Обзоры практики

И.З. Зелент

Уполномоченный по правам человека в Иркутской области

 

Обзор по обобщению практики в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Иркутской области в 2011 году

 

В 2011 году  Уполномоченному поступило 1466 обращений, что немного превышает их количество за предыдущий год (1404). С учетом того, что за неполный год функционирования института Уполномоченного по правам ребенка ему также поступило более 600 обращений, что свидетельствует о значительном росте количества жалоб. Статистика обращений граждан показывает, что среди проблем нарушений прав граждан, по-прежнему, первое место занимает сфера уголовного преследования (включая исполнение наказаний) - более 27%, затем идет жилищно-коммунальная сфера - свыше 22%, и на третьем месте – судопроизводство – более 7%. Губернатору и в Правительство Иркутской области в 2011 году поступило более 12,5 тысяч обращений граждан. С 2008 года рост составил 40%, а по сравнению  с 2010 годом  рост составил более 20%. По тематике обращений: на первом месте находится социальная сфера (36%), на втором – жилищно-коммунальная (27%), на третьем – экономика (18%). По количеству обращений лидируют крупнейшие города – Иркутск и Братск. Наибольшую активность проявляют такие социальные группы как пенсионеры, инвалиды, многодетные и одинокие матери. На действия государственных гражданских служащих области поступило 34 жалобы. Количество жалоб на деятельность муниципальных органов - 204. За 2011 год в областное ГУ МВД России поступило 2656 жалоб на действия сотрудников органов внутренних дел, из них признано обоснованными 475 (около 18%). В УФМС по Иркутской области было рассмотрено устных и письменных обращений граждан – 759,  рост по сравнению с предыдущим годом составил 17,3%, в том числе жалоб на действия (бездействие) сотрудников УФМС - 97 (рост 31,1 %). В Государственную инспекцию труда в Иркутской области в 2011 году поступило более 5,7 тысяч обращений граждан, что на 17% меньше, чем в 2010 году. Из них более 85% по вопросам заработной платы и пособий. Жалоб, поступивших в ГУФСИН  по Иркутской области от лиц, содержащихся под стражей и иных лиц,  составило 2279, из них подтвердилось 37. В 2010 году эти показатели составляли – 736 и 4 соответственно. В 2011 году в адрес мэра г. Иркутска, Думы г. Иркутска, администрации г. Иркутска поступило 4379 письменных и 2161 устных обращений граждан.  Из них было разрешено положительно 24%. Наибольшее количество обращений касалось вопросов содержания, ремонта жилья, предоставления коммунальных услуг (более 27%). На втором месте вопросы благоустройства (более 20%) и на третьем – вопросы строительства и землепользования (более 14%). Положительная динамика количества обращений граждан, по мнению властей, объясняется ростом уровня осведомленности заявителей, внедрением новых форм работы с населением, в частности, возможности обращения с использованием электронной почты. Конечно, расширение доступности современных средств коммуникации оказывает свое влияние на количество обращений, но все же главный фактор - серьезные проблемы соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Это подтверждается также и ростом количества обращений граждан за судебной защитой в порядке гражданского судопроизводства.

Таким образом, есть все основания считать, что положение дел в сфере соблюдения прав и свобод человека в Иркутской области не улучшается  и требует пристального внимания со стороны государственных, муниципальных органов и институтов гражданского общества нашего региона.

Проблемы соблюдения социально-экономических прав граждан

В 2011 году Уполномоченному поступило 177 обращений по вопросам нарушения социально-экономических прав. Следует отметить рост числа коллективных жалоб. Реализация социальных прав граждан – одна из наиболее сложных проблем не только в Иркутской области, но и в Российской Федерации. Сегодня около трети населения страны живет либо на грани, либо за чертой бедности.

1. Право на социальное обеспечение

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых мест в жизни государства и общества. Его реализация непосредственно зависит от развития экономики и определяется проводимой на разных уровнях власти социальной политикой. На территории региона реализуется программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015гг. Она направлена на решение проблем, связанных с формированием устойчивого развития экономики и повышения качества и улучшение условий жизни населения в среднесрочной перспективе. Абсолютное большинство граждан - субъектов правоотношений по социальному обеспечению - это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, безработные, беженцы, вынужденные переселенцы. Именно эти категории граждан обращаются  к Уполномоченному по вопросам, нарушения их социальных прав.

По информации Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на социальную поддержку населения Приангарья в 2011 году было направлено более 15,6 млрд. руб., из них 1,397 млрд. руб. на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны. С 2005 года 5 815 человек из числа этой категории реализовали право на улучшение жилищных условий. В прошлом году впервые из областного бюджета были выделены средства на оздоровление ветеранов труда, путевками воспользовались 1 380 человек. В целях оказания социальной помощи малоимущим семьям, одиноко проживающим гражданам из областного бюджета израсходовано 64,8 млн. рублей.

В 2011 году открыто новое областное госучреждение социального обслуживания – дом-интернат для престарелых и инвалидов поселке Усть-Ордынский на 101 место. Это позволило ликвидировать там очередь на социальное обслуживание граждан пожилого возраста, обеспечить им более комфортные условия проживания, а также создать 130 рабочих мест.

В регионе утверждена и реализуется долгосрочная целевая программа «Старшее поколение Иркутской области» на 2011 – 2013 годы. Увеличен с 50 тыс. до 150 тыс. руб. размер единовременной выплаты лицам, награжденным почетным знаком «Материнская слава». На обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выделено 239,8 млн. руб., в том числе из областного бюджета – 160 млн. руб., федерального бюджета – 79,8 млн. Жилищные условия улучшили 304 детей-сирот.

На детскую оздоровительную кампанию 2011 года из федерального и областного бюджетов направлено 566,9 млн. руб., на 6,8% больше, чем в 2010 году. Всеми формами отдыха, оздоровления и занятости были охвачены 123 тыс. 798 детей, в том числе 97 тыс. 237 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В 2011 году в Иркутской области принят ряд важнейших социальных законов. В частности, с 2012 года будет выплачиваться областной материнский капитал для семей, родивших третьего или последующих детей, в размере 100 тыс. руб. Средства могут быть направлены на улучшение жилищных условий, на образование ребенка. Граждане, усыновившие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут получать единовременную выплату в размере 100 тыс. руб. Многодетным семьям предоставят денежную компенсацию 30% расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также предусмотрена компенсация расходов детям-сиротам на ремонт жилых помещений, собственниками которых они являются, в размере произведенных затрат, но не более 100 тыс. руб.

В регионе реализуются долгосрочные целевые программы: «Точка опоры» (по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Иркутской области на 2011-2013гг), «Доступная среда для инвалидов на 2011-2015гг», «Социальная поддержка населения Иркутской области» на  2009-2013гг, ОГСП «Демографическое развитие в Иркутской области» на 2009-2015гг. и другие.

