Обзоры практики

А.С. Архипкина

Доцент кафедры конституционного права Юридического института ИГУ, канд. экон. наук, доцент,

член Экспертного Совета при Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области, директор «Первой Иркутской службы медиации»,

Председатель Правления НП «Байкальская Лига медиаторов», член рабочей группы при главном федеральном инспекторе в Иркутской области

по контролю за реализацией указов Президента РФ от 7 мая 2012 №№ 596-606,

Член Консультативного совета Следственного управления СК РФ по Иркутской области

по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

 

М.Н. Садовникова

Доцент кафедры уголовного права Юридического института ИГУ, канд. юрид. наук, доцент,

член Общественного Совета при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ,

член Общественной палаты Иркутской области,
член Экспертного Совета при Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области,
член КДНиЗП Иркутской области, руководитель Фонда "ЮВЕНТА",
директор АНО "Иркутский центр медиации"

 

 

 

ОБЗОР

проведения социальных процедур медиации с участием несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной

ситуации или социально опасном положении в Иркутской области

 

                                   «… причиной конфликта является

не объективная реальность, а

                                   происходящее в головах людей».

                                                                       (Р.Фишер, У. Юри)

 

 Медиация как новый правовой институт

Медиация (mediare (лат.) - посредничать) - это одна из технологий урегулирования споров во внесудебном порядке, с участием третьей стороны - медиатора. Медиатор создает условия для того, чтобы стороны выработали определенное соглашение по спору, при этом стороны сами полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Принято Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2010 года о Программе подготовки медиаторов, которая утверждена Министерством образования и науки РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ 14 февраля 2011 года.

С приятием закона постепенно возрастает информированность граждан о возможности получения услуг медиатора, однако, стоит отметить, что понимание гражданами всех преимуществ процедуры медиации возможно только посредством государственной поддержки  данного института.

Медиация как один из альтернативных способов разрешения споров, отвечающий вызовам современного общественно-экономического развития, является «инвестицией» не только в развитие правовой культуры и общественных отношений, но и, прежде всего, в создание психологически здорового будущего поколения. Медиация применима в неограниченном количестве отраслей и видах деятельности, однако, наиболее востребована в сфере семейных отношений, куда, по опыту зарубежных стран, может «придти» только при поддержке государства и его соответствующей политике.

Иркутская область на момент принятия Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» уже имела положительный опыт применения медиации и медиативных технологий в работе с несовершеннолетними правонарушителями[1], в регионе были созданы все условия для устойчивого и системного внедрения института социальной медиации в отношении наиболее незащищенных групп населения.

К таким условиям можно отнести следующие.

Во-первых, наличие правовой базы в виде принятого Федерального Закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и наличие регионального нормативно-правового акта, утверждающего внедрение института социальной медиации в рамках региональной целевой программы профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Точка опоры» на 2011-2013 годы. В 2012 году Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 -2017 годы. В соответствии с ней принят План первоочередных  мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1916-р. В соответствии с данным документом в России предполагается широкое внедрение новых технологий и методов работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, обеспечению досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом. В соответствии с Планом предполагается развитие сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия, а также организация служб школьной медиации в образовательных учреждениях.

Во-вторых, как уже отмечалось, в Иркутской области имелся положительный опыт внедрения медиации и медиативных технологий в работу с несовершеннолетними (программы реализованы Фондом «ЮВЕНТА»). Так, пилотными проектами была доказана востребованность проведения процедур медиации, а также их эффективность в работе с уязвимыми группами несовершеннолетних. В 2010 году АНО «Иркутский центр медиации» начата разработка концепции «социальной» медиации, нашедшая частичное отражение в Областной целевой программе профилактики сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Точка опоры» на 2011 -2013 гг.

В-третьих, имелись организации некоммерческого сектора, которые на профессиональной основе занимаются не только внедрением процедур медиации, но и на профессиональной основе занимаются работой с несовершеннолетними  (АНО «Иркутский центр медиации»). Кроме того, АНО «Иркутский центр медиации», имея лицензию на образовательные услуги, стал разработчиком первых программ повышения квалификации для специалистов, работающих с детьми, в части обучения их применению медиативных технологий в своей повседневной профессиональной деятельности.

Комплексное внедрение института медиации и медиативных технологий в систему профилактики социального сиротства, систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также в процесс ресоциализации несовершеннолетних, преступивших Закон – инновационное направление, которое в настоящее время осуществляется только в Иркутской области.

Почти трехлетний опыт реализации программ социальной медиации позволяет сделать определенные выводы теоретического и практического значения, а также провести обзор реализованных процедур медиации.

Некоторые теоретические положения. Что такое социальная медиация?

