Обзоры практики

А.А. Барановская

Начальник Методического отдела Нотариальной палаты

Иркутской области, методист-юрист

 

 

Обзор по вопросам  развития и применения

электронной цифровой подписи в деятельности нотариуса

 

Для целей настоящего обзора используются следующие основные понятия:

- электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию; (Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон об электронной подписи);

- сертификат ключа проверки электронной подписи - электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи;

- ключ электронной подписи - уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи;

- удостоверяющий центр - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей;

- участники электронного взаимодействия - осуществляющие обмен информацией в электронной форме государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также граждане.

Одним из наиболее важных и актуальных направлений совершенствования институтов гражданского общества и государственного управления на современном этапе  развития российского государства является формирование единого информационного пространства, в том числе внедрения электронных форм взаимодействия. С середины 90-х годов берет начало новая эра, которая знаменует переход от бумажных носителей к электронным, от автографической подписи человека к электронной цифровой подписи (далее ЭЦП). Считается, что ЭЦП была создана в 1976 году Уитфилдом Диффи и Мартином Хеллманом. Для европейских стран важной вехой стала Директива об электронной подписи 1999 года. В нашей стране для придания государству «электронного статуса» в 2002 году была принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 годы)». Ввиду этого, в России был принят Федеральный закон  от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Целью закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Однако еще до принятия указанного выше закона в Российской Федерации ЭЦП использовалась в отношениях между коммерческими организациями, в банковской сфере, налоговых органах. Об этом косвенно  свидетельствует и ряд нормативных актов: Гражданский кодекс  РФ, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи». Согласно п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса РФ «использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон». Часть 4 ст. 11 Федерального закона  «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закрепляла, что  «в целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений... обмен электронными сообщениями... рассматривается как обмен документами».

Вместе с тем статистика свидетельствует, что сейчас  в России электронной подписью пользуются только 0,2 % населения, тогда как в Европе уже пять лет  назад ее достоинства оценили больше половины граждан, нотариусы уже используют ЭЦП в своей деятельности. Так, например, во Франции 28 октября 2008 года была совершена и нотариально удостоверена первая электронная сделка купли-продажи земельного участка[1].

Безусловно, будущее нашей страны, в том числе российского нотариата, трудно себе представить без активного развития и применения информационных технологий. Так, одним из первых актов в указанной сфере является стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Президента Российской Федерации 07.02.2008г.[2], предусматривающая внедрение электронного документооборота в деятельность государственных органов, а также повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном формате. В октябре 2010 года утверждена государственная программа «Информационное общество» (2011-2020 годы)»[3], в соответствии с которой предусмотрено развитие системы межведомственного электронного взаимодействия, формирование единого  пространства доверия электронной подписи, а также обеспечение возможности осуществления большинства юридически значимых  действий в электронном виде.

Следует отметить, что в рамках указанного вопроса наиболее приоритетным  направлением является совершенствование нотариата и судебной системы в Российской Федерации. Нотариусы уже давно в своей работе используют компьютеры, модемы и другие технические средства. Количество электронных документов в работе нотариуса постоянно увеличивается, но все документы, полученные или переданные по электронной почте, носят скорее информационный характер. Так абз. 2 п. 2 Правил нотариального делопроизводства,  утв. Приказом Минюста РФ от 19.11.2009 N 403, Решением Правления ФНП от 18.11.2009 N 11/09, предусмотрено, что оформление всех документов в нотариальном делопроизводстве осуществляется на бумажных носителях. Для учета и справочно-информационного обеспечения нотариальной деятельности могут создаваться, обрабатываться и храниться в базах данных электронные копии документов, а также передаваться и приниматься электронные сообщения, не имеющие юридической силы, если это не противоречит положениям Основ законодательства Российской Федерации о нотариате  и иных нормативных правовых актов в данной сфере. В случаях, когда требуется документ, имеющий юридическую силу, нотариус обязательно берет документ на бумажном носителе.