На территории области производятся различные социальные выплаты, направленные на поддержку семьи, материнства и детства, однако их размер и несущественное увеличение в 2011 году не обеспечивает реальной поддержки граждан, потому что  невозможно все вопросы  социального характера решить только за счет выплат.

По мнению Уполномоченного, до настоящего времени не определены конкретные подходы к реформированию сложившейся системы отношений в социальной сфере. В течение последних лет социальная защита населения ориентирована  на адресную помощь в решении самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был приемлем для практического решения задач. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

2. Право на образование

Почта Уполномоченного показывает, что жители области обеспокоены не только социальным обеспечением, уровнем жизни, но и иными проблемами, с которыми приходится сталкиваться в различных сферах. Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на образование.

Уполномоченному постоянно поступают обращения граждан, связанные с нарушением права на дошкольное образование. В весьма сложном положении находятся матери-одиночки, которым, по сути, положена льгота при приеме несовершеннолетних детей в дошкольное учреждение, однако, чтобы воспользоваться ею, нужно преодолеть много препятствий. Фактически эта льгота сохранена в г. Иркутске только тем детям, которые были поставлены на учет в дошкольном учреждении города до утверждения нового положения «О порядке комплектования детей в муниципальные ДОУ города Иркутска» от 18.09.2009года № 203-02-842/9, где из категории льготников матери-одиночки были исключены.

Работа по жалобе заявительницы А., обратившейся в адрес Уполномоченного по правам человека в Иркутской области с таким вопросом длилась полтора года.

Несмотря на то, что данная категория по закону Иркутской области «О социальной поддержке семей, имеющих детей» имеет преимущественное право при приеме ребенка в детский сад, заявительнице постоянно необоснованно отказывали. За указанное время ей пришлось пройти немало инстанций. После безуспешных попыток решить проблему Уполномоченный  рекомендовал заявительнице решать вопрос в судебном порядке. В конечном результате судом было вынесено решение в пользу заявителя. В настоящее время она ждет исполнения судебного решения.

Подобных ситуаций достаточно много, и здесь уместно отметить, что зачастую отказ в реализации положенных льгот зависит не только от нехватки мест в МДОУ, но и от действий руководства дошкольных образовательных учреждений, которые по разным причинам создают гражданам препятствия в реализации их прав.

Следует отметить, что по-прежнему Уполномоченному поступают обращения, связанные с нарушением образовательного процесса, санитарных правил и норм (СанПиН), фактами предвзятого отношения к учащемуся, педагогу, либо родителю, а также по поводу конфликтных ситуаций среди участников образовательного процесса, давления администрации на педагогов.    

Современная система образования, к сожалению, направлена не на развитие потенциала личности, а на решение сиюминутных утилитарных задач. Образовательные принципы сформулированы так, что приоритет имеют интересы государства, а не гражданина и общества.

Не оправдались ожидания педагогов от введения новой системы оплаты труда. В 42 муниципальных образованиях области есть городские или районные организации профсоюза работников образования. Обычно их возглавляют лидеры, которые стремятся защищать права и интересы членов коллектива. Но, добиваясь решения каких-то проблем наемных работников, они часто становятся неугодными администрации образовательного учреждения. Распространенность такого рода конфликтов подтверждает статистика обращений к Уполномоченному. До избрания заявителей профсоюзными лидерами у них, как правило, не было проблем в отношениях, как с учащимися и их родителями, так и с коллегами. После начала их общественной деятельности ситуация менялась для человека в худшую сторону, т.к. он становился в связи с этим неугоден администрации. Во многих случаях разрешением возникших конфликтов занимается суд. Уполномоченный надеется, что муниципальные органы образования, учитывая частотность подобных случаев, будут конструктивно работать с областным профсоюзом работников образования с целью создания всех необходимых условий для беспрепятственной реализации педагогами конституционного права на объединение.

Стратегическое направление развития системы образования находится, по нашему мнению, в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога.

3. Право на пенсионное обеспечение

Генеральная Ассамблея ООН высоко оценивает вклад, который вносят пожилые люди в жизнь своих сообществ. Задача государства, как ее сформулировал Президент РФ, состоит в том, чтобы ветераны, пенсионеры, а их сегодня почти 40 миллионов человек, чувствовали, что их жизнь хоть понемногу, медленно, но все-таки меняется к лучшему. Тем самым государство признало наличие значительных проблем в обеспечении достойных условий жизни этой категории населения.

К концу октября 2011 года программы, направленные на повышение качества жизни пожилых людей, были утверждены во всех 83 регионах России.

В Иркутской  области реализуется долгосрочная целевая программа «Старшее поколение Иркутской области» на 2011 – 2013 годы». В рамках программы социальными услугами будут охвачены не менее 90% пожилых людей, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании. Предполагается улучшить качество социального обслуживания в областных государственных учреждениях за счет укрепления материально-технической базы, обеспечить безопасные и комфортные условия проживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, в том числе переселить из ветхих зданий за счет ремонта жилых корпусов.

Вопросы, с которыми ветераны обращаются к Уполномоченному, за 5 лет практически не изменились.

Во-первых, это относительно низкий уровень пенсий граждан. Периодическая их индексация, как правило, лишь компенсирует инфляционные процессы. Поэтому пенсионеры не воспринимают осуществляемое повышение размера пенсий как улучшение своего положения.

Во-вторых, существенным подспорьем для всех пенсионеров по старости является льгота по  бесплатному проезду на общественном транспорте, особенно на садоводческих маршрутах в период сезонных работ. Однако периодически поступают жалобы на невозможность использования этой льготы.

В-третьих,  многие пенсионеры высказывают обиды, связанные с несправедливыми, по их мнению, условиями присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Речь идет о людях, которые не имеют государственных наград, но имеют большой трудовой стаж. Согласно федеральному закону они не имеют права это звание получить. В большинстве случаев это желание обусловлено стремлением получить возможность пользоваться всеми льготами, установленными для данной категории лиц. Для решения проблемы на региональном уровне нужны немалые средства. По этой причине соответствующие предложения пока не приняты областными властями.

В-четвертых, не всем пенсионерам нравится существующий порядок социальных доплат. В поступающих обращениях часто ставится вопрос о его изменении, дабы исключить «уравниловку». Люди видят в этом большую несправедливость, поскольку один всю жизнь проработал, а другой имеет неболь­шой трудовой стаж или вообще не работал, а пенсию получает практически такую же. Представляется, что  Россия должна обеспечить в этом вопросе реализацию международного стандарта, которыми определено, что человек при выходе на пенсию должен получать не менее 40 процентов от утрачиваемого заработка.

В-пятых, серьезным проблемным вопросом пенсионного обеспечения является невозможность для отдельных граждан сделать перерасчет пенсии в целях ее увеличения на основании данных о своей предыдущей работе. Сложность заключается в том, что организаций, где они ранее трудились, уже не существует, архивы этой информации не содержат, либо вообще отсутствуют. Если подтвердить трудовой стаж в такой ситуации можно в судебном порядке, то  размер зарплаты подтвердить невозможно.