Социальная медиация – это проведение бесплатных для сторон, субсидируемых за счет государственного бюджета и иных источников процедур медиации для несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации с целью профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних.  

Социальная (субсидируемая) медиация включает проведение процедур семейной, восстановительной, школьной медиации. Социальная (субсидируемая) медиация проводится в случае, если одной из сторон конфликта является ребенок или спор затрагивает его интересы. Социальная медиация не может применяться для урегулирования споров, вытекающих из уголовных правоотношений.

Инициатором проведения процедуры медиации может выступить любое лицо, заинтересованное в конструктивном разрешении возникшего конфликта: непосредственно участники конфликта, родственники, должностные лица (Уполномоченный по правам человека в Иркутской области, Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области), представители государственных органов и органов местного самоуправления (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.), администрация и учителя общеобразовательных учреждений, администрация и сотрудники социальных учреждений и др.

Осуществлять проведение процедур социальной субсидируемой медиации могут медиаторы, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе: лица, достигшие возраста 25 лет, дееспособные, не имеющие судимости, прошедшие обучение по программе повышения квалификации «Медиация. Базовый курс».

Опыт АНО «Иркутский центр медиации» по проведению процедур социальной (субсидируемой) медиации позволяет выделить некоторые ее особенности. Специалисты АНО «Иркутский центр медиации» подчеркивают необходимость установления обязательной обратной связи от организаций, обеспечивающих проведение процедур медиации к органам или учреждениям, направившим клиента. Обратная связь может быть представлена в виде информационных писем, направляемых в адрес структур, инициировавших проведение  процедуры медиации. Особенно это необходимо в тех случаях, когда конфликт не может быть урегулирован в силу большого давления внешних обстоятельств (например, семейный конфликт развивается на фоне долгого конфликта в школе или с соседями). В случаях, если спор является лишь одним элементом из целого комплекса конфликтных ситуации между его участниками, требующих разрешения различными специалистами: психологами, социальными работниками, педагогами, медицинскими работниками. В таких ситуациях необходима дальнейшая помощь и в инициировании процедуры медиации, и в оказании социального сопровождения таких детей/семей со стороны органов власти. Безусловно, медиатор должен сообщать государственным и муниципальным органам власти, направившим стороны на процедуру медиации, информацию о возможности причинения вреда психическому или физическому здоровью несовершеннолетнего в силу того, что в ходе процедуры была выяснена ситуация угрозы. Однако необходимо учитывать, что подтверждение фактов насилия не входит в компетенцию  медиаторов. Кроме того, медиатором могут быть выработаны рекомендации относительно необходимости комплексной работы с семьей или ребенком.

Такая трансформация классических принципов медиации и, возможно, их усечение становится возможным потому, что заказчиком применения процедур медиации в данном случае выступает государство, а их проведение имеет целью не только урегулирование конкретного конфликта, но и возможность оказания всесторонней помощи семье,  а также решение задач общесоциальной направленности. Медиатор обязан не только обозначить принципы процедуры медиации, но и разъяснить их содержание и значение сторонам в каждой процедуре медиации.

Обзор процедур социальной медиации.

Ниже будет представлен анализ проведенных процедур семейной, школьной, восстановительной медиации, проводимых АНО «Иркутский межрегиональный центр образовательных и медиационных технологий» в рамках реализации областной целевой долгосрочной программы «Точка опоры» в 2011 г. - 2013 г.г.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на некоторые организационные моменты, связанные с проведением процедур медиации.

Несмотря на то, что в регионе в рамках программы «Точка опоры» прошли обучение более 300 специалистов, которые получили навыки инициирования процедуры медиации, знают сущность и содержание данного процесса, для специалистов разработаны Памятки инициирования процедуры медиации, буклеты, тем не менее, большинство клиентов приходят на процедуру медиации, не понимая, куда и зачем они идут. Направляющий их сотрудник говорит им, что «вам там помогут…», и с таким посылом приходят более 80 % клиентов. Исходя из результатов проведенного мониторинга, выяснено, что такая ситуация в большей степени вызвана двумя причинами: сотрудники имеют очень ограниченный ресурс времени, которого не хватает для того, чтобы объяснить клиенту суть, принципы медиации и целенаправленно направить его на процедуру медиации. Второй причиной является настрой родителя – в ситуации, когда специалист предлагает «сходить в Центр медиации», родитель находится в крайне угнетенном состоянии, негативном эмоциональном настрое, что не способствует ни диалогу, ни пониманию и принятию родителем информации.

Направляющая сторона (как уже отмечалось, любой субъект системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы государственной власти, муниципальные структуры) при направлении клиента выдает ему «направление», которое, не являясь «пропуском» на процедуру медиации (клиенты могут обратиться в Иркутский центр медиации и не имея направления), в большей степени выполняет функцию информационную (в направлении есть полная информация о контактных данный Иркутского Центра медиации, схема проезда и т.д.), а также, что очень важно для родителя, функцию некой «гарантии» - «меня направили и меня там примут».

