Обзоры практики

А.Н. Шеметова

Главный специалист-эксперт отдела законодательства субъекта Российской Федерации,

ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований

Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области

 

 

Вопросы нормотворчества органов государственной власти Иркутской области в сфере земельного законодательства

 

Земельное законодательство является самостоятельной отраслью российского права, представляющей собой систему нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения. Система нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, развивается на основе положений Конституции Российской Федерации и общих принципов, заложенных в Земельном кодексе Российской Федерации. В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 Конституции Российской Федерации). К основным принципам земельного законодательства в соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации относятся:

- учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

- приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

- участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

- единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

- приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

- платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

- разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

- дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Обзор нормотворчества органов государственной власти Иркутской области в сфере земельного законодательства направлен на отражение состояния и законности нормативных правовых актов Иркутской области в соответствующей сфере правоотношений и включает в себя анализ федерального законодательства, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, анализ действующего законодательства Иркутской области и выводы по результатам проведения мониторинга.

 

Раздел «Анализ федерального законодательства в сфере

земельного законодательства»

 Формирование системы земельного законодательства осуществляется под воздействием положений статьи 72 Конституции Российской Федерации, исходя из которой, земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Указанные нормы также нашли отражение в статье 2 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации .

Основу правового регулирования в сфере земельного законодательства на федеральном уровне составляют:

Конституция Российской Федерации;

Земельный кодекс Российской Федерации;

Водный кодекс Российской Федерации;

Лесной кодекс Российской Федерации;

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Во исполнение положений Земельного кодекса Российской Федерации на территории Российской федерации принят ряд федеральных законов, предусматривающих особенности регулирования земельных отношений:

- от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (в редакции Федерального закона от 28.11.2011 № 339-ФЗ);

- от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ);

- от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ);

- от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 12.12.2011 № 426-ФЗ);

- от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона  от 19.07.2011 № 245-ФЗ);

- от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона   от 18.07.2011 № 243-Ф);

- от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ);

- от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ);

- от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ);

- от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ);

- от 11.07.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции Федерального закона от 28.12.2010 № 420-ФЗ);

- от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (в редакции Федерального закона от 21.06.2011 № 147-ФЗ);

- от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона  от 07.11.2011 № 303-ФЗ);

- от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 435-ФЗ);

- от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона  от 30.11.2011 № 348-ФЗ);

- от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 331-ФЗ);

- от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 12.12.2011 № 427-ФЗ);

- от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ);

- от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.12.2008 № 250-ФЗ);

- от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (в редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 331-ФЗ);

- от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 05.04.2009 № 40-ФЗ);

- от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ);

- от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ);

- от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции Федерального закона от 12.12.2011 № 427-ФЗ);

- от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ);

- от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (в редакции Федерального закона от 28.02.2012 № 8-ФЗ).

В сфере земельного законодательства приняты Законы Российской Федерации:

- от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ);

- от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» (в редакции Федерального закона от 07.03.2005 № 15-ФЗ).

В развитие указанных федеральных законов приняты подзаконные нормативные правовые акты:

Указы Президента Российской Федерации:

- от 09.01.2011 № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»;

- от 16.05.1997 № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 26.03.2003 № 37);

- от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»;

постановления Правительства Российской Федерации:

- от 20.08.2009 № 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства»;

- от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению»;

- от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации   от 26.10.2011 № 868);

- от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»;

- от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд»;

- от 03.04.2008г. № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» (в редакции  постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2011 № 227);

- от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле» (в редакции  постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2011 № 267);

- от 12.10.2006 № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2011 № 239);

- от 30.06.2006 № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю»;

- от 29.04.2006 № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2011 № 239);

- от 31.03.2006 № 176 «Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования (в редакции  постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053);

- от 28.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» (в редакции  постановления Правительства Российской Федерации  от 29.12.2008 № 106);

- от 27.02.2004 № 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов»;

- от 11.08.2003 № 486 «Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети»;

- от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель»;

- от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» (в редакции  постановления Правительства Российской Федерации   от 15.09.2011 № 776);

- от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»;

- от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1101);

- от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (в редакции  постановления Правительства Российской Федерации   от 30.06.2010 № 478);

- от 15.03.1997 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли»;

- от 12.07.1993 № 659 «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации  от 27.12.1994 № 1428);

приказы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации:

- приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок»;

- приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.08.2011 № 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков»;

- приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.06.2011 № 280 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены (заняты) для размещения объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов»;

- приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства»;

- приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка»;

- приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.07.2010 № 293 «Об установлении Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков»;

- приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.05.2010 № 168 «Об описании содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и составе прилагаемых к нему документов»;

- приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 04.05.2010 № 150 «Об утверждении Порядка государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

- приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения»;

- приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 № 4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения»;

- приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 № 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Вопросы земельного законодательства неоднократно являлись предметом рассмотрения Конституционного, Высшего Арбитражного и  Верховного судов Российской Федерации, например:

- постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога»;

- постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»;

- постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2004 № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы»;

- определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2004 № 82-О «По запросу Первомайского районного суда города Пензы о проверке конституционности пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации»;

- определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 403-О «По запросу Правительства Москвы о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 3 статьи 11 и пункта 7 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

До настоящего времени  на федеральном уровне остается неурегулированным ряд вопросов, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами в сфере земельного законодательства:

-  о классификаторе видов разрешенного использования земельных участков (абзац 3 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации);

- о нормативах предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ (часть 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации);

- о категориях работников организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков, имеющих право на получение служебных наделов, об условия их предоставления (абзац 2 части 2 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации);

- о порядке приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ (пункт 3 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации);

- о порядке отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, о порядке использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения (часть 3 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации);

- о федеральных программах в области мелиорации земель (статья 18 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель»).

Коллизий в федеральном законодательстве в сфере земельного законодательства не установлено.

 

Раздел «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере земельного законодательства»

 

Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере земельного законодательства отнесены следующие полномочия:

- резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации);

- установление случаев, когда использование земли осуществляется без взимания платы (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации);

- установление особого правового режима использования земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей (часть 3 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации);

- установление публичного сервитута (часть 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации);

- установление категорий работников организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления (часть 2 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации);

- установление случаев и порядка приобретения гражданами, имеющими трех и более детей, бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков (абзац 2 части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации);

- установление случаев, когда орган местного самоуправления после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка (абзац 2 части 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации);

- установление порядка и условий предоставления информации собственникам земельных участков об их возможном выкупе (часть 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации);

- установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства (часть 1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации);

- установление случаев и  порядка предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, бесплатно предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков (часть 2.1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации);

- принятие акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) в ведении субъектов Российской федерации, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (часть 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации);

- установление порядка определения цены земельных участков при продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках (часть 1.2. статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации);

- установление иных обстоятельств изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (часть 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации);

- установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации (абзац 2 части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации);

- утверждение среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (часть 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации);

- установление порядка землеустройства (часть 7 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации);

- установление условий предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота (часть 4 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации);

- установление порядка использования земель промышленности и иного специального назначения, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории (часть 5 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации);

- установление порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения, порядка использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального значения (часть 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации);

- установление ограничений хозяйственной деятельности на землях природоохранного назначения при соблюдении установленного режима охраны этих земель (часть 2 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации);

- установление зоны охраны объектов культурного наследия в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды (часть 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации);

- установление порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (абзац 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);

- предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, в безвозмездное срочное пользование жилищно-строительным кооперативам, создаваемым в соответствии с федеральными законами, а также жилищно-строительным кооперативам, создаваемым в соответствии со статьей 16.5 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», для строительства многоквартирных домов, отнесенных к жилью экономического класса, с учетом требований, предусмотренных частями 2 - 7, 9 - 15, 18 и 19 статьи 16.5 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» (пункт 7.3 части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»);

- увеличение максимального размера общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, но не белее чем в пять раз (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»);

- увеличение максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);

- установление минимального срока аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий в зависимости от разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду (часть 3 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);

- установление порядка определения размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы (часть 7 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);

- установление содержания ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов (пункт 1 части 2 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

 

Раздел «Анализ действующего законодательства Иркутской области в сфере земельного законодательства»

 

По данным федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по состоянию на 16.03.2012 на территории Иркутской области в сфере земельного законодательства действует 27 нормативных правовых актов Иркутской области:

законы Иркутской области:

 - от 14.07.2011 № 76-оз «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению» (в редакции Закона Иркутской области от 30.12.20011 № 155-оз);

- от 19.07.2010 № 75-оз «О порядке подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков» (в редакции Закона Иркутской области от 06.12.2011 № 124-ФЗ);