Не в лучшем положении оказываются граждане, начавшие оформление пенсии. Они сталкиваются с необходимостью подтверждения сведений о стаже и заработной плате за те или иные периоды своей трудовой деятельности. Ведь за последние годы многие предприятия сменила собственников, многие ликвидировались, а кадровую и бухгалтерскую документацию в лучшем случае можно найти только в архивах. Здесь нужно отметить и положительный момент, до недавнего времени «соискателям пенсии» приходилось самим разыскивать нужные бумаги. В настоящее время, в связи с изменением в 2011 году федерального законодательства органы Пенсионного фонда России обязаны сами сделать запрос и получить нужный документ, не заставляя гражданина ходить по инстанциям.

В нашей стране пенсионное обеспечение распространяется на всех нетрудоспособных граждан и это немаловажно. Несмотря на то, что в последнее время выплаты производятся своевременно, размеры пенсии далеки от того, чтобы обеспечить достойный уровень жизни ветеранам, как это предписывает Конституция Российской Федерации.  Сегодня всем очевидно, что действующая в стране пенсионная система требует реформирования для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить приемлемый уровень жизни людей, с другой – создать условия для бездефицитного функционирования Пенсионного фонда России.

4. О соблюдении жилищных прав

Вопросы соблюдения жилищных прав граждан традиционно являются наиболее проблемными, поскольку связаны с реализацией одной из важнейших человеческих потребностей. Частью 2 статьи 40 Конституции РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать условия для осуществления права на жилище. К сожалению, выполнение властями этой обязанности в Иркутской области оставляет желать лучшего.

На протяжении последних десяти лет отмечена тенденция к увеличению доли ветхого и аварийного жилищного фонда (от 3% в 2000 году до 7,8% в 2009 году). По состоянию на 1 января 2010 года 8,1% (4183,6 тыс. кв. м) жилья размещается в ветхих и аварийных строениях. Процесс ликвидации непригодного жилья протекает медленно.

Анализ поступивших Уполномоченному обращений граждан свидетельствует о том, что органы местного самоуправления при рассмотрении спорных ситуаций по жилищным вопросам не всегда действуют в рамках закона. В частности, это касается вопросов соблюдения процедуры переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фондов, предусмотренной соответствующими правовыми актами.

Необходимо отметить, что в связи с актуальностью данной темы, Уполномоченным в 2011 году был подготовлен специальный доклад «О проблемах соблюдения прав граждан Иркутской области при переселении из ветхого и аварийного жилья». В этом докладе на основе анализа ситуации в области по выявлению ветхого и аварийного жилья, формированию реестра такого жилья и тех проблем, связанных непосредственно с процедурой переселения граждан, Уполномоченным были сформулированы причины, повлекшие нарушение прав этой категории граждан и высказаны предложения по соблюдению этих прав. Губернатор Иркутской области Д.Ф.Мезенцев дал высокую оценку этому документу, но на этом решение проблемы ограничилось.

Уполномоченному поступило коллективное обращение граждан, проживающих по адресу: г.Усть-Илимск, ул.Братская, д. 16 по вопросу признания жилого дома пригодным (непригодным) для проживания.

Как следует из обращения заявителей и приложенных материалов, Cлужбой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области  в период с 28.02. по 01.03.2011г была проведена внеплановая проверка состояния жилого дома. В ходе проверки факты, изложенные в обращении, подтвердились, выявлены нарушения «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», о чем составлен Акт № 451/11 от 01.03.2011г. В частности, в Акте указан износ и просадка фундамента, износ лестниц и иных конструктивных элементов дома.

Результаты обследования этого жилого дома, проведенные ООО «Усть-Илимскэнергопроект» дважды - в 2007г. и в 2009г., противоречат друг другу: в первом случае жилой дом признан непригодным для проживания, а во втором – пригодным и требующим проведения ремонта. В промежутке между обследованиями восстановительных работ в доме не проводилось. В связи с этим Службой в адрес администрации города было направлено письмо о необходимости проведения проверки другой организацией, имеющей разрешение на данный вид деятельности.

Как следует из ответа мэра города Усть-Илимска (исх. № 01-33/502 от 17.03.2011г.)  жителям данного дома, администрация города не была намерена выполнять рекомендации Службы, полагая, что по данному дому проведение обследования нецелесообразно.

От предлагаемого варианта ремонта жилого дома жильцы отказались, поскольку такой ремонт фактически не обеспечивал  приведение жилого дома в соответствие с установленными требованиями.

В дополнительном ответе от 19.05.2011г. администрация города указала, что межведомственная комиссия признала дом № 16 пригодным для проживания и подлежащим капитальному ремонту, в связи с чем проведение повторного обследования считает нецелесообразным. Вот только заключение межведомственной комиссии жители никак не могут получить для ознакомления и оспаривания в судебном порядке, в случае несогласия с ним.

Согласно п. 34 Постановления Правительства № 47 от 28.01.2006г. «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее по тексту – Постановление № 47), «жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Таким образом, при бездействии администрации города жилой дом по адресу: г.Усть-Илимск, ул.Братская, 16, расположенные в нем жилые помещения могут представлять угрозу здоровью и жизни его жильцов.

Данный пример наглядно показывает, насколько поверхностно, без проведения всех необходимых исследований, выносится заключение межведомственной комиссией, и как сложно гражданам получить этот документ и уж тем более постановление администрации МО по его реализации.

О другом нарушении прав граждан на качественное проведение обследования жилого дома межведомственной комиссией видно из обращения жительницы г.Черемхово.

Из текста жалобы и приложенных к ней документов следует, что жилой дом, в котором проживает заявительница, был построен в 1958 году, капитальный ремонт дома не проводился. Службой Госжилконтроля проводилась проверка этого жилого дома, о чем составлен акт № 140/09-1 от 04.02.2009г. В ходе проверки установлено неисправное состояние перекрытий, внутренних стен на лестничных клетках и др., что свидетельствует об ухудшении эксплуатационных характеристик здания.

Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области в адрес мэра г.Черемхово было направлено письмо с актом обследования № 140/09-1 от 04.02.2009г. для рассмотрения и проведения оценки межведомственной комиссией соответствия жилых помещений и многоквартирного дома установленным требованиям. На повторный запрос Службы был получен ответ, что вышеуказанный дом будет обследован в срок до 01.07.2011г. т.е. через два с половиной года! Тем не менее,  и на указанную дату обследование не было проведено.

Судя по информации автора обращения, ситуация с жилым домом до настоящего времени не улучшилась.

Таким образом, несмотря на предусмотренный нормативный срок рассмотрения заявления – 1 месяц,  обследование жилого дома не проведено в течение почти 3-х лет. 

В результате такого бездействия межведомственной комиссии нарушаются не только права граждан на благоприятные условия проживания, но и сам жилой дом без своевременного проведения капитального ремонта теряет свои потребительские свойства.

