Обзоры практики

Н.В. Серебренникова

Заместитель начальника отдела законодательства субъекта Российской Федерации,

ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований

Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области

 

 

Обобщение практики Управления Министерства юстиции

Российской Федерации по Иркутской области по государственной регистрации уставов,

муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в 2010-2011гг.

 

По состоянию на 01.01.2012г. в государственном реестре уставов муниципальных образований зарегистрировано 472 устава муниципальных образований Иркутской области, из них 33 устава муниципальных районов, 9 уставов городских округов, 67 уставов городских поселений и 363 устава сельских поселений.

В 2011г. на государственную регистрацию поступило 709 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее – МПА), из них зарегистрировано 692 МПА, что составляет 97,6% от общего количества зарегистрированных МПА. За аналогичный период 2010г. поступило 554 МПА, зарегистрировано 477 МПА, что составляет 86,1% от общего количества зарегистрированных МПА.

Как следует из анализа данных, в 2011г. сохраняется тенденция к увеличению количества поступивших на государственную регистрацию МПА и зарегистрированных МПА. В сравнении с 2010г. количество поступивших МПА в 2011г. увеличилось на 155 или на 22 % от общего числа поступивших, количество зарегистрированных увеличилось на 215, что составляет 31,1% от общего числа поступивших.

Рост количества поступивших на государственную регистрацию актов муниципальных образований является следствием ряда причин и проведением определенных мероприятий, среди них:

- динамичное изменение законодательства 2011 году и внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) 13 раз, в 2010 году - 8;

- активизация работы органов местного самоуправления по приведению уставов муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством в текущем году;

- информирование глав муниципальных образований об изменениях в федеральном и региональном законодательстве путем направления писем и размещения информации на официальном Интернет-сайте Управления;

- разработка и направление главам муниципальных образований модульных уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы;

- предварительное согласование проектов МПА;

- увеличение количества проектов МПА, совместно отработанных в рабочих группах с представителями муниципальных образований;

- проведение «горячей линии» для глав муниципальных образований по вопросам государственной регистрации МПА о внесении изменений в уставы;

- участие специалистов Управления в тематических семинарах и совещаниях с представителями органов местного самоуправления, проводимых Законодательным Собранием Иркутской области;

- взаимодействие с управлением Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике по обмену информацией о наличии сведений в РУМО о регистрации МПА о внесении изменений в уставы муниципальных образований;

- взаимодействие с прокуратурой Иркутской области, осуществляющей прокурорский надзор за соблюдением федерального законодательства органами местного самоуправления и должностными лицами муниципальных образований по внесению изменений в уставы муниципальных образований.

В результате проведенной работы снизилось количество решений об отказе в государственной регистрации. В 2011г. принято одно решение об отказе в регистрации МПА, что составляет 0,1% от общего количества поступивших МПА. В 2010г. - 5 решений об отказе, что составляет 0,9% от общего количества поступивших МПА. Решения об отказе в государственной регистрации МПА в 2010 - 2011годах не обжаловались.

Сократилось количество актов, по которым принято решение об оставлении без рассмотрения. Так, в 2011г. оставлены без рассмотрения 16 МПА, что составляет 2,3% от общего количества МПА, поступивших на регистрацию (в 2010г. 72 МПА оставлены без рассмотрения, что составляет 13% от общего количества МПА, поступивших на регистрацию).

Обобщение показало, что заявления оставлены без рассмотрения в связи с несоблюдением главами муниципальных образований требований статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 97-ФЗ), в том числе:

- документы на регистрацию представлены в одном экземпляре вместо двух экземпляров;

- не представлен магнитный носитель;

- не представлены сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта МПА и о результатах публичных слушаний по проекту МПА;

- страницы МПА не прошиты, не пронумерованы и не скреплены печатью представительного органа муниципального образования;

- не представлена новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями.

Все МПА, по которым принималось решение об оставлении без рассмотрения, после доработки направлены в Управление и прошли регистрацию.