При проведении процедуры медиации с клиентами заключается соглашение о проведении процедуры медиации, определяются даты проведения медиационной сессии, уточняются иные условия. В ходе реализации процедур медиации сама форма соглашения дополнялась, корректировалась. Так, важным пунктом такого соглашения стало изначально обсуждение со сторонами «повода для обращения». Такая потребность вызвана тем, что в ходе процедуры медиации выясняется целый комплекс конфликтных ситуаций, большинство из которых столь существенны, что требуют самостоятельного разрешения в ходе процедуры медиации. Поэтому важным является изначальное определение запроса сторон, для четкого следования к результату – рассмотрению именно той ситуации, с которой стороны пришли на процедуру медиации. Все остальные конфликты могут быть предметом последующих процедур медиации.

По результатам проведения программы медиации между клиентами заключается медиативное соглашение. Необходимо отметить, что при урегулировании споров одной из сторон является ребенок (либо обеими сторонами являются дети) невозможно говорить о процедуре медиации в смысле, придаваемом ей ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (медиации)», поскольку ребенок не обладает дееспособностью, необходимой для заключения медиативного соглашения как гражданско-правовой сделки. Медиативное соглашение, составленное в таких случаях, не имеет правового характера, а выступает в качестве очень важного шага к установлению и, главное, следованию установленным договоренностям. Заключение подобного медиативного соглашения возлагает на стороны дополнительную моральную ответственность в стремлении к достижению поставленных задач.

Семейная медиация - процесс, в котором независимое третье лицо помогает участникам семейного конфликта улучшить взаимодействие друг с другом и принимать приемлемые для обеих сторон осознанные решения по некоторым или всем вопросам, связанным с расставанием, разводом, детьми, а также по финансовым и иным вопросам[2].

Специалисты государственных и муниципальных органов и учреждений, работающие с семьей, нередко сталкиваются с ситуациями семейного конфликта. Это могут быть различные виды конфликтов: конфликты между взрослыми членами семьи, конфликты между взрослыми членами семьи и детьми, конфликты между детьми. Представляется, что даже в том случае, когда ребенок не является непосредственным участником конфликта, он все равно испытывает негативные состояния, связанные с происходящим конфликтом (например, при разводе родителей, при конфликтах между родителями). Затяжные конфликтные состояния  в семье могут выступать одним из факторов возникновения психологических проблем у ребенка. Следовательно, в интересах защиты прав ребенка, целесообразно своевременное использование процедуры медиации.

За 2011-2013 гг. АНО «Иркутский центр медиации» проведено 102 процедуры для замещающих семей. Процедурами медиации охвачено 228 человек: дети и родители из замещающих семей. Из них: детей - 92 человека; взрослых - 86 человек. Проведено 102 процедуры медиации в 190 сессий. Процедуры медиации проводились в постоянном режиме, в том числе в вечернее время до 21.00 и в выходные дни, что создавало для родителей из замещающих семей более комфортные условия для выбора времени проведения процедуры медиации.

Обзор процедур медиации позволяет выделить основные типы конфликтных ситуаций, возникающих в замещающих семьях: из 102 процедур медиации 98 касались ситуаций разногласий между замещающими родителями и приемными детьми. В большинстве ситуаций обратившиеся не могли сформулировать ситуацию конфликта, так как имеет место целый комплекс конфликтных ситуаций, а отношения между замещающим родителем и ребенком уже носят затяжной конфликтный характер.  В подавляющем большинстве ситуаций, органы опеки и попечительства направляли в АНО «Иркутский центр медиации» замещающих родителей тогда, когда ставился вопрос либо угрозе отказа родителя/ей от опеки над ребенком либо об отмене опеки. В такой ситуации необходимо отметить не только наличие целого комплекса конфликтов, но и крайне деструктивные взаимоотношения между замещающим родителем и ребенком, характеризующиеся устойчивым негативным эмоциональным настроем друг к другу.

Общей тенденцией поведения сторон в конфликтной ситуации является следующее: замещающий родитель в течение определенного времени угрожает ребенку тем, что откажется от опеки над ним, если … (он будет себя плохо вести, плохо учиться, поздно приходить домой, не помогать по дому, курить, встречаться с тем-то….). Ребенок изначально воспринимает данную угрозу как реальную, выполняя (либо частично выполняя, либо стремясь к выполнению) поставленных родителем требований, однако, по мере взросления ребенка, ситуация усложняется: родитель обещание не выполняет, угрожать больше нечем, а ребенок, испытывая комплекс негативных эмоций, вызванных таким шантажом (манипуляцией), начинает «выплескивать» эти эмоции наружу. Чаще всего в виде протестных реакций: усиление того самого поведения, с которым «боролся» родитель, уходы из дома и др.