О вопиющем факте нарушения прав граждан сообщили жители жилых домов № 32а и № 34а, по ул. Набережной в г.Братске. Признав указанные жилые дома аварийными и подлежащими сносу, администрация города приняла решение о переселении части проживающих из этих домов во вновь построенный жилой дом по адресу: ул.Гидростроителей, 61А. Это правильное, по сути, решение омрачает тот факт, что новый дом был построен с грубым нарушением строительных норм и правил. Получается, что граждане из одного аварийного жилого дома переселяются в другой, качество и надежность которого вызывает вполне обоснованные сомнения.

Постановлением администрации МО г.Братск № 445 от 21.03.2011г. был утвержден список переселения граждан из аварийного жилищного фонда Падунского округа г. Братска за счет средств бюджета г. Братска. При этом основной части жителей, проживавших по адресу: г.Братск, ул. Набережная, 32А, Набережная, 34А, было предложено переселиться в жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, ул.Гидростроителей, 61А.

По обращению Уполномоченного Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области была проведена внеплановая проверка этого строящегося жилого дома, в результате которой установлено:

- при устройстве фундаментов применены бетонные блоки, бывшие в употреблении, не имеющие полной длины, ломаные с округлыми краями; по высоте вместо 6 рядов блоков уложено 3 ряда;

- нарушены требования п.5.3 СНиП 23-02-2003, «тепловая защита зданий»;

- оконные блоки и стеклопакеты установлены с нарушением ГОСТ 24866-99 табл.А.1 и ГОСТ 23166-99 п.9.1.

Из этого следует, что орган местного самоуправление переселяет граждан в жилые помещения, строительство которых осуществлено с грубым нарушением строительных норм и правил.

Кроме того, при переселении граждан, имеющих в собственности двухкомнатную квартиру в сносимом доме, им, в нарушение требований Жилищного кодекса РФ, была предложена для переселения однокомнатная квартира как эквивалент имевшегося у них жилья. При этом люди не были информированы о размере и порядке формирования выкупной цены, определяемой по правилам, предусмотренным частями 1 и 6 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

Столкнувшись с нежеланием администрации г.Братска в добровольном порядке урегулировать данную ситуацию, Уполномоченным было направлено обращение в адрес Губернатора Иркутской области, прокуратуры Иркутской области, прокуратуры г.Братска.

В результате указанных мер прокуратурой г.Братска была проведена дополнительная проверка, о чем сообщалось в письме от 13.09.2010г. Прокуратурой установлено, что по факту нарушения застройщиком – МП «Дирекция капитального строительства и ремонта» строительных норм и правил, выявленных Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, заказчик – МО г.Братск никаких мер к застройщику не принимает. Замечания Службы устраняются застройщиком за свой счет согласно условиям контракта и гарантийным обязательствам застройщика.

25.08.2011г. Службой в отношении застройщика МП «ДКСР» был направлен в Арбитражный суд Иркутской области протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

К сожалению, осталось невыясненным,  какие уроки из данной ситуации извлекла администрация г. Братска, и какова ее, как заказчика, мера ответственности?

Нельзя не упомянуть еще об одной проблеме, возникающей в ходе проведения мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

Порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлен  «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением N 47.

Такое признание осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещения и дома.

Этим же Постановлением N 47 предусмотрена процедура оценки жилого помещения, а также установлен срок ее проведения – 30 дней со дня регистрации заявления о проведении оценки.

Однако из поступивших обращений следует, что межведомственными комиссиями, созданными в соответствующих муниципальных образованиях области, не только нарушаются сроки проведения оценки жилого помещения, но допускается целый ряд иных нарушений:

- в ходе проводимой оценки не все предоставленные заявителями документы принимаются во внимание;

- тексты заключений межведомственной комиссии не содержат обоснования выводов;

- заключения комиссии и правовые акты органов местного самоуправления не направляются заявителям.

Во всех случаях рассмотрения поступивших обращений по данному вопросу было установлено, что администрациями муниципальных образований не издавались распоряжения относительно дальнейшего использования здания или помещения.

Указанные нарушения, как со стороны межведомственных комиссий, так и со стороны муниципалитетов, нарушают права граждан на качественное обследование жилого помещения, что влечет за собой и нарушение прав на проживание в жилых помещениях, соответствующих установленным требованиям.

Еще один  блок вопросов, поднимаемых гражданами в своих обращениях, касается реализации права на жилище.

Согласно части 2 статьи 40 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство.

 Одной из возможностей улучшить жилищные условия является участие граждан в долевом строительстве жилья. Однако из поступивших Уполномоченному обращений видно, что проблем у граждан, ставших участниками долевого строительства жилья больше, чем достаточно, а вот возможности для защиты своих интересов весьма ограничены. В первую очередь, граждане жалуются на нарушение застройщиками договорных сроков возведения жилых домов.  Как правило, в таких случаях причинами нарушения сроков является отсутствие денежных средств, невозможность своевременного получения разрешения на ввод объекта; банкротство застройщика и другие причины, которыми пытаются прикрыть откровенное воровство.

Необходимо отдельно сказать и о содержании договоров долевого участия. Практически все договоры, с которыми довелось познакомиться Уполномоченному, не соответствуют положениям Закона № 214-ФЗ, их содержание обеспечивает защиту интересов застройщика и минимизирует его ответственность, а дольщик поставлен в крайне невыгодные условия.

В частности, договор долевого участия в строительстве жилья (далее ДДУ), заключенный застройщиком – МУП «Управление капитального строительства города Иркутска» с гражданами, являющимися участниками муниципальной программы «Молодым семьям города Иркутска – доступное жилье», содержит положения, сомнительные с точки зрения закона:

- в общую площадь квартиры включена площадь балкона (п.1.1 ДДУ);

- в договоре указана проектная площадь квартиры; перерасчет стоимости квартиры по результатам обмера МУП БТИ не производится;

- предусмотренное в ДДУ обязательство застройщика по передаче квартиры участнику ДДУ не конкретизировано по срокам, что оберегает Застройщика от уплаты штрафов за нарушение сроков, и не содержит четкого указания на передачу квартиры после получения разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию. При этом сроки перечисления денежных средств участником ДДУ указаны вполне конкретные и последствия за их нарушение предусмотрены весьма существенные.  

Вместе с тем, указанные договоры долевого участия прошли регистрацию в Управлении Росреестра по Иркутской области, несмотря на то, что одним из оснований отказа в проведении регистрации является несоответствие требованиям действующего законодательства документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию (ст.20 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

По информации сотрудников Управления Росреестра по Иркутской области юридической экспертизе подвергаются только существенные условия договора. При этом несоответствие иных условий договора требованиям закона № 214-ФЗ во внимание регистраторами не принимается. Чиновники полагают, что сторонами, использующими принцип свободы договора, иные условия согласованы и их устраивают.

