Обзоры практики

Г.А. Вафина – начальник отдела по обеспечению участия прокуроров

в гражданском процессе, старший советник юстиции

 

Обобщение практики применения прокурорами гражданско-правовых средств в сфере обеспечения жильем  детей-сирот,

детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилья

 

В соответствии с поручением Генеральной прокуратуры РФ проанализировано состояние исковой работы  в сфере обеспечения жильем  детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилья. 

Обобщение судебной практики показало, что прокуроры, обращаясь в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ и ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 24 июля 2007 г.),  с заявлениями в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей вышеуказанной категории, исходили из положений ст. 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из того, что лица, в защиту жилищных прав которых они выступают, являются детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, находятся в тяжелом материальном положении, социально не защищены, что затрудняет их самостоятельное обращение в суд.

            Статьей 1 указанного Закона к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Вместе с тем, за 11 месяцев 2010 г. прокурорами активизирована исковая работа в данном направлении деятельности. В суды направлено 81 исковое заявление о предоставлении органами муниципальных образований жилых помещений в установленном законом порядке и постановке детей-сирот на   учет на получение жилья (в 2009 г. -  69; 2008г.   – 11, 2007г.  – 11):  г. Шелехов (13 исков), г. Усолье-Сибирское (8), г.Черемхово (3), г.Саянск (2), Усть-Илимская (6), Зиминская (4), Тулунская (2), Тайшетская (1), и Нижнеудинская (3) межрайонные прокуратуры, Ленинского (10), Куйбышевского (3), Октябрьского (1), Кировского (1) районов г.Иркутска, Братского (3), Ольхонского (3), Казачинско-Ленского (2), Жигаловского (2), Заларинского (2), Качугского, Киренского Куйтунского, Слюдянского, Нижнеилимского, Нукутского, Боханского, Баяндаевского, Осинского, Эхирит-Булагатского районов  (по 1 иску).

Судом рассмотрено 42 иска, в удовлетворении 2 исков прокуроров Нижнеудинского и Казачинско-Ленского районов отказано (2009 г.-2), решения судов по отклоненным искам обжалованы в кассационном порядке указанными прокурорами. Судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда 1 кассационное представление (Казачинско-Ленский) рассмотрено, решение отменено и дело направлено на новое рассмотрение в районный суд, другое представление не рассмотрено.

Однако как показывает практика в основном лицам данной категории, состоящим на учете на получение жилья, предоставляются жилые помещения только во исполнение судебных решений. Согласно требований абз.3 п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения,   обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм  за счет    бюджетов субъектов Российской Федерации.

Если ранее порядок предоставления жилья данной категории граждан не был урегулирован на местном уровне, то с 13.07.2010 г. вступили в силу Законы Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» № 50-оз от 22.06.2010 г.,  «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из  числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» № 52-ОЗ от 29.06.2010 г.,  которыми предусмотрен порядок предоставления жилых помещений указанным лицам органами местного самоуправления, наделенных государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Расходные обязательства по приобретению жилья  возложены на областной бюджет. 

Вместе с тем, по данной категории дел в области складывается неоднозначная судебная практика, иски прокуроров в защиту прав несовершеннолетних об обязании предоставить жилые помещения в части требований, заявленных к Правительству Иркутской области, не всегда удовлетворяются. В двух случаях  заявленные требования прокуроров к Правительству Иркутской области были отклонены судом, в то время как, удовлетворяются исковые требования к муниципальным органам власти, без разрешения вопроса о порядке расходования средств на приобретение жилья для данной категории лиц. Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда поддержала суд первой инстанции и отклонила кассационные представления прокуроров.

В кассационном определении суд указал на то, что в соответствии с положениями ст.ст.52,57 Жилищного кодекса РФ и ст.ст.5,8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставления жилых помещений, в том числе и детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложено на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина. Однако в случае отсутствия финансирования органы местного самоуправления вправе самостоятельно обратиться в суд  с соответствующим иском о взыскании денежных средств для приобретения жилья указанной категории граждан.