Что касается причин возникновения конфликтных ситуаций в замещающих семьях, то чаще всего споры и разногласия в семьях связаны с неготовностью родителей принять чужого ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Взяв ребенка из убеждения «Я должен это сделать» или «Мне нужно это сделать», семьи позже понимают, что не готовы принять «чужого», часто с искалеченной психикой, ребенка в свою семью. Не готовы мириться с изменением ритма жизни, микроклимата в их семье, что непременно происходит при появлении нового члена семьи («Раньше так было хорошо!»). Родители-опекуны в большинстве своем желают, чтобы приемные дети были непременно похожи на их родных детей, на них самих, похожи примерным поведением, отличной/хорошей учебой. Если дети вдруг не подходят под установленные параметры, такие родители начинают манипулировать чувствами ребенка, грозясь сдать его «обратно в детский дом». На процедуру медиации  ребенок уже приходит в полной уверенности, что все взрослые - предатели. Закрытость, боязнь доверить свои чувства взрослому человеку делает процедуру медиации очень сложной. Детям тяжело договариваться с теми, кто фактически отказался от них.

Причинами разногласий в замещающих семьях является неготовность родителей принять ребенка - нового члена семьи, таким, какой он есть; отсутствие педагогических навыков, знания физиологических особенностей детей разного возраста, отсутствие моральной, психологической поддержки со стороны других членов семьи, помощи со стороны органов государственной власти.

К сожалению, в большинстве замещающих семей родители стремятся завершить конфликт, а не разрешить его. Чаще всего, они прекращают конфликт («Говорю, чтобы дети прекратили ругаться и все», «рассаживаю детей на разные стулья (в разные комнаты)», «Предупреждаю, что если будут дальше ругаться, то…»). Таким образом, родители не разрешая конфликт по существу, создают условия для дальнейших конфликтный действий.

В большинстве замещающих семей возникают конфликтные ситуации в образовательных учреждениях. К сожалению, при этом стратегия поведения родителей также отличается деструктивным характером: либо игнорировать конфликт (уход от конфликта) и оставить ребенка в конфликтной ситуации одного; либо борьба без выяснения истинной ситуации.

Для замещающих семей также характерны следующие специфические конфликтные ситуации: конфликты замещающих родителей с биологической семьей/родственниками ребенка; конфликты в образовательном учреждении в связи с не толерантным отношением к детям из замещающих семей; конфликты между биологически родными детьми и приемными детьми; конфликты с сотрудниками органов опеки и попечительства.

Результатом большинства проведенных процедур медиации с участием замещающих семей, является заключение медиативного соглашения. Мониторинг (через 1, 3, 6 месяцев) проведенных процедур медиации позволяет сделать следующие выводы.

В 99% ситуаций замещающие родители оставили в прошлом размышления об отказе от приемного ребенка. Вместе с тем, только в 37% ситуаций замещающие родители сами проговорили, что остались довольны результатом процедуры медиации, и отметили, что ситуация изменилась в лучшую сторону, улучшилось взаимопонимание между ними и ребенком, они могут сами в дальнейшем разрешать возникающие конфликты. В 41 % ситуаций родители отметили, что ребенок остался таким же «плохим» («двоечник», «грубиян», также курит, не ходит в школу…). Однако, при этом, в 89% ситуаций (из 41%) в процессе разговора было выяснено, что тот конфликт, который рассматривался на процедуре медиации, разрешен и к данным вопросам стороны не возвращаются (например, изначально замещающая семья пришла с проблемой ухода ребенка из дома, и ребенок в настоящее время проживает дома, попыток ухода больше нет), но замещающий родитель не доволен иным поведением ребенка (к примеру, в этой же ситуации, замещающий родитель в ходе разговора говорит «но посуду-то он как не убирал за собой, так и не убирает…»). В 11% ситуаций было выяснено, что сами родители отказались от выполнения договоренностей по медиативному соглашению (из разговора с замещающей мамой «…да, договорились, что я его не буду тряпкой половой хлестать (в этот момент медиатор напоминает, что ребенок говорил насколько ему это обидно..), да продержалась одну неделю, а потом его тряпкой отдубасила, он это соглашение и порвал…». При этом выясняется, что сам ребенок в течение недели строго выполнял все договоренности по медиативному соглашению).