Уполномоченный считает, что именно невыполнение государственными служащими Управления Росреестра по Иркутской области  обязанностей по проверке условий договоров долевого участия в строительстве жилья на соответствие их требованиям действующего законодательства способствует  не только нарушению прав граждан, не имеющих юридических знаний, но и позволяют застройщикам навязывать гражданам кабальные условия договора, а в последствии и уходить от ответственности.

Для разрешения данной проблемы Уполномоченным направлено соответствующее письмо в Росреестр РФ.

К сожалению, Закон Иркутской области от 19.10.2011г. № 91-оз «Об отдельных мерах по защите прав и законных интересов граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов…», призванный создать дополнительные правовые гарантии граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Иркутской области, не оправдал надежд людей. Он, к сожалению, не содержит норм, обеспечивающих дополнительные государственные гарантии прав граждан, рискнувших участвовать в строительстве жилья. Можно считать это одной из причин широко распространенного мошенничества в этой сфере.

Наглядным примером тому служит ситуация, связанная со строительством жилого комплекса «Иннокентьевская слобода», где участниками долевого строительства в основном были работники бюджетных организаций г.Иркутска. Изначально предполагалось, что строительство данного жилого комплекса положит начало строительству жилья эконом-класса и позволит улучшить свои жилищные условия гражданам с невысоким уровнем дохода. Однако весь комплекс процедур по оформлению разрешительных документов, отсутствие надлежащего контроля за проведением строительных работ привели к печальному результату – обманутые дольщики объявляют голодовку.

В последнее время участились обращения граждан к Уполномоченному по вопросам соблюдения прав на получение коммунальных услуг надлежащего качества, их оплаты по соответствующим тарифам, на соблюдение условий договоров управления многоквартирными домами.

В 2011 году были приняты два закона о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ - Федеральный закон от 04.06.2011 N 123-ФЗ и Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ, который предусматривает детальную регламентацию деятельности управляющих компаний, порядок взаимоотношения с ними собственников жилых помещений, то есть вопросов не должно возникать. Однако почта Уполномоченного свидетельствует об обратном.

В частности, по информации граждан, проживающих в жилом доме, расположенном по адресу: г.Иркутск, мкр. Первомайский, дом 73 ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» (ЗУЖК) по результатам проведенной проверки правомерности начисления платы за отопление и горячее водоснабжение обязана была произвести перерасчет и вернуть гражданам суммы излишне взысканных платежей. Каково же было удивление жильцов, когда в своих квитанциях об оплате они обнаружили уменьшение оплаты за горячее водоснабжение (ГВС) и отопление, а в июле 2011г – доначисление платы за ГВС на каждого зарегистрированного потребителя, а также увеличение платы за ремонт жилья. Поскольку ОАО ЗУЖК отчиталось перед Службой по тарифам Иркутской области о произведенном перерасчете,  все проверяющие организации, ссылаясь на этот ответ, сообщают, что нарушений в начислении платежей не установлено.

Иная ситуация в г. Ангарске. Из поступившего обращения стало известно о почти военных действиях, которые жильцы ведут с управляющей компанией, от услуг которой они отказались. Так, в мае 2009 года в жилом доме Б 95 квартала прошло общее собрание собственников, на котором общим решением расторгнут договор с обслуживающей на тот момент компанией ООО «Жилком» и было принято решение о заключении договора с другой компанией. Однако руководитель данной управляющей компании Д.Торбеев не подчинился данному решению и отказался передавать документы новой управляющей компании избранной собственниками. Кроме того, ООО «Жилком» отказывается произвести перерасчеты платежей жильцам, несмотря на имеющиеся судебные решения. В данном случае граждане оказались заложниками осуществления недобросовестной предпринимательской деятельности данной управляющей компании, однако получить поддержку и защиту правоохранительных органов и муниципальной власти жильцы не могут.

Полагаем, что органам местного самоуправления Иркутской области необходимо усилить контроль за соблюдением интересов граждан в сфере управления многоквартирными домами в соответствии с частями 4, 5, 6 и 13 статьи 161, частью 2 статьи 161, частью 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Очень непростая ситуация сложилась и по имеющимся в населенных пунктах области общежитиям. Имеется много случаев, когда при приватизации бывшего госпредприятия жилищный фонд незаконно включался в состав приватизируемых объектов. И люди, проживавшие в общежитии, стали заложниками частных компаний и лиц.

Уполномоченному поступила коллективная жалоба жителей дома № 18 квартала 91 г. Ангарска по вопросу нарушения их жилищных прав. В ней шла речь о том, что для лиц, проживающих в общежитии, установлены высокие тарифы по оплате за жилье, что при их низких доходах неизбежно ведет к возникновению задолженности, влекущей возможность выселения в судебном порядке без предоставления жилья.

Из обращения следовало, что указанное жилое здание находится в собственности ЗАО «Ангарский керамический завод». Места в этом общежитии граждане получили в связи с трудовыми отношениями. В мае 2011г. руководством ЗАО АКЗ проживающим было объявлено о предстоящей продаже жилых помещений по остаточной стоимости жилого здания – стоимость одного квадратного метра жилого помещения была оценена в размере 2086 рублей. Однако этого не было сделано. В дальнейшем ЗАО АКЗ было признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. На предложение муниципалитета о передаче здания общежития в муниципальную собственность, конкурсный управляющий ответил отказом. На электронные торги были выставлены 27 комнат общежития, в которых проживают около ста граждан - работников (настоящих и бывших) ЗАО АКЗ и членов их семей, включая малолетних детей.

В результате анализа ситуации выяснилось, что данное общежитие, как и ряд других аналогичных объектов в г. Ангарске, было приватизировано в начале 90-х годов с нарушением действовавшего на тот период законодательства, запрещавшего приватизацию жилищного фонда в составе имущества приватизируемого предприятия. Тем не менее, право собственности на здание общежития было зарегистрировано в УФРС, свидетельство о регистрации выдано 19.09.2005г. Таким образом, незаконная приватизация жилого помещения повлекла нарушение жилищных прав (права на проживание в муниципальном жилищном фонде на основании договора социального найма, права на приватизацию занимаемого жилого помещения и др.) большого числа граждан.

Уполномоченным было направлено письмо в прокуратуру Иркутской области с просьбой, опираясь на судебную практику, обратиться в суд в защиту имущественных прав муниципального образования с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Аналогичное письмо было направлено и в адрес мэра г. Ангарска Михайлова Л.Г.

Однако прокуратурой по непонятным причинам были заявлены иные требования. Так, прокуратура г. Ангарска обратилась в Ангарский городской суд с иском о признании недействительным договора купли-продажи здания и применении последствий недействительности ничтожной сделки. Заведомая бесперспективность такого шага была очевидна, поскольку имеющаяся судебная практика свидетельствует о том, что в удовлетворении аналогичных требований суды отказывают по причине пропуска срока исковой давности.

Кроме того, в Арбитражный суд Иркутской области было направлено исковое заявление Теруправления Росимущества в Иркутской области о признании права собственности на указанное здание. Решением  суда от 02.02.2012г в удовлетворении исковых требований отказано.