Анализ показал, что ряд МПА содержит коррупциогенные факторы. В 2011г. из 692 зарегистрированных МПА в 14 выявлены коррупциогенные факторы. В 2010г. из 477 МПА коррупциогенные факторы выявлены в 17. При этом, общее увеличение количества поступивших в Управление муниципальных актов не повлекло увеличение количества актов с выявленными коррупциогенными факторами и по отношению к общему числу поступивших актов в 2011г. составило  2,0%, в 2010г. - 3,6%. В основном коррупциогенные факторы выявлены в положениях уставов, которые устанавливают гарантии для выборных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих.

На основании заключений Управления и принятых мер прокурорского реагирования исключены коррупциогенные факторы из 5 МПА, зарегистрированных в 2011г. Срок устранения коррупциогенных факторов составил от двух до семи месяцев. Из 17 МПА, в которых выявлены коррупциогенные факторы в 2010г., на основании заключений Управления приведены в соответствие с законодательством 15. Срок устранения кооррупциогенных факторов, выявленных в 2010г., составил от 4 до 12 месяцев.

Во исполнение пункта 10.1 решения коллегии Минюста России от 25.12.2009г. «Об итогах исполнения Министерством юстиции Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции» информация о результатах осуществления антикоррупционной экспертизы муниципальных актов ежемесячно анализируется и направляется в Министерство юстиции Российской Федерации.

С принятием Федерального закона от 21.11.2011г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (далее – Федеральный закон № 329-ФЗ) изменились полномочия Управления по проведению антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований и МПА. В соответствии с Федеральным законом № 329-ФЗ наличие в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов является основанием для принятия решения об отказе в регистрации устава муниципального образования и МПА.

С целью обеспечения единства правового пространства Российской Федерации Управлением проведена ревизия уставов муниципальных образований, которые не были приведены в соответствие с действующим законодательством. В результате проделанной работы количество уставов, в которые не вносились изменения в соответствии с законодательством, сократилось с 74 в 2010г. до одного – в 2011г. («Юртинское городское поселение», Тайшетский район).

Сокращение количества уставов, не приведенных в соответствие с законодательством, произошло в результате комплекса принимаемых Управлением мер, в том числе направления информации в Правительство Иркутской области, прокуратуру Иркутской области, главам муниципальных образований, размещения информации на Интернет-сайте Управления, разработки и направления в муниципальные образования типовых уставов.

Так, для приведения уставов в соответствие с действующим законодательством Управлением осуществлена следующая работа:

- проведен анализ и обобщена практика взаимодействия Управления с органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами прокуратуры Иркутской области в сфере приведения в соответствие с федеральным и региональным законодательством уставов муниципальных образований;

- сотрудники Управления участвовали в рабочих группах с представителями муниципальных образований по разработке проектов МПА;

- проводилась правовая экспертиза проектов МПА.

Для поддержания в актуальном состоянии информации, находящейся в государственном реестре уставов муниципальных образований, во II полугодии 2011г. проведен анализ соблюдения главами муниципальных образований требования статьи 5 Федерального закона        № 97-ФЗ о предоставлении в 10-дневный срок сведений об официальном опубликовании (обнародовании) устава муниципального образования, МПА после их государственной регистрации с указанием источника и даты официального опубликования.

Анализ работы показал, что эффективными мерами по обеспечению своевременного направления главами муниципальных образований сведений являются:

- направление писем главам муниципальных образований с разъяснением закона, обязывающего представлять в Управление сведения об опубликовании (обнародовании) МПА после их государственной регистрации;

- размещение информации для глав муниципальных образований о необходимости соблюдении требования статьи 5 Федерального закона № 97-ФЗ на официальном Интернет-сайте Управления;

- направление соответствующей информации в управление Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике.

- направление в Прокуратуру Иркутской области перечня муниципальных образований, главы которых не представили сведения об опубликовании (обнародовании) МПА, для принятия мер прокурорского реагирования.

В результате принятых Управлением мер количество МПА, по которым не представлены сведения об опубликовании (обнародовании) после государственной регистрации, сократилось с 95 МПА в 2010г. до 22 МПА в 2011г., что в процентном соотношении составляет 19,9% и 3,2% соответственно.

В целях правового просвещения и преодоления правового нигилизма подготовлены и размещены статьи и сообщения в средствах массовой информации, на официальном Интернет-сайте Управления, информационном стенде в Управлении.

В целях оказания методической помощи Управлением:

- разработаны и направлены в муниципальные образования области типовые уставы;

- проведены предварительные согласования проектов муниципальных правовых актов.

Специалисты Управления приняли участие:

- в разработке и согласовании 452 проектов МПА о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований, из числа которых принято муниципальными образованиями 254 (в 2010г. – 415 проектов, принято – 197 МПА);

- в 2 областных межведомственных селекторных совещаниях с главами муниципальных образований, организованных Правительством Иркутской области и прокуратурой Иркутской области;

- в общественных слушаниях «О ходе реализации антикоррупционного законодательства Российской Федерации в Иркутской области».

При подготовке обобщения проанализирована реализация соглашений с органами государственной власти Иркутской области и местного самоуправления, прокуратурой, судом и иными организациями. В сфере регистрации уставов действуют соглашения с:

- Законодательным Собранием Иркутской области от 29.12.2008г.;

- Правительством Иркутской области от 05.03.2009г.;

- Избирательной комиссией Иркутской области от 06.08.2010г.;

- прокуратурой Иркутской области от 19.02.2009г. в ред. Соглашения от 24.01.2011г.;

- Иркутским областным судом от 17.06.2009г.;

- Уполномоченным по правам человека в Иркутской области от 14.12.2009г.;

- некоммерческой организацией «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» от 15.07.2010г.

Анализ деятельности Управления, осуществляемой в рамках указанных соглашений, показал, что наиболее эффективное взаимодействие в сфере регистрации уставов муниципальных образований осуществляется с прокуратурой Иркутской области, Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области.

Обобщение практики Управления в сфере государственной регистрации уставов, МПА в 2010-2011гг. показало, что в результате комплекса мероприятий, осуществляемых Управлением, увеличилось количество поступивших и зарегистрированных МПА, а также сведений об официальном опубликовании (обнародовании) МПА после их государственной регистрации.

Вместе с тем, обобщение показало наличие следующих проблем при приведении уставов муниципальных образований в соответствие с законодательством:

- муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы принимаются несвоевременно (по истечению трех и более месяцев);

- не исполняется требование части 1 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ о направлении муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия;

- нарушается требование части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ об опубликовании (обнародовании) зарегистрированных МПА в течение семи дней со дня его поступления из регистрирующего органа;

- не соблюдается 10-дневный срок со дня официального опубликования (обнародования) МПА, установленный статьей 5 Федерального закона № 97-ФЗ для направления в регистрирующий орган сведений об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) МПА, а также для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

В целях исполнения полномочий, обеспечивающих единство правового пространства Российской Федерации, Управлению  необходимо:

- проанализировать соблюдение главами муниципальных образований  требования статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ о направлении в регистрирующий орган уставов, МПА в течение 15 дней со дня принятия данных актов;

- провести работу с главами муниципальных образований, уставы которых  не приведены в соответствие с законодательством в 2010-2011гг.

Во исполнение решения Координационного совета при Управлении Минюста России по Иркутской области от 08.12.2011г., в целях оказания методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области Управлением запланировано:

- подготовить обобщение по регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы в 2010-2011гг. Информацию направить главам муниципальных образований Иркутской области;

- информировать глав муниципальных образований Иркутской области об изменениях федерального и областного законодательства;

- поддерживать в актуальной редакции типовые уставы городского и сельского поселений на официальном Интернет-сайте Управления;

- провести «прямую линию» по вопросам обеспечения соответствия уставов муниципальных образований Иркутской области действующему законодательству Российской Федерации и Иркутской области;

- провести совещание с участием глав муниципальных образований Эхирит-Булагатского и Баяндаевского районов Иркутской области, по вопросам государственной регистрации уставов муниципальных образований в апреле;

- проанализировать соблюдение главами муниципальных образований  Иркутской области  статьи 5 Федерального закона № 97-ФЗ о направлении в Управление сведений об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации. По результатам анализа направить письма главам муниципальных образований области и в прокуратуру Иркутской области.     

- подготовить обзор практики ведения Управлением государственного реестра уставов муниципальных образований и муниципальных образований, направить в Главное управление Минюста России по Новосибирской области.