Обзоры практики

 

И.А. Бурмейстер

Начальник юридического отдела

Управления Судебного департамента  в Иркутской области

 

Обзор по вопросам создания условий для функционирования приемных суда и статистические данные по работе с обращениями граждан непроцессуального характера в районных (городских) судах, расположенных на территории Иркутской области, и Управлении Судебного департамента в Иркутской области за 2011 год

           

Одним из ожидаемых конечных результатов реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 – 2012 годы» (далее – ФЦП), утв. постановлением Правительства РФ № 583 от 21.09.2006, является создание во всех судах общей юрисдикции приемной суда.

Деятельность приемной суда регламентируется положением о приемной в суде, которое утверждается председателем суда на основании Примерного положения о приемной в судах общей юрисдикции, утв. Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ 26.11.2008, а также Типовым регламентом организации деятельности приемной суда общей юрисдикции, утв. Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ 19.06.2009.

С декабря 2008 года Управлением Судебного департамента в Иркутской области в непосредственном взаимодействии с органами судейского сообщества и председателями судов общей юрисдикции, расположенных на территории Иркутской области, осуществлялась деятельность по созданию условий для организации приемных суда.

Во всех 42 районных (городских) судах Иркутской области по состоянию на 01.01.2012 года были разработаны и утверждены положения о приемной в суде. В качестве самостоятельного структурного подразделения приемная суда функционирует в 18 районных (городских) судах Иркутской области, в оставшихся 24 районных (городских) судах – как часть структурного подразделения (отдела по обеспечению судопроизводства – в 2 районных судах; отдела делопроизводства (отдела судебного делопроизводства) – в 16 районных (городских) судах Иркутской области, общего отдела – в 5 районных (городских) судах Иркутской области, отдела организационно-правового обеспечения деятельности суда – в 1 районном суде г. Иркутска).

К сожалению, практически все здания, в которых фактически располагаются районные (городские) суды Иркутской области, являются приспособленными для осуществления правосудия (98%). Актуальной является проблема отсутствия необходимого количества площадей. Вместе с тем, были найдены возможности организации приемной суда в отдельных помещениях в 27 районных (городских) судах Иркутской области. Площади приемной суда варьируются от 3,5 м2 (Заларинский районный суд Иркутской области) до 32,2 м2 (Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области).

Создание приемной суда позволяет обеспечить доступность правосудия для граждан, сокращение очереди в судах, создание возможности подачи заявления и получения информации в течение всего рабочего дня, устранение общения судей со сторонами до рассмотрения дела и исключение возможности возникновения условий, способствующих коррупции в работе судов (ФЦП).

В приемную суда порой поступают жалобы и заявления граждан на работу суда, не подлежащих рассмотрению в порядке, установленном уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации (жалобы и заявления непроцессуального характера).

По обобщенным данным Управления Судебного департамента в Иркутской области, в сравнении с 2010 годом, в 2011 году общее количество обращений (запросов) граждан непроцессуального характера было уменьшено на 3,5%.

Из 3 672 обращений (запросов), поступивших в суды Иркутской области в 2011 году, снизилось общее количество обращений, поступивших от представителей организаций (на 69,7%), участников гражданского судопроизводства (на  29,8%), адвокатов (на 27,7%), от граждан Российской Федерации, не являющихся стороной по делу (на 0,6%).

Вместе с тем, за прошлый год увеличилось количество обращений, поступивших в суд от осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы (на 89,3%), от лиц, содержащихся под стражей по определению судьи (на 73,65%), от осужденных к лишению свободы (на 62,9%), от участников административного судопроизводства (на 64,4%), от участников уголовного судопроизводства (на 50,9%), от ветеранов ВОВ (на 26%).

Снижен процент количества обращений без указания фамилий, имен заявителя и почтовых (электронных) адресов на 90,2%, но увеличено количество анонимных запросов в два раза.

Выявлена общая тенденция снижения количества коллективных обращений и запросов на 84%, повторных обращений и запросов на 37,9% и обращений, принятых на личном приеме, на 14%.

Несмотря на снижение общего количества обращений, было выявлено увеличение количества запросов о предоставлении информации о деятельности суда (69%). Равно как и в 2010 году, наиболее распространенной формой обращения в суд в 2011 году являлись жалобы (3543 жалобы за 2011 год, что на 222 жалобы менее 2010 года (5,9%)) и заявления (2414 заявлений за 2011 год, что на 507 заявлений менее 2010 года (17,4%)).

Если в 2010 году наиболее распространенной формой обращения (запроса) являлось устное обращение, принятое на личном приеме, то в 2011 году наиболее распространенной формой обращения является письменная форма.

В сравнении с 2010 годом, в 2011 году уменьшилось количество жалоб на действия (бездействия), решения председателей судов (на 60%), на действия суда в отношении невыдачи дубликата исполнительного листа (на 75%), на организацию работы архива суда (на 75%). Увеличилось количество жалоб на действия (бездействия), решения судей (на 24,4%), в том числе мировых судей Иркутской области (на 46,7%), на волокиту в судах (на 40,37%), на невыдачу копий судебных решений (на 34,7%), на выдачу нанедлежащим образом заверенных копий судебных решений (на 76,9%), на действия работников аппарата суда (на 95,2%).

Необходимо отметить факт увеличения количества обращений, поступивших в суды Иркутской области в порядке переадресации на 15,9%.

Аналогичная ситуация выявлена и в Управлении Судебного департамента в Иркутской области.

За 2011 год в Управление Судебного департамента в Иркутской области поступило 468 обращений граждан, что на 0,9% больше, нежели в 2010 году.

Одновременно уменьшилось количество обращений от работников аппарата суда (на 97,3%), от участников уголовного судопроизводства (на 77,8%), от представителей организаций (на 75%), от работников Управления Судебного департамента в Иркутской области (на 73,7%).

За прошлый год было увеличено количество обращений от осужденных к лишению свободы (на 90,5%), от граждан, не являющихся стороной по делу (на 81,8%), от адвокатов (на 25%), от участников гражданского судопроизводства (на 22,5%), от судей и членов их семей (на 13%).

Согласно ст. 4 Федерального закона №7-ФЗ от 08.01.1998 «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Управление Судебного департамента в Иркутской области не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Поступающие в Управление Судебного департамента в Иркутской области жалобы и заявления на действия работников аппарата районного (городского) суда направляются непосредственно председателю суда, согласно положениям ст. 35 Федерального конституционного закона №1-ФКЗ от 07.02.2011 «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» в целях проведения служебной проверки по фактам, изложенным в обращении.

Жалобы на действия, бездействия судей, как правило, перенаправляются по компетенции в Квалификационную коллегию судей Иркутской области, согласно ст. 19 Федерального закона №30-ФЗ от 14.03.2002 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Жалобы и заявления на решения районных (городских) судов, мировых судей возвращаются Управлением Судебного департамента в Иркутской области с разъяснением заявителю права на обжалование в установленном законом порядке.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что в судах Иркутской области, Управлении Судебного департамента в Иркутской области постоянно проводится аналитическая работа в целях соблюдения прав граждан на обращение, гарантированное ст. 33 Конституции Российской Федерации.