Информацией о том, какие действия для защиты прав граждан и решения данной проблемы были предприняты мэром г.Ангарска Уполномоченный не располагает.

Схожие ситуации существуют и в г.Иркутске. В целях восстановления нарушенных прав граждан Уполномоченным направлено письмо и в адрес мэра г.Иркутска Кондрашова В.И.с просьбой применить на практике имеющийся опыт по истребованию зданий незаконно приватизированных общежитий из чужого незаконного владения.

Полагаем, что в подобных ситуациях ответственность за непринятие мер по восстановлению нарушенных прав граждан, проживающих в таких общежитиях, лежит на муниципалитетах и органах прокуратуры.

В целях решения задачи по правовому просвещению граждан на сайте Уполномоченного размещена информация по защите жилищных прав для людей, проживающих в общежитии.

Имеются и положительные примеры действий властей по решению жилищных проблем граждан. Так, в сентябре 2011 года Братский городской суд удовлетворил иск Западно-Байкальского межрайонного прокурора, поданный в защиту прав граждан, и обязал ОАО «РУСАЛ Братск» и администрацию города переселить жителей пос. Чекановский за пределы санитарно-защитной зоны предприятия. 

Следует сказать, что существенные нарушения допускаются при обеспечении жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Иркутской области от 22.06.2010 N 50-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области" жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Несмотря на принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры, проблема обеспечения жильем данной категории лиц решается медленно, выделяемые средства для её решения мизерны по отношению к реальной потребности. Стоит заметить, что при таких темпах решения проблемы, последний человек из этого списка нуждающихся получит жилье только через 40 с лишним лет.

Вызывает обеспокоенность количество неисполненных судебных решений (около 170), вынесенных в пользу этой категории граждан. При этом нельзя забывать, что невозможность добровольного исполнения этих решений влечет увеличение бюджетных расходов в целом - в связи с возмещением исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения.

В целях информирования общества, государственных и муниципальных органов о положении дел в этой сфере Уполномоченным был опубликован Специальный доклад «Обеспечение права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на территории Иркутской области».

На протяжении 2010-2011г. участились случаи обращений граждан, которые в силу возраста не подпадают под рассматриваемые категории лиц (28 и более лет), права которых теперь можно восстановить только в судебном порядке.

Кроме того, часты случаи обращений лиц из числа детей-сирот, за которыми неправомерно были закреплены жилые помещения их опекунов или родственников, не являющихся родителями.

К Уполномоченному обратилась жительница Чунского района гражданка П., указав, что за ней неправомерно было закреплено жилье опекуна, в связи с чем, администрацией муниципального образования ей отказано в предоставлении жилого помещения вне очереди как лицу из числа детей-сирот. При проведении проверки по просьбе Уполномоченного Управлением Министерства социального развития, опеки и попечительства по Чунскому району установлено, что жилое помещение действительно закреплено неправомерно. Заявительница была вынуждена разрешать вопрос об отмене закрепления и постановке на учет нуждающихся в судебном порядке.

Также по вопросу обеспечения жилым помещением обращались лица из числа детей-сирот, имеющее закрепленное жилое помещение. Часто это дети из многодетных семей и за всеми закрепляется одно и то же жилое помещение, где площадь жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи, менее учетной нормы.

Особо необходимо отметить инициативную деятельность в этой сфере общественных объединений. Например, Центра адресной помощи – Фонд «Семьи детям», расположенного  в г. Ангарске. В его помещении проживают после окончания учебных заведений несколько молодых людей из числа детей-сирот. Основная цель Фонда - создание на территории г. Ангарска института наставничества для детей-сирот. Его учредители и участники совместными усилиями помогают ребятам найти наставников из числа организаций, бизнесменов и просто желающих помочь. Когда целая организация берет под свое крыло выпускника детского дома и чувствует ответственность за его судьбу, социализация такого гражданина в обществе проходит гораздо более эффективно. С помощью учредителей и участников Фонда несколько человек нашли работу, реализовали свое право на жилье, однако некоторые до настоящего времени вынуждены проживать в офисе Фонда. 

Инициатива Анны Садовской, руководителя вышеуказанного Фонда, не осталась без внимания со стороны администрации города и Общественной палаты области. Необходимо отметить, что эта проблема в г. Ангарске стоит очень остро. В списке нуждающихся в жилье в Ангарске 80 сирот, 13 из них должны предоставить квартиры по решению суда. Без попечения родителей в городе остались 624 ребенка. В 2008 и 2011 году федеральных средств на покупку жилья не поступало, в 2009 году квартиры получили два человека, в 2010 – четыре.

Не лучше выглядит ситуация и по областному центру. На 1 февраля 2012 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрации г. Иркутска состоит 1645 детей-сирот, из них право на внеочередное предоставления жилья на указанную дату возникло у 640 детей-сирот, а за счет средств федерального, областного бюджетов, бюджета г. Иркутска в 2011 году  приобретены всего 38 жилых помещений

Таким образом, недостаточное финансирование переданных г. Иркутску областных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот нарушает жилищные права детей-сирот, а также создает серьезные проблемы администрации г. Иркутска по выполнению указанных полномочий.

Положение дел с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями в других муниципальных образованиях области мало чем отличается.

Особое внимание в 2011 году уделялось государственными и муниципальными органами региона решению вопросов обеспечения жильем ветеранов.

На реализацию Указа Президента Российской Федерации от  7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в 2010-2011 годах Иркутской области из федерального бюджета выделено 6654878,2 тыс. рублей.

Данные средства распределены в полном объеме, дополнительная потребность Иркутской области составляет 636 120 800 рублей. Выделенные ресурсы позволили выдать свидетельства гражданам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в 2010 году.

По состоянию на 1 января 2012 года в списках нуждающихся в улучшении (получении) жилья состоит 235 человек указанной категории лиц.

В течение 2011 года Уполномоченному поступило 12 обращений, связанных с этой проблемой. Из них почти все по вопросу неоплаты уже выданных сертификатов. При этом обращались не только ветераны, но и продавцы жилых помещений, которые, оформив сделку купли-продажи и передав жилое помещение в собственность покупателей, несколько месяцев не могли получить денежные средства из бюджета.

Так, гражданка Г. в своем обращении указывала: «Мы продали свою квартиру в марте 2011 за ветеранский сертификат. Заключили Договор купли-продажи квартиры, передали все необходимые документы в Минсоцразвития Иркутской области. По договору купли-продажи деньги с л.с. Минсоцразвития по Иркутской области должны были перечислить на наш счет в банке, но в договоре не была указана конкретная дата. Прошло уже более 4 месяцев, а деньги по сертификату так и не перечислили. Мы бы конечно спокойно ждали выплаты, пусть и с большой задержкой, если бы не одно обстоятельство: сразу после продажи квартиры мы купили другую, с небольшой отсрочкой платежа, надеясь, что деньги по сертификату перечислят в кратчайшие сроки. Но т.к. деньги не перечисляли, пришлось влезать в большие долги, брать кредит в банке, вся наша зарплата уходит на раздачу долгов. Если расторгать договор и забирать назад у ветерана квартиру, уйдет много времени на оформление документов, ждать деньги из федерального бюджета - перспектива отнюдь не радостная».