Таким образом, можно отметить две тенденции. С одной стороны, стремление родителя через специалистов (медиаторов, психологов) сделать ребенка «другим», более «идеальным» и «подходящим родителю», и, соответственно, вытекающие отсюда недовольство результатом, когда ребенок не становится «идеальным». При этом сам родитель не стремится сделать что-то для изменения себя, для лучшего понимания возникающих проблем и конфликтных ситуаций.  С другой стороны, необходимо отметить, что в большинстве замещающих семей не имеется собственных ресурсов для воспитания, педагогического воздействия на ребенка, для создания безопасных в психологическом значении условий развития (отсутствие конфликтологической компетенции даже на уровне личного опыта, житейской мудрости либо же наличие собственных личных крайне конфликтных характеристик).

В 20 % ситуаций родители отметили, что конфликт, с которым они приходили на процедуру медиации, разрешен, но в целом нельзя сказать, что отношения стали менее конфликтными. Имеется еще множество других конфликтов, с которыми они хотели бы обратиться в Иркутской центр медиации.

В результате мониторинга практически все отметили, что хотят придти к медиатору еще, и советуют другим семьям обращаться к процедуре медиации, при возникновении конфликтов.

Проведенные тренинги для замещающих родителей, анализ процедур медиации и мониторинг их результатов позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшей работы с родителями из замещающих семей, необходимости их обучения навыкам конструктивного общения. В большей степени в этом нуждаются семьи готовящиеся стать родителями, а также родители, недавно взявшие детей на воспитание. Вместе с тем, большая часть родителей, прошедших тренинги в АНО «Иркутский центр медиации» является опекунами нескольких детей в течение длительного времени, но они также отметили, что прохождение тренингов повлияло на их выбор поведения в конфликтной ситуации. Представляется, что способность родителей конструктивно разрешать конфликты, безусловно, будет влиять не только на нахождение детей в семье, взаимоотношения родителей и детей в рамках семьи, но и на адаптацию в дальнейшем детей в обществе. 

За 2011-2013 гг. АНО «Иркутский межрегиональный центр образовательных и медиационных технологий» было проведено 220 процедур медиации, что составило 305 сессий для детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.

Необходимо отметить так же проблему, связанные с тем, что большинство клиентов, пришедших на процедуру медиации, не были осведомлены о том, что это за процедура и с какой целью она проводится, поэтому чаще всего родители стремились оставить специалисту своего ребенка и придти за ним позже. Далеко не каждый родитель чувствовал себя комфортно в ситуации совместного разрешения конфликта, что еще раз подтверждает наличие у обратившихся в большинстве ситуаций затянувшихся конфликтных взаимоотношений.

Из всех рассмотренных конфликтных ситуаций:

- касались проблем общения с другим родителем в ситуации раздельного проживания (при наличии вступившего в силу судебного акта) – 27 ситуаций;

- по вопросу определения порядка общения с другим родителем (досудебная договоренность либо в порядке рассмотрения дела в суде) – 18 ситуаций;

- по вопросу определения места жительства ребенка (досудебная договоренность либо в порядке рассмотрения дела в суде) – 22 ситуации;

- по спорам в связи с оказанием материальной помощи ребенку – 31 ситуация;

- отношения между родителями ребенка (либо отцом/матерью) и бабушками (ни одной ситуации с дедушками не было) – 30 ситуаций;

- из-за развода родителей и конфликтом с одним из родителей (с которым проживает ребенок либо наоборот, с которым не проживает ребенок), либо с конфликтом с бабушкой в связи с разводом родителей, либо с протестными поведенческими реакциями ребенка – 31 ситуация;

- по вопросам отношений с отчимом – 18 ситуаций;

- из-за разногласий между членами семьи (родители между собой, родители и бабушки) по поводу выбора средств воспитания ребенка (в большинстве ситуаций – выбор между физическим наказанием и иным; между стратегией запретов и дозволением) – 32 ситуации;

- из-за конфликтов в школе (однако, данные ситуации не относятся к школьной медиации в связи с отсутствием второй стороны из образовательного учреждения) – 52 ситуации;

- из-за недобросовестного отношения ребенка к учебе (прогулы в школе, отставание по программе, неудовлетворительные оценки, нежелание учиться и др.) – 67 ситуаций;

- в связи с совершением попытки суицида – 13 ситуаций;

- из-за побегов ребенка из дома – 43 ситуации;

- в связи с лживостью, по мнению родителя, ребенка – 24 ситуации;

- из-за негативных привычек ребенка (употребление алкоголя, курение) – 12 ситуаций;

- из-за воровства ребенка – 23 ситуации;

- из-за агрессивного поведения ребенка – 16 ситуаций;

- из-за гиперактивности ребенка – 9 ситуаций;

- по поводу выбора ребенком друзей – 21 ситуация;

- иные ситуации.

