Обучение в Юридической клинике ЮИ ИГУ

Идея обучения студентов в процессе правовой практики сформировалась еще в XIX в. в рамках развития социологического правопонимания, формирования юриспруденции интересов, т. е. целью юридического образования выступало не обучение догме права, а обеспечение возможности получения именно практических навыков. Так, термин «юридическая клиника» был введен профессором Д.И. Мейером, отметившим, что «клиника сама по себе означает применение знания к делу». Следовательно, клиническое юридическое образование сложилось в качестве как академической (профессиональной), так и социальной реакции на определенную неготовность выпускников юридических учебных заведений к практической деятельности, а также на ограниченность доступа малоимущих слоев населения к юридической помощи. Решение указанной проблемы академическим (профессиональным) сообществом обычно виделось в увеличении теоретических курсов, введении новых видов занятий (спецкурсов), что в итоге приводило лишь к увеличению времени подготовки студентов, но не решало многие проблемы. При этом нужно отметить несовпадение интересов академического и профессионального сообществ в требованиях к содержанию образования, обусловленное различными целями таких сообществ.
 
В качестве целей клинического юридического образования следует выделить:
1) обучение студентов навыкам практической деятельности (опрос, консультирование, квалификация юридического факта, составление документов) на основе имеющихся теоретических знаний;
2) философское (концептуальное) осмысление социальной деятельности (миссии) юриста, ответственности за свою работу, правил поведения в профессиональной среде и т. д. 
3) расширение доступа граждан к юридической помощи и, соответственно, реализация принципов социального правового государства, приверженность которым декларирует наше государство ст. 1 Конституции Российской Федерации.
Иногда в качестве отдельной цели клинического юридического образования выделяют содействие прогрессивным социальным переменам через использование правовой системы, что осуществляется через принятие к производству дел, имеющих социальную значимость и способных содействовать изменению правовой практики и норм права. Такая цель вызывает много противоречивых оценок во всем мире, часто рассматривается как необоснованное вмешательство учебных заведений в социальную жизнь и прерогативы государственной власти. 
На наш взгляд, клиническое юридическое образование не должно иметь своей целью изменение социальной практики, однако данная практика может сама изменяться в результате клинического юридического образования. Таким образом, изменение социальной практики является не столько целью, сколько вторичным результатом клинического юридического образования. 
 
В силу многообразия форм клинической деятельности клиническое юридическое образование может рассматриваться как:
•  учебная программа, предусматривающая обучение студентов-юристов практическим навыкам и профессиональному отношению, включающая безвозмездную работу студентов под руководством преподавателя (практикующего юриста) по оказанию юридической помощи лицам, не имеющим возможности прибегнуть к другим видам юридической помощи; 
•  особая методика обучения студентов, имеющая цели развития у студентов профессиональной этики, формирования практических навыков и правового просвещения граждан; 
•  организационно-структурная единица, обучающая студентов практическим навыкам и решающая социальные проблемы посредством осуществления практической юридической деятельности в виде юридической помощи социально незащищенным слоям общества; 
•  специализированная юридическая консультация, в которой студенты под руководством юристов-практиков и преподавателей оказывают правовую помощь и приобретают практические навыки юриста, необходимые им в повседневной деятельности; 
•  системное взаимодействие преподавателя со студентами, имеющее целью обучение и получение практических навыков студентами, результатом которого является оказание грамотной юридической помощи гражданам.
 
Клиническое юридическое образование при высших учебных заведениях первоначально нацелено на получение студентами базовых практических навыков, что позволяет в дальнейшем решать (временное разнесение миссий клинического обучения) социальные проблемы. То есть при доминировании учебного компонента корректировка социальной реальности будет осуществляться гораздо позднее, когда студенты-клиницисты станут практикующими юристами (клинические навыки позволят им более успешно продвигаться по карьерной лестнице) и в своей профессиональной сфере будут оптимизировать ряд социальных процессов. При доминировании правозащитного компонента студенты играют роль инструмента изменения социальной ситуации, в том числе путем ее расшатывания, т. е. правозащитные организации в значительной степени пытаются спекулировать на клинических программах. Отметим, что в России доминирование образовательного компонента и организация клинического обучения на базе высших учебных заведений позволяет избежать данного крена. Общественные же организации в основном выступают в качестве доноров, сотрудничающих с учебными заведениями, обеспечивающих ресурсную, информационную и иную поддержку.