Ещё один нюанс процедуры расторжения договора заключается в оговорке: если сделка расторгается, деньги переходят в областной бюджет. То есть в случае возвращения квартиры прежнему владельцу через суд, ветеран попросту потеряет своё право на приобретение жилья. 

Благодаря субвенции, поступившей в ноябре  2011 года, уже выданные сертификаты оплачены, однако из-за существенной просрочки многие ветераны так и не дождались получения жилья. Кроме того, до настоящего времени продолжается процесс постановки на учет нуждающихся ветеранов, выдачи сертификатов. Часто вопросы постановки на учет разрешаются в судебном порядке.

5. Соблюдение трудовых прав граждан

За последние три года количество обращений граждан к Уполномоченному по вопросам нарушения трудовых прав постоянно снижается. Основным поводом обращений граждан к Уполномоченному в предыдущие годы была невыплата или задержка выплаты заработной платы предприятиями-банкротами и предприятиями, в отношении которых введена процедура банкротства. В 2011 году заявители в основном жаловались на невыплату заработной платы, на несправедливую оплату труда и на нарушения работодателями трудового законодательства при увольнении.

Уменьшение количества жалоб, по мнению инспекции, связано с проведением информирования и консультирования граждан в средствах массовой информации, в том числе с использованием сайта Инспекции, где даются разъяснения по вопросам, интересующих многих граждан. Всего через Интернет в Инспекцию обратилось 827 человек. Ответы на их вопросы были опубликованы для всеобщего сведения.

Эта информация свидетельствует о том, что в Иркутской области, в сравнении с другими регионами России, не самая плохая ситуация с соблюдением прав в сфере труда и занятости. Однако обеспечение жителей области работой, нормальной заработной платой, безопасными условиями труда оставляет желать лучшего. За более или менее благополучными цифрами, которые представляет областная служба занятости по ситуации в сфере труда, скрывается огромное количество латентных нарушений прав граждан. Такая ситуация в первую очередь вызвана тем, что граждане сами не сопротивляются нарушениям, поскольку их устраивает существующее положение.

На сегодня в области наиболее массовая форма нарушения трудовых прав граждан связана с привлечением к работе лиц без заключения трудовых договоров или оформление фактических трудовых отношений гражданско-правовыми договорами.

Действительно, несмотря на небольшую безработицу, все же найти работу, соответствующую квалификации и с достойной оплатой, по-прежнему очень и очень трудно. Кроме того, региональный рынок труда в последние годы, стал интенсивно пополняться неквалифицированными работниками. В основном это граждане предпенсионного возраста, которые лишились работы из-за экономического кризиса, и выпускники школ, т.е. люди, чьи трудовые навыки на сегодня оказались не востребованными, а средств для приобретения специальностей, пользующихся спросом большинство представителей этих категорий граждан не имеют. В результате они соглашаются на любую работу на любых условиях. Все это дает возможность работодателям с успехом использовать практику найма без установления трудовых правоотношений, что позволяет экономить на зарплате, социальных налогах, обеспечении безопасных условий труда. В конечном счете, бесправие и социальная незащищенность остаются уделом значительной части работников.

Все это приводит к нарушению прав граждан на ежегодный оплачиваемый отпуск, получение пособия по беременностям и родам, работодателями неправомерно увеличивается продолжительность рабочего дня, сокращается время отдыха в выходные и праздничные дни, подрывается государственное пенсионное страхование.

Кроме того, с каждым годом в Иркутской области, как и в целом по России увеличивается количество иностранных граждан и, как следствие, увеличивается их удельный вес среди трудоустроенного населения. Данное обстоятельство привело к тому, что рынок труда, не требующий квалифицированных работников, в значительной мере занят мигрантами. В результате жители области, которые ранее там трудились, оказались безработными.

Ситуация с занятостью особенно сложно продолжает оставаться в небольших городах и в большинстве сельских районов области, где большинство предприятий ликвидированы или находятся в состоянии банкротства. Невозможность найти работу в этих городах и районах не только ограничивает свободу труда, но и право на достойную жизнь.

В области наблюдается дефицит квалифицированных кадров, имеются проблемы в системе профессиональной подготовки и переподготовки кадров по востребованным специальностями.

В 2011 году проверки соблюдения трудового законодательства в регионе выявили множество нарушений. К сожалению, мы не располагаем данными о работе, проделанной прокурорами областной прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением прав граждан в сфере трудовых отношений. Тем не менее, можно сказать, что наиболее частыми нарушениями прав работников со стороны работодателей являются факты, когда при приеме на работу незаконно устанавливают испытательный срок, при заключении трудового договора занижают продолжительность отпуска, не обеспечивают проведение обязательного медицинского осмотра, не назначают наставников из числа опытных работников, допускают к работе без прохождения обязательного инструктажа, не обеспечивают спецодеждой и спецобувью.

Традиционным и распространенным видом нарушения трудовых прав граждан является  увольнение с нарушением действующего законодательства. Часто встречаются факты принуждения работников к написанию заявлений об увольнении по собственному желанию.

По данным проверок Инспекции по труду, в большинстве из проверенных организаций неудовлетворительно проводятся мероприятия по высвобождению женщин с вредных производств, с работ, связанных с переносом тяжести вручную.

С сожалением приходится констатировать, что нарушение трудового законодательства имеет место даже в тех организациях, которые отвечают за соблюдение и защиту правопорядка.

Отдельная тема – трудовые права граждан с ограниченными возможностями. Труд для инвалидов имеет важное социально-психологическое и морально-этическое значение. Способствуя утверждению личности, устранению психологических барьеров, улучшению материального положения инвалидов и их семей, он вносит определенный вклад в экономику страны. Рынок же труда инвалидов, как специфический сегмент общего рынка труда, характеризуется большой деформированностью: на фоне высокого спроса инвалидов на рабочие места практически отсутствует их предложение. По этой причине Уполномоченному и в другие государственные органы поступают многочисленные обращения этой категории граждан по вопросам трудоустройства.

В  2011 году было занято 2 407 инвалидов, а численность безработных граждан данной категории, состоящих на регистрационном учете на 01.01.2012 в службе занятости населения Иркутской области, составляет 2 498 человек. Министерство социального развития, опеки и попечительства  сообщило, что за 2011 год в целях получения государственной услуги  по содействию гражданам в поиске подходящей работы обратилось 5 648 инвалидов.

 Заметные сдвиги в положении инвалидов на рынке труда могут произойти только в результате существенных финансовых вливаний в экономику со стороны государства, связанных, например, с субсидированием специализированных предприятий. Но вместе с тем, многие проблемы в сфере занятости, такие, как, например, обеспечение транспортной доступности рабочего места и оказание элементарных реабилитационных услуг, могут быть решены имеющимися силами на местном уровне при небольших финансовых затратах.