 Решить этот вопрос и придать электронным документам юридическую силу помогут внедрение и использование нотариусами России ЭЦП.  Основное назначение ЭЦП в том, чтобы гарантировать подлинность информации, содержащейся в электронном документе, а также дать возможность доказать, что электронный документ был подписан именно отправителем или по его поручению и именно в том виде, в каком он предъявляется. С помощью ЭЦП нотариус может произвести проверку целостности документов, достоверно установить лицо, изготовившее и подписавшее электронный документ. Помимо того, что ЭЦП обеспечивает информационную безопасность, она придает электронным документам юридическую силу.

Для исправления сложившейся в стране ситуации, придания нового импульса развитию цифровых технологий Государственной Думой  был принят Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи». Нотариальное сообщество в лице руководящих органов с одобрением и даже энтузиазмом откликнулось на принятие нового закона об электронной подписи. Федеральная нотариальная палата «последовательно проводит идею модернизации российского нотариата  в рамках концепции электронного правительства»[4].

В 2012 году был создан Удостоверяющий центр нотариата России, который призван обеспечить каждого нотариуса электронной цифровой подписью и связать каждого нотариусов с  информационными системами. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи», удостоверяющие центры должны создавать сертификаты ключей проверки электронных подписей и выдавать такие сертификаты лицам, обратившимся за их получением; устанавливать сроки действия сертификатов ключей проверки электронных подписей; аннулировать выданные этим удостоверяющим центром сертификаты ключей проверки электронных подписей, а также проводить все иные операции с ключами. В соответствии Планом мероприятий Федеральной нотариальной палаты, утв. Решением Правления ФНП 13.01.2012г., протокол N 01/12, основная задача, которая стоит перед этим Центром в 2012 году – завершение обеспечения нотариального сообщества средствами электронной подписи, организация трансграничного взаимодействия и информационного обмена с государственными, коммерческими и некоммерческими органами и организациями.

Необходимо отметить, что в марте 2012 года все нотариусы Иркутской области, а также большинство лиц, исполняющих обязанности нотариусов,  получили собственную электронную цифровую подпись.

Уже сегодня в порядке эксперимента проводится работа по обмену информацией между нотариусами и государственными регистраторами о зарегистрированных в Едином государственном реестре правах на недвижимое имущество на базе заключенного Федеральной нотариальной палатой соглашения с Росреестром[5].  

31 августа 2011 года Сбербанк России и Федеральная нотариальная палата подписали соглашение о взаимном электронном документообороте, которое предусматривает безбумажный обмен данными между нотариусами и отделениями банка по вопросам, связанным с наследованием денежных средств: поиск вкладов наследодателя и проверка остатков на счетах и депозитах. Взаимодействие нотариуса и кредитной организации происходит посредством использования сетей Интернет с ЭЦП нотариуса. В 2011 году соглашение было реализовано в режиме пилотного проекта на территориях Московского, Северо-Кавказского, Западно-Уральского банков Сбербанка России. По итогам эксперимента в 2012 году началась организация тиражирования технологии электронного документооборота на все территориальные подразделения Сбербанка и региональные нотариальные палаты, в том числе на территории Иркутской области.  В дальнейшем соглашение между Федеральной нотариальной палатой и Сбербанком России может стать модельным и для других кредитных организаций.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрен поэтапный переход к предоставлению государственных услуг в электронной форме в соответствии с планом-графиком, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 N 1555-р (далее План). Согласно Плану в 2012 г.  должно начаться предоставление услуг по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде.  С целью исполнения запланированного перехода на предоставление в электронном виде государственных услуг по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Федеральной налоговой службой проведена опытная эксплуатация соответствующего программного обеспечения. Одним из регистрирующих органов в Иркутской области, участвующих в опытной эксплуатации программного обеспечения, являлась Межрайонная ИФНС России N 17 по Иркутской области. 08 декабря 2011 года в МИФНС N 16 была проведена  рабочая встреча представителей Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области с представителями Нотариальной палаты Иркутской области, на которой была  обсуждена схема работы по реализации проекта «Электронная регистрация». Благодаря достигнутому взаимопониманию со стороны Нотариальной палаты Иркутской области, Единому регистрационному центру удалось успешно протестировать разработанное программное обеспечение и осуществить государственную регистрацию нескольких юридических лиц на основании документов, поступивших в электронном виде с ЭЦП нотариуса. Первой в пилотной эксплуатации программного обеспечения «Электронная регистрация» на территории Иркутской области приняла участие нотариус Иркутского нотариального округа Милославская Татьяна Степановна.