Несоответствие количества проведенных процедур медиации, сессий медиации и рассмотренных конфликтных ситуаций вызвано тем, что одна конфликтная ситуация может быть предметом рассмотрения на нескольких сессиях медиации, либо наоборот на одной сессии могут быть рассмотрены более одной конфликтной ситуации.

Проведение процедур семейной медиации с участием семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении позволило определить круг основных проблем, из-за которых возникают конфликты между родителями и детьми:

- из-за преобладающего авторитарного стиля воспитания, используемого родителями и дающего определенный эффект в доподростковом возрасте и дальнейшем нежелании родителей принять и попробовать понять повзрослевшего ребенка;

- из-за негативного эмоционального настроя родителей, когда родители свои отрицательные эмоции, полученные на работе, в других сферах (материальные, бытовые проблемы), «несут» домой и перекладывают на своих детей;

- из-за проблем в школе, в которых родители занимают роль стороннего наблюдателя (начиная с младших классов), что в итоге приводит к нежеланию подростка учиться;

- из-за нарушения эмоционального контакта между родителями и детьми, что в итоге приводит к компьютерной зависимости ребенка, уходам из дома, постоянным пребыванием в компании друзей, на улице;

- из-за недостатка внимания со стороны родителей («Она все время только разговаривает по телефону и орет на меня!»);

- манипуляции детьми в бракоразводных процессах, при разделе имущества, что в итоге приводит к манипулятивному поведению со стороны ребенка;

- создание родителем «новой» семьи, в которой не находится места ребенку;

- перекладывание «родительских» обязанностей на бабушек и дедушек, что создает условия комфортности и для родителей, и для детей, и для бабушек, дедушек до тех пор, пока ребенок не становится подростком, в подростковом возрасте ребенок не принимает такую позицию родителя, и начинает выражать протесты и в отношении родителей, и в отношении бабушек, дедушек.

Особенностью процедуры урегулирования семейного конфликта является то, что непосредственные участники конфликта при выработке вариантов его урегулирования должны учитывать интересы всех заинтересованных лиц, прежде всего детей. Медиация как процесс, ориентированный на будущее, позволяет семье выстроить стратегии своего дальнейшего развития. Активное участие членов семьи в урегулировании конфликта позволяет им брать на себя ответственность за принимаемое решение, открывает возможности нахождения внутренних ресурсов семьи.

Проведение процедур медиации показало их востребованность и необходимость для несовершеннолетних и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Разрешение одного спорного момента позволяет всем членам семьи проанализировать другие разногласия, взаимоотношения в семье в целом; родители приобретают навыки эффективного общения с детьми, а дети стараются лучше понимать своих родителей. В процессе и по окончанию процедуры семьи поддерживают связь с медиатором по телефону, обсуждая наиболее острые вопросы, делясь успехами в самостоятельном разрешении спорных вопросов. Часто разрешив ситуацию в своей семье, родители и дети обращаются в центр повторно для разрешения конфликтов с учителями, другими родственниками; рекомендуют медиацию своим родственникам, друзьям и знакомым.

Школьная медиация - метод, направленный на предупреждение и урегулирование конфликтов, возникающих в образовательной среде или в среде социального учреждения постоянного пребывания детей: между учениками/воспитанниками, между взрослыми и учениками/воспитанниками, между взрослыми в коллективе. Предметом конфликта являются отношения, возникающие и развивающиеся в рамках образовательного процесса. Медиация для урегулирования школьных конфликтов может быть проведена  внешним профессиональным медиатором, медиатором – специалистом образовательного/социального учреждения, прошедшим специальную подготовку, а также специально созданной Службой урегулирования конфликтов (Службой примирения).

Проведение процедуры медиации внешним медиатором, на наш взгляд, безусловно, способствует разрешению конфликта, восстановлению отношений между его участниками, однако, не выполняет профилактической функции, не способствует созданию благоприятной атмосферы в коллективе в целом.

За 2011-2013 гг. АНО «Иркутский центр медиации» проведено 11 процедур школьной медиации. Данные статистики свидетельствуют не об отсутствии конфликтов в образовательной среде, конфликты имеют место быть и их число не уменьшается (об этом свидетельствуют проведенные процедуры медиации для семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, в которых выявляются  многочисленные конфликтные ситуации в образовательной среде). Столь небольшое количество процедур школьной медиации – результат занимаемой позиции образовательного учреждения – «сор из избы не выносить», что в итоге приводит к тому, что сотрудники образовательного учреждения при инициировании процедуры медиации чаще всего отказываются от участия в ней, занимают позицию – «я прав и ничего не знаю».