- от 12.07.2010 № 70-оз «О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство в Иркутской области» (в редакции Закона Иркутской области от 30.12.20011 № 152-оз);

- от 05.04.2010 № 12-оз «О предельных максимальных ценах кадастровых работ в отношении земельных участков»;

- от 12.03.2009 № 8-оз «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» (в редакции Закона Иркутской области от 12.10.2011 80-оз);

- от 04.12.2008 № 100-оз «О служебных наделах»;

- от 07.10.2008 № 69-оз «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения в Иркутской области»  (в редакции Закона Иркутской области от 06.12.2011 125-ФЗ);

- от 19.06.2008 № 27-оз «Об особо охраняемых природных территориях в Иркутской области» (в редакции Закона Иркутской области от 05.12.2011 № 122-оз);

- от 21.12.2006 № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» (в редакции Закона Иркутской области от 06.12.2011 № 124-ФЗ);

- от 10.12.2003 № 63-оз «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» (в редакции Закона Иркутской области от 12.03.2009 № 9-оз);

- от 10.12.2003 № 62-оз «О приватизации областного государственного имущества» (в редакции Закона Иркутской области от 11.05.2010 № 25-оз);

- указ Губернатора Иркутской области от 25.09.2009 № 145/85-уг
«Об утверждении Положения о Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области»;

постановления Правительства Иркутской области в сфере земельного законодательства:

- от 10.11.2011 № 336-пп «Об утверждении Положения о порядке предоставления гражданам, переселяющимся в связи с затоплением части территории Иркутской области, земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области, бесплатно»;

- от 22.09.2011 № 273-пп «О резервировании земель для государственных нужд Иркутской области»;

- от 22.07.2011 № 194-пп «О резервировании земель для государственных нужд Иркутской области»;

- от 26.08.2010 № 209-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области»;

- от 27.02.2010 № 23-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в виде средних значений удельных показателей для определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования, уточнения площади, выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи»;

- от 28.01.2010 № 7-пп «Об утверждении Положения о процедурах и критериях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области, для целей, не связанных со строительством»;

- от 18.12.2009 № 364/143-пп «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства»;

- от 02.11.2009 № 306/85-пп «Об утверждении Положения о порядке ведения перечня земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Иркутской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 19.12.2011 № 411-пп);

- от 29.05.2009 № 172-пп «Об утверждении Положения о порядке проведения согласительных процедур по спорам о местоположении земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на территории Иркутской области» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 16.12.2010  № 333-пп);

- от 04.03.2009 № 41-пп «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 27.01.2010 № 4-пп);

  - от 18.02.2009 № 30-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Иркутской области»;

- от 03.02.2009 № 15-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области»;

- от 12.09.2008 № 254-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 27.07.2011 № 195-пп);

- от 31.07.2008 № 213-па «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 27.01.2010 № 5-пп);

- приказ министерства имущественных отношений Иркутской области от 05.07.2011 № 11/пр «Об утверждении ведомственной целевой программы «Мероприятия по улучшению землеустройства и землепользования (2011 - 2012 годы)» (в редакции приказа министерства имущественных отношений Иркутской области от 05.07.2011 № 12/пр).

В сфере регулирования органами государственной власти Иркутской области вопросов земельного законодательства в Иркутской области существуют пробелы. Так, в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации отсутствуют нормативные правовые акты Иркутской области, устанавливающие:

- порядок определения цены земельных участков при продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках (часть 1.2. статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации);

- порядок землеустройства (часть 7 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации);

- условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота (часть 4 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации);    

- порядок использования земель промышленности и иного специального назначения, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории (часть 5 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации);

- порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального значения (часть 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации);

- коэффициенты, используемые при определении единым способом размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельскохозяйственных угодий (статья 8 (1) Закона Иркутской области от 07.10.2008 № 69-оз «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения в Иркутской области»).

Исследование состояния законодательства Иркутской области в сфере земельного законодательства показывает что, в целом, органами государственной власти области реализованы полномочия по регулированию правоотношений в указанной сфере, предоставленные Конституцией Российской Федерации и действующим федеральным законодательством. Нормотворческий процесс органов государственной власти Иркутской области по реализации положений федерального законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, носит активный характер. Вместе с тем, ряд вопросов в сфере земельного законодательства на территории Иркутской области остается неурегулированным.