Приказом ФНС России от 09.04.2012 N ММВ-7-6/227@ начиная с 30 апреля 2012 года в Едином регистрационном центре, а с 31 мая 2012 года в остальных регистрирующих (налоговых) органах Иркутской области, внедряется в промышленную эксплуатацию программное обеспечения, реализующее возможность представления электронных документов для государственной регистрации. В рамках существующего взаимодействия  планируется участие следующих налоговых органов: 1 очередь: Межрайонная ИФНС России № 6 по Иркутской области, Межрайонная ИФНС России № 16 по Иркутской области,  Межрайонная ИФНС России № 18 по Иркутской области, ИФНС России по г.Ангарску Иркутской области, Межрайонная ИФНС России № 14 по Иркутской области, Межрайонная ИФНС России № 12 по Иркутской области,  Межрайонная ИФНС России № 1 по Иркутской области, ИФНС России по Правобережному округу г.Иркутска, ИФНС России по Ленинскому округу г.Иркутска, ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска, ИФНС России по Свердловскому округу г.Иркутска. 2 очередь: Межрайонная ИФНС России № 3 по Иркутской области, ИФНС России по Центральному округу г.Братска Иркутской области, Межрайонная ИФНС России № 9 по Иркутской области,  Межрайонная ИФНС России № 15 по Иркутской области,  Межрайонная ИФНС России № 13 по Иркутской области.

В рамках реализации данного проекта нотариусы Иркутской области смогут свидетельствовать подлинность подписи на заявлении в налоговый орган и изготавливать электронный  файл с отсканированным образом заявления и прилагаемых к нему документов и осуществлять передачу заявлений с прилагаемыми к ним документами в регистрирующий орган в электронном виде с использованием программного обеспечения «Электронная регистрация» и  ЭЦП. При совершении нотариального действия по передаче в регистрирующий орган заявлений в электронном виде,  нотариусы  руководствуются положениями ст. 86 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, предусматривающей возможность передачи заявлений с использованием «компьютерных сетей и иных технических средств». При этом при сканировании образов документов, а также  формировании электронных файлов и транспортного контейнера, нотариусы руководствуются техническими требованиями, изложенными в приложении N 2 к Приказу ФНС России N ММВ-7-6/175@ от 21 февраля 2011 года «Порядок проведения опытной эксплуатации программного обеспечения «Электронная регистрация». На заявлении, представленном на бумажном носителе, нотариус свидетельствует подлинность подписи заявителя, руководствуясь положениями ст. 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и ст. 9 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». По просьбе заявителя нотариус, засвидетельствовавший подлинность подписи на заявлении,  руководствуясь положениями ст. 86 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, совершает нотариальное действие по передаче заявления и прилагаемых к нему документов в регистрирующий орган в электронном виде с использованием компьютерных сетей. До совершения указанного нотариального действия нотариус принимает от обратившегося лица заявление, содержащее, в том числе, способ передачи, наименование и перечень передаваемых документов, подтверждение комплектности и идентичности скан-образов оригиналам представленных на бумажном носителе документов. Нотариус изготавливает скан-образ заявления, подлежащего передаче в регистрирующий орган, а также скан-образ представленных на бумажном носителе документов, прилагаемых к заявлению и скан-образ сопроводительного письма нотариуса, содержащего реестровый номер нотариального действия по передаче заявления и регистрационный номер по журналу регистрации исходящей корреспонденции. Электронная подпись, проставляемая под скан-образом каждого документа, подтверждает его изготовление данным нотариусом.  Электронная подпись, проставляемая под передаваемым нотариусом с помощью компьютерных сетей транспортным контейнером, содержащим скан-образы всех документов, также подтверждает передачу заявления и прилагаемых к нему документов данным нотариусом, а также технически исключает возможность нарушения или искажения содержимого транспортного контейнера и каждого находящегося в нем документа.  

Возможность доступа к услугам электронной регистрации на всей территории Иркутской области,  особенно в населенных пунктах, удаленных от  налоговых (регистрационных) органов является актуальной. Реализация такой возможности обусловлена рядом факторов, ключевыми из которых являются доступ к сети Интернет и готовность нотариусов сканировать документы, заверять их своей ЭЦП  и передавать в установленном порядке в регистрирующий орган.