Из 11 процедур медиации, две прошли по инициативе самих сотрудников образовательного учреждения, остальные – по инициативе родителей детей. Все процедуры завершены подписанием медиативных соглашений. Рассматриваемые в ходе процедуры медиации конфликты касались: конфликт между учителем и учеником (4 ситуации), конфликт между учениками и поддержкой одной из сторон учителем (3 ситуации), конфликт между родителями учеников (2 ситуации), конфликт между родителем, учителем и администрацией образовательного учреждения (2 ситуации). 

Процедуры школьной медиации «ученик-ученик» проходят быстро и эффективно, так как дети открыты и искренни в проявлении своих эмоций. Другое дело, если конфликт касается учителя и ученика, то здесь учителя занимают оборонительную позицию: «Это вы с ним что-нибудь сделайте, со мной-то все в порядке». Используя в общении с детьми исключительно авторитарный стиль, учителям часто невдомек, что в конфликте всегда участвуют две стороны, даже если одна из них «старше и умнее». Бывает обидно, когда инициируемая детьми процедура медиации получает резкий отказ со стороны педагогов и тем более родителей.

Конфликты в учреждениях (социальных, образовательных), в которых дети и взрослые (не являясь родственниками друг другу) находятся в постоянном взаимодействии, имеют свои особенности. Во-первых,  они носят длительный и затяжной характер; могут быть вызваны личной неприязнью, когда ни одна, ни другая сторона, не имеет возможности «уйти» от конфликта; могут сопровождаться достаточной степенью скрытности; наличием многочисленных «зрителей». Во-вторых, в отличие, например, от общеобразовательных учреждений (школы, лицее), где дети находятся только определенное регламентированное время, конфликты в учреждениях постоянного пребывания детей могут касаться самых разнообразных сфер: межличностные отношения; бытовые отношения; отношения по поводу каких-либо вещей, предметов и т.д. Кроме того, несовершеннолетний, в данном случае, чаще всего не может рассчитывать на помощь «взрослого» (например, родителя), что делает его более уязвимым. В-третьих, дети, находящихся в социальных, образовательных учреждениях, часто имеют психологические проблемы, проблемы в эмоциональной, социальной сферах, нарушения удовлетворенности системы потребностей. Многие страдали и продолжают страдать от затяжных семейных конфликтов, пережили и/или переживают насилие (психическое, физическое), неблагополучие, пренебрежительное отношение. Большинство из них, не обладают навыками конструктивного поведения в конфликте и, находясь в потенциально конфликтной ситуации (среди детей, которые обладают такой же характеристикой), они провоцируют конфликты, не знают как себя вести в конфликте, формируют в себе различные виды защитной реакции (например, агрессия – физическая, психическая, суицидальное поведение, девиантное поведение) на конфликт. Такое положение препятствует их дальнейшей позитивной социальной интеграции.

Чаще всего администрация социальных, образовательных учреждений, социальные работники, психологи, воспитатели, склонны преуменьшать значимость разногласий и конфликтов с участием подростков (конфликты между детьми кажутся не столь значимыми; конфликты между детьми и персоналом проще скрыть, чем разрешить). Используемый директивный способ разрешения конфликтов, когда взрослые сами принимают решение (причем чаще всего директор учреждения), а дети только ему подчиняются, приводит скорее к подавлению конфликта, не касаясь истинных его причин. В результате у школьников и молодых людей остается впечатление, что их толком не выслушали или не придали их проблемам должного внимания, остаются эмоции, переживания, чувство несправедливости и др.

Большинство возникающих в социальных, образовательных учреждениях конфликтов скрыто от глаз персонала, т.к. дети не всегда доверяют взрослым, стараются оставить «пространство» где все решается только детьми. В учреждениях, где ребенок не всегда может обратиться за помощью к родителю (другому родственнику – бабушке, дедушке, старшему брату, сестре) и где, чаще всего, нет возможности обратиться к «нейтральной» стороне, т.к. все так или иначе включаются в разногласия, тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме, вылиться в агрессию, насилие и т.д. Конфликт, достигший крайней степени эскалации, разрешить намного сложнее, учитывая, что в него вовлекаются иные лица и все его стороны должны и в дальнейшем продолжать сосуществовать друг с другом.

Учреждение постоянного пребывания детей – это дом, семья для ребенка (временная или постоянная), это его ближайшее бытовое окружение, это мини-социум. От того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений внутри учреждения, зависит, как они смогут это сделать в обществе в более старшем возрасте. Если конфликты будут иметь разрушительное воздействие в жизни несовершеннолетнего, их негативные последствия скажутся во взрослой жизни. Если же конструктивное конфликтное взаимодействие в детстве научит его относиться к конфликту как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт будет способствовать его социализации.

