается от требования клиента.

 

Заявленное правовое требование должно основываться на определенных фактических обстоятельствах сложившейся у клиента ситуации. В противном случае оно будет безосновательным, надуманным. Совокупность фактических обстоятельств, на которых лицо основывает свое требование, представляет собой версию клиента о действительно произошедших или имеющих место быть фактических обстоятельствах. Это второй элемент правовой позиции клиента. Версия клиента не тождественна реально существующей ситуации: реально существующая ситуация является основой для разработки такой версии, и версия клиента обычно уже нее. На первом этапе анализа дела студенты-консультанты должны определить данные обстоятельства и отразить их в фабуле дела. Таким образом, материалом для разработки версии стороны служит фабула дела.

 

Если рассматривать реально существующую ситуацию с точки зрения разработки субъективной версии, то можно отметить, что в реально существующей ситуации, как правило, имеются несколько групп фактов. Это, во-первых, факты, которые однозначно свидетельствуют в пользу заявленного клиентом требования; во-вторых, факты, которые могут свидетельствовать как в пользу заявленного клиентом требования, так и против нее, в зависимости от их интерпретации, и, в-третьих, факты, которые однозначно свидетельствуют против заявленного лицом требования. В версию стороны должны в обязательном порядке войти факты первой группы, они образуют ее основу и в соответствии с ними будет строиться вся версия, а также интерпретироваться факты из второй группы. Из второй группы фактов необходимо отобрать только те, которые можно интерпретировать в свою пользу. Если имеются сомнения в том, что факт возможно интерпретировать в свою пользу, лучше его в версию стараться не включать, либо включать в самых крайних случаях. Что касается фактов, входящих в третью группу, о них, безусловно, забывать нельзя. Нужно быть готовым дать им оценку, которая либо заставит компетентный орган усомниться в них, либо уменьшит их значение.

 

Фактические обстоятельства в версии располагаются так, как это необходимо для обоснования заявленного требования, и их расположение не обязательно зависит от хронологии их возникновения.

 

Необходимо иметь в виду, что версия стороны о фактических обстоятельствах дела может существенно отличаться от реально существующей, либо даже быть противоположной ей. Основное правило здесь: гражданин должен представить такую версию фактических обстоятельств дела, при которой то, что он требует, было бы очевидно и законно и при этом у компетентного органа (должностного лица) не было бы сомнений в данной очевидности и законности.

 

Компетентный орган (должностное лицо) устанавливает наличие тех или иных фактов и обстоятельств на основе сведений, содержащихся в представленных заявителем доказательствах. Невозможно выработать позицию по делу при отсутствии хотя бы минимального количества доказательств, подтверждающих факты, на которых основано требование стороны. Разрабатывая версию стороны, необходимо продумать, какими доказательствами будет подтверждаться тот или иной факт. При этом необходимо иметь в виду, что в ряде случает в законодательстве сформулировано, что определенные обстоятельства не могут подтверждаться теми или иными доказательствами. Наиболее типичный пример здесь, это ст. 162 ГК РФ, где указано, что несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий, на свидетельские показания. В качестве рекомендации студентам-консультантам можно посоветовать составить некую табличку, где указывать с одной стороны конкретный факт, а с другой – доказательства, его подтверждающие.

 

Здесь также необходимо иметь в виду, что доказательства могут либо иметься у обратившегося лица, либо их необходимо будет получать путем обращения к компетентному органу. Например, если имеется спор о праве, и он рассматривается в порядке гражданского судопроизводства, то получение доказательств возможно посредством судебного запроса. Ст. 57 ГПК РФ определяет, что в случае, если представление необходимых доказательств затруднительно, суд по ходатайству стороны оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. Суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.

 

Еще одним элементом правовой позиции является нормативно-правовая основа правового требования клиента, представляющая собой совокупность нормативно-правовых актов, на основе которых данное правовое требование возникает и в соответствии с которыми оно подлежит удовлетворению. Правовая основа – это своего рода «юридический фундамент» правового требования, без которого правовая позиция будет необоснованной, беспочвенной с юридической точки зрения. Как правило, правовую основу составляют нормативно-правовые акты различных отраслей права, причем как материальных, так и процессуальных.

 

Формально правовая основа является правовой квалификацией версии клиента о фактических обстоятельствах имеющей место ситуации. Однако только лишь формально. Причина этого состоит в том, что при действительно правовой квалификации оценивается уже существующая фактическая ситуация, ей дается правовая оценка. В данном же случае правовая основа разрабатывается специально под сформулированное правовое требование, ни о какой фактической ситуации речи не идет. Более того, версия клиента о фактических обстоятельствах ситуации формируется на основе анализа имеющейся правовой основы, и факты в данной версии «подгоняются» под условия гипотезы и диспозиции правовых норм, составляющих правовую основу требования клиента.

 

Таким образом, хронологически последовательность действий по выработке правовой позиции выглядит следующим образом. Сначала формулируется правовое требование. Далее под данное требование, прорабатывается правовая основа, анализируется формулировка входящих в нее правовых норм. После этого под правовую основу, в соответствии с требованиями правовых норм, «подгоняются» фактические обстоятельства реально существующей ситуации, и формируется доказательственная база, подтверждающая наличие данных фактических обстоятельств. Итогом такой работы является цельная правовая позиция лица.

 

В заключение такого краткого анализа вопросов, связанных с правовой позицией, хотелось бы отметить, что правовая позиция не является единожды установленной. Она может изменяться в зависимости от различных конкретных обстоятельств, например, появления новых доказательств. При этом изменения могут быть весьма и весьма существенными. Ведь не случайно ГПК РФ предоставляет стороне право менять либо предмет иска, то есть правовое требование стороны, либо основание иска, то есть фактическую и правовую основу своего требования.

В качестве итога рассмотрения вопросов, касающихся анализа дела, хотелось бы обратить внимание консультантов на следующее. Анализ дела – процесс многоступенчатый и достаточно сложный. Охватить все нюансы и тонкости такого процесса вряд ли было возможно в рамках данного учебного курса. Кроме того, анализ дела – это длящийся процесс. Рассмотренные четыре его этапа – это только основная, базовая работа по анализу дела, и этой работой он не ограничивается. Анализ дела в той или иной степени продолжается на всех стадиях работы по делу.