Обзоры практики

О.И. Кошкарова

старший советник юстиции, начальник отдела по надзору за исполнением законов о

несовершеннолетних и молодежи Прокуратуры Иркутской области

 

О состоянии законности и прокурорского надзора в сфере охраны здоровья и безопасности несовершеннолетних

Прокуратурой области обобщено состояние законности в сфере охраны здоровья и безопасности несовершеннолетних, которое показало, что в указанной области ещё имеются  нарушения прав детей.

Так, в ряде территорий по-прежнему проблемой остаётся обеспечение  учреждений здравоохранения врачебными кадрами, в том числе узкими специалистами (г.г.Нижнеудинск, Тулун, Слюдянский район и некоторые другие).

На качество оказания медицинской помощи влияет не только наличие  врачей определённой специализации, но и их профессиональная пригодность. Отсутствие необходимой квалификации у медицинских работников порой влечёт тяжкие последствия для несовершеннолетних пациентов.

Так, в Слюдянском районе на должность педиатра была принята А., которая, являясь врачом-интерном, не имела сертификата специалиста по указанной специальности. При осмотре малолетней Т., 2006 г.р.,  врач поставила ей неверный диагноз и допустила нарушения требований стандартов лечения. Смерть ребёнка наступила в результате  не диагностированного врачом заболевания. 

Аналогичный факт, а также несоблюдение стандартов качества медицинской помощи  выявлены в г.Усть-Илимске,  Жигаловском районе.

В отдельных случаях имели место нарушения СанПиН (отсутствие дезинфекционной обработки мягкого инвентаря, перекрещивание «чистого» и «грязного» потоков, непроведение профилактических обследований на кишечные инфекции и т.п.) в детских лечебных учреждениях, что также негативно может сказаться на здоровье детей, особенно проходящих лечение в стационаре.

Одним из условий повышения качества жизни детей, в том числе обеспечения надлежащего состояния их здоровья, является оперативный анализ внутри лечебно-профилактического учреждения диагностической, лечебно-профилактической и организационной работы на педиатрическом участке. Для этих целей приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.02.2007 г. № 102 утверждена Инструкция по ведению паспорта врачебного педиатрического участка. Между тем, требования, изложенные в данном  правовом акте, соблюдаются не везде.

Например, в Боханском районе подобные паспорта ведутся ненадлежащим образом: сведения о питании  детей в течение первого года жизни, о посещении детей младенческого возраста, в также семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, имеются лишь в отношении трети детского контингента. При этом информация о семьях, требующих внимания органов системы профилактики, в данные органы не передаётся.

Таким образом, дети лишаются возможности не только на медицинское наблюдение и необходимую медицинскую помощь, но и  на своевременную социальную поддержку.

Как свидетельствует практика прокурорского надзора, в том числе по результатам рассмотрения обращений граждан, в последнее время выявляются факты обнаружения на территориях дошкольных учреждений использованных шприцев. Причём находят их дети во время прогулок, воспитателями о данных фактах умалчивается, осмотр воспитанников на наличие повреждений от укола шприцем своевременно не производится. Подобные случаи не имеют широкого распространения, выявлены в г.г.Иркутске, Ангарске, однако прокурорам следует обращать внимание на состояние безопасности для здоровья в период пребывания детей в указанных учреждениях. 

События, произошедшие в текущем году в г.Будённовске Ставропольского края, а также в г. Иркутске, свидетельствуют о том, что в последнее время несовершеннолетние, находящиеся на лечении, обследовании в стационарных учреждениях здравоохранения не обеспечены в полной мере необходимой защитой от посягательств на их жизнь и здоровье. Проверки, проведённые прокурорами, в целом подтвердили данный вывод.

Так, установлено, что системами видеонаблюдения оснащены лишь единицы учреждений (отделений), в которых круглосуточно пребывают дети (г.г. Иркутск, Саянск, Братск). Охрана учреждений осуществляется, как правило, дежурными медработниками и дополнительно в ночное время – сторожами. Специализированная охрана также присутствует далеко не во всех учреждениях.

В ходе проверок большинство прокуроров сообщили о наличии пропускной системы в учреждениях, что гарантирует, по их мнению, охрану детей. Однако данная «система» обеспечивается, как правило, работниками данных учреждений.   

Так, прокурор Качугского района указал, что, по сведениям МУ «Качугская ЦРБ», пропускной режим осуществляется дежурной санитаркой. О наличии на постах медперсонала проинформировали также прокуроры  Куйтунского, Братского, Осинского, Аларского районов, Усть-Илимский и Зиминский межрайонные прокуроры и некоторые другие, в связи с чем меры реагирования ими не принимались.

Между тем, факт нахождения на постах дежурного медперсонала не свидетельствует о защищённости несовершеннолетних. Это подтвердили результаты проверок  в ряде территорий.

Например, в детском отделении Усть-Кутской ЦРБ центральный и один из служебных входов были открыты, что позволило проверяющему беспрепятственно пройти к палате, в которой без присмотра находились 4 малолетних детей.             

Территория областной туберкулёзной детской больницы (г.Иркутск) не только не  контролируется, но и въезд на неё можно осуществить свободно – на момент проверки ворота были открыты. Также открыта была дверь подсобного помещения, что позволило сотруднику прокуратуры  беспрепятственно  войти в здание больницы. Свободный доступ к помещениям с детьми установлен также прокурорами г.г. Ангарска, Усолья-Сибирского.     

Действующее законодательство не содержит обязательных требований по оснащению детских учреждений определёнными видами антитеррористической защиты.  

Вместе с тем, в соответствии с общими требованиями закона, к вопросам местного значения относится участие в профилактике терроризма (ст.ст. 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ).

Согласно п. 13 ст. 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ, для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных, медицинских и других учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на  уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии со ст.ст. 3, 5, 12 Федерального закона «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Одним из направлений деятельности по обеспечению безопасности  является соответствующее правовое регулирование в данной области. В этой связи  требуется решение вопроса о принятии нормативных правовых актов в указанной сфере, в том числе на уровне муниципальных образований. В случае бездействия местных властей, горрайпрокурорам необходимо в порядке реализации правотворческой инициативы добиваться принятия соответствующих правовых актов.

В  рамках настоящей проверки обращалось внимание  и на обеспечение пожарной безопасности учреждений здравоохранения.

Прокурорские проверки показали, что не все учреждения в полной мере отвечают предъявляемым требованиям по обеспечению пожарной безопасности. По-прежнему выявляются такие нарушения, как отсутствие либо неисправное состояние автоматической пожарной сигнализации, недостаток средств пожаротушения (огнетушителей); «глухие» решётки на окнах; отсутствие освещения на пути аварийного выхода; ветхая электропроводка и другие (г.г. Ангарска, Бодайбо, Нукутский, Жигаловский, Заларинский, Киренский районы). Данные нарушения также ставят под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних в период их пребывания в лечебных учреждениях.

Таким образом, сфера здравоохранения и безопасности несовершеннолетних требует повышенного внимания прокуроров.