В наиболее сложном положении находятся инвалиды-колясочники I группы, которые еще молоды и могут выполнять работу,  как на предприятии, так и в домашних условиях, однако в связи с группой инвалидности трудоустроиться не могут. Для решения данного вопроса Уполномоченным, а также сотрудниками МСЭ по Иркутской области было рекомендовано гражданам, изъявшим желание трудоустроиться, обратиться в службу МСЭ для корректировки индивидуальной программы реабилитации.

В регионе продолжает оставаться острой проблема трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Эта категория граждан в большинстве своем, в период пребывания в исправительных учреждениях, не всегда трудоустроена и, следовательно, находится на полном государственном обеспечении. Данное обстоятельство, называемое «синдромом социального иждивенчества», приводит к тому, что освобождаясь, эти люди имеет низкую мотивацию к труду, часто предъявляют завышенные требования к будущей работе. С другой стороны, работодатели часто нарушают их права, отказывая в приеме на работу главным образом по причине их криминального прошлого.

Уполномоченный солидарен с мнением ряда политиков и экспертов о том, что назрела необходимость внесения существенных изменений в законодательство, регулирующее трудовые отношения. Кроме того, требуется совершенствование регулирования и организации деятельности государственных органов осуществляющих надзор и контроль соблюдения прав граждан в сфере труда.

Завершая доклад, Уполномоченный считает нужным отметить, что ситуация с соблюдением прав человека в Иркутской области в 2011 году и в течение последних пяти лет была достаточно стабильной. За это время не произошло каких-то событий, которые можно было назвать прорывом или провалом в этой сфере. Но в то же время происходило постепенное изменение ситуации к лучшему. К числу таких событий можно отнести: увеличение бюджетного финансирования для решения проблемы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями и принятие соответствующего регионального закона; заметное улучшение материально-бытовых условий в местах лишения свободы, (по системе ФСИН России); бюджетное финансирование переселения людей из ветхого и аварийного жилья, а также капитального ремонта многоквартирных жилых домов.

Но в регионе не решена проблема предоставления жилых помещений гражданам по договорам социального найма. Движения в очереди нуждающихся, а их многие тысячи, практически нет. По-прежнему имеются большие проблемы в реализации права на медицинскую помощь. Не решен вопрос полного обеспечения права детей на дошкольное образование. Имеются существенные проблемы с доступностью и качеством среднего и высшего профессионального образования. Не произошло заметных перемен в обеспечении права граждан на благоприятную окружающую среду. Имеющиеся в регионе очаги загрязнения атмосферы, воды и почвы (первый в списке - Байкальский целлюлозобумажный комбинат) продолжают существовать, а некоторые несанкционированные свалки бытовых и иных отходов увеличиваются. Перечень нерешенных проблем изложен в настоящем Докладе и его можно расширять.

Уполномоченный видит несколько групп причин, порождающих нарушения прав человека в Иркутской области и в стране в целом.

Прежде всего, это причины экономического характера. Многие обязательства государства перед гражданами не обеспечены в должной мере возможностями бюджета. Это обусловлено, в том числе, несправедливым распределением налоговых поступлений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, равно как и между бюджетом области и бюджетами муниципальных образований. К числу экономических причин относится также низкая эффективность государственного и муниципального управления. Ее проявления многочисленны: нецелевое использование бюджетных средств, и их хищение, воздвигнутые за последние 10-12 лет административные барьеры, не позволяющие развиваться малому и среднему бизнесу; и, конечно же, широкомасштабная коррупция на всех уровнях.

К числу политических причин, определяющих проблемы соблюдения прав человека, можно отнести несоответствие существующей модели организации политической власти интересам общества. Политическая власть монополизирована. В стране и регионе минимизирована возможность равноправной конкуренции представителей различных политических взглядов. В органы власти и управления нет необходимого притока профессиональных кадров, недостаточно новых идей и современных подходов к решению стоящих проблем. Возможностей для осуществления общественного контроля деятельности государственных и муниципальных органов практически нет. Любые попытки граждан вникнуть и высказать свое мнение по существу тех или иных аспектов деятельности отдельных институтов или власти в целом, воспринимаются как покушение на основы, а порою как проявление экстремизма. Законное желание отдельных групп людей, входящих в политические партии или общественные объединения, иметь своих представителей в структурах власти, блокируется различными способами.

Третья группа причин, порождающих нарушения прав человека, относится к социально-психологической сфере. Необходимо признать, что за последние 20 лет нравственные устои общества оказались серьезно подорваны. То, что казалось ранее недостойным и порицалось в общественном мнении, сегодня уже обыденное явление. Многие средства массовой информации из общественного института информирования превратились в обслугу власти и крупного капитала, в орудие лжи и манипуляции.

Следует сказать, что многочисленные чиновники всех уровней власти не ориентированы на исполнение служебных обязанностей, в первую очередь соблюдение прав и свобод людей. Сегодня государственная и муниципальная служба устроена так, что чиновник служит не обществу, а своему начальнику, часто не забывая свой интерес, и в этом её главный порок. Многие государственные структуры (особенно в правоохранительной сфере и судебная власть) за последние два десятилетия приобрели характер закрытых кланов. В них принимаются, как правило, только «свои» или «проверенные» люди.

Уполномоченный считает, что улучшение ситуации с соблюдением прав человека в регионе и стране возможно лишь в том случае, когда люди «созреют» до понимания того, что без самоорганизации и контроля деятельности органов власти со стороны гражданского общества ничего не изменится. Любая власть в любой стране не способна на самоограничение и самоочищение, такова уж её природа. Поэтому только рост гражданской активности является залогом кардинального улучшения положения.

Уполномоченный полагает, что органам государственной власти Иркутской области необходимо направить свои усилия на решение следующих задач:

- создание условий для реализации гражданами права на общественный контроль деятельности государственных и муниципальных органов. Для этого необходима разработка и принятие регионального закона. В ряде субъектов Российской Федерации это уже сделано;

- разработка и реализация долгосрочной программы правового просвещения граждан в области прав человека;

- создание условий, обеспечивающих независимость средств массовой информации от властей и капитала через систему их бюджетной поддержки;

- уменьшение количества и численности бюрократических структур путем передачи негосударственному сектору решения некоторых вопросов;

- максимальное раскрытие в сети Интернет и иными способами информации о деятельности государственных и муниципальных органов, а также бюджетных учреждений в доступной гражданам форме;

- создание в регионе системы реальной поддержки деятельности правозащитных объединений, в том числе, путем выделения грантов, распределение которых не должно осуществляться чиновниками.

Уполномоченный надеется, что доклад послужит поводом для начала публичной дискуссии, диалога между властью и обществом по важнейшим вопросам жизни людей в Иркутской области. Такое взаимодействие будет способствовать сохранению социального мира и стабильности в регионе.