В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004  N 218-ФЗ «О кредитных историях» и Указанием Центрального банка Российской Федерации от 14.04.2009 N 2214-У «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством передачи заявления через нотариуса», зарегистрированным в Минюсте РФ 7.07.2009 N 14252, нотариус передает в электронной форме заявления субъектов кредитных историй и пользователей кредитных историй в Центральный каталог кредитных историй.

На сегодняшний день нотариусы имеют техническую возможность не только подписывать электронные документы ЭЦП, но и удостоверять сделки своей ЭЦП. Но следует также учитывать, что  на сегодняшний день  отсутствует законодательное закрепление полномочий нотариусов в сфере электронного документооборота, не решен ряд организационно-технических проблем, связанных с внедрением и централизованным использованием нотариусами механизмов электронной цифровой подписи. Но все эти вопросы постепенно разрешаются. Так, уже разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (в части предоставления нотариусам права свидетельствования электронных копий документов)». Проектом указанного Федерального закона, в частности, предусматривается возможность для гражданина обратиться к нотариусу с просьбой о нотариальном свидетельствовании в электронном виде документов, например паспорта как документа, удостоверяющего личность, и получить нотариальную копию, заверенную электронной цифровой подписью на электронном носителе, после чего самостоятельно обратиться с заявлением на сайт государственных услуг, вложив файлы с электронными нотариальными копиями.

В связи с тем, что документы, подлежащие нотариальному удостоверению, свидетельствуют о юридических фактах, имеющих особое значение, нотариус должен удостоверять электронные сделки и свидетельствовать подлинность подписей на электронных документах с использованием ЭЦП, созданной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области электронной цифровой подписи, которые установлены для ЭЦП, использующихся в информационных системах общего пользования. Данные требования закреплены в ст. 5 Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» и предусматривают возможность использования в открытых информационных системах только сертифицированных средств ЭЦП.

Для реализации обозначенной цели в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате необходимо будет предусмотреть обязанность нотариуса иметь действительную ЭЦП, выработанную в соответствии с упомянутыми требованиями, и подписывать ею удостоверительные надписи на электронных документах и свидетельства, подтверждающие принятие на хранение электронных документов, в случае их выдачи в электронной форме.

Электронные документы, удостоверяемые нотариусом, также должны подписываться только с использованием ЭЦП, созданной сертифицированными средствами ЭЦП. Целесообразность такого требования обусловлена тем, что нотариус может не иметь требуемых программных средств или навыков для прочтения соответствующих электронных документов и подтверждения подлинности содержащихся в них подписей.                                                                                  

В соответствии со ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате установление личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, должно производиться на основании паспорта или иного документа, исключающего любые сомнения относительно личности этого гражданина. Исходя из технологии ЭЦП, таким документом может быть сертификат ключа подписи, который создан и используется в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной цифровой подписи».

Очевидно, что все идет к тому, что каждый нотариус вскоре сможет оформить важные документы, практически не вставая с места. И, например, быстро проверить, кто реальный хозяин квартиры, на которую оформляется сделка купли-продажи; нет ли на нее других законных претендентов, не значатся ли среди жильцов иные лица, кроме тех, которые проходят по документам. И именно такой путь развития нотариата является самым действенным.

 

 


[1] Головатюк О.В. Обзор российского законодательства об электронной цифровой подписи // Нотариальный Вестник. 2009. № 11.

[2] Щенникова Л.В. Диктатура нотариата // Известия. 07.04.2011.

[3] Российская газета. 2008. № 34.

 [4] Щенникова Л.В. Электронная эра российского  нотариата: надежды и опасения // Нотариальный Вестник      2011. № 7.

[5] О порядке взаимодействия при предоставлении нотариусом документов на государственную регистрацию прав, запросе нотариусом информации о зарегистрированных правах, запросе государственным регистратором сведений, необходимых для проведения правовой экспертизы документов и проверки законности сделки:  Протокол ФНП, Росреестра от 07.05.2010 № 1 // Нотариальный Вестник. 2010. № 8.