Работа с детьми в социальном или образовательном учреждении сопряжена с большой долей ответственности. Педагог выступает не только в роли «учителя», но и в роли родителя, поэтому «эмоциональное выгорание» здесь может наступить слишком быстро. Неправильно выстроенные отношения с учащимися и коллегами являются дополнительным стрессогенным фактором. В результате очень часто у педагогов, социальных педагогов, административных работников происходят эмоциональные срывы, ухудшается самочувствие, наступает профессиональное безразличие. Медиативные технологии позволяют развивать коммуникативные умения, конструктивно разрешать возникающие разногласия, как с коллегами, так и с детьми. Стабильность взаимоотношений позволяет общаться более открыто и доверительно, что способствует профессиональному росту.

Особенности несовершеннолетних, находящихся в социальных учреждениях, а также особенности режима их пребывания в данных учреждениях вносят существенную специфику во взаимоотношения как между сотрудниками учреждения и детьми, так и между несовершеннолетними. Указанная специфика отражается и на причинах возникновения конфликтных ситуаций в социальных учреждениях.

В общении между детьми, детьми и сотрудниками учреждения возникает немало проблем. Достаточно остро стоит так называемая проблема «обманутых детей». Перевод детей в социальные учреждения сам по себе оказывает существенное воздействие на ребенка: иная обстановка, особый режим пребывания, необходимость построения новых взаимоотношений неизбежно сказываются на психо-эмоциональном состоянии несовершеннолетнего. Несмотря на регламентированный порядок помещения ребенка в социальное учреждение, данный перевод зачастую может оказаться полной неожиданностью для ребенка. Под предлогом вызова в органы опеки и попечительства, иные государственные органы ребенка забирают правоохранительные органы и без объяснения причин устраивают в социальное учреждение. Безусловно, это стрессовая ситуация для несовершеннолетнего, которая крайне негативно сказывается на его состоянии и, как следствие, взаимоотношениях с окружающими. Ребенок чувствует себя обманутым, растерянным, утрачивает доверие не только к правоохранительным органам, но и ко взрослым людям вообще. В такой ситуации сотрудникам учреждения сложно найти подход к ребенку, возникают новые поводы для конфликтных ситуаций, разрешить которые отнюдь не просто.

Имеет место и проблема воздействия на воспитанников «неформальных авторитетов» из своей же подростковой среды. Суть данного явления заключается в том, что среди воспитанников учреждения появляются неформальные авторитеты из детей старшего возраста, которые, как правило, имеют токсическую, наркотическую зависимость, вредные привычки. С приходом в учреждение они стремятся установить в нем новые порядки, отвечающие их собственным интересам. Эти несовершеннолетние оказывают негативное воздействие на детей младшего возраста и своих сверстников. В общении с ними они  вводят новое правило, смысл которого заключается в том, чтобы ни при каких обстоятельствах не сообщать сотрудникам учреждения, в правоохранительные органы о противоправном поведении «неформального авторитета», как в целом, так и в отношении конкретных воспитанников. Позиция подростков при этом достаточно категорична «пускай он бьет меня и издевается, но это лучше, чем ехать в милицию, там будет еще хуже». «Неформальные авторитеты» прививают детям отрицательное отношение к правоохранительным органам и взрослым, поскольку, по их мнению, они могут причинить исключительно вред. Таким образом, в социальном учреждении складывается особая иерархическая система, основанная на жестокости, неуважении и неконструктивном общении.

Деструктивному общению подростков во многом способствует и жестокое, грубое обращение со стороны взрослых, в частности и со стороны правоохранительных органов. Ребенок начинает грубить в ответ, ожесточается, начинает безразлично относиться к нравственным ценностям. Обвинять его в этом нельзя – ребенок таким образом пытается защититься от того негативного воздействия, которое когда-то испытал. Такое поведение постепенно входит в норму и ребенку становится трудно избежать конфликтных ситуаций. В то же время не стоит забывать, что это все-таки ребенок, и его поведение – не что иное, как плоды обращения с ним со стороны взрослых. Как бы то ни было, нельзя оставлять ребенка в таком состоянии, нужно постараться пробудить в нем те положительные качества, которые в нем есть и через них попытаться выйти на освоение навыков конструктивного общения. Работа школьной Службы примирения  или Службы примирения в социальном учреждении может обеспечить комплексный подход к решению проблем,  способствовать установлению конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, предотвратить нарушение прав ребенка.

Восстановительная медиация.  Восстановительную медиацию следует рассматривать в узком и широком смыслах. В узком смысле: восстановительная медиация – это процедура, направленная на урегулирование конфликта между жертвой и правонарушителем. В широком смысле: это комплекс процедур медиаций, направленный на урегулирование конфликта/восстановление отношений между правонарушителем и  неограниченным кругом субъектов, в связи с совершенным правонарушением. Например, конфликтные отношения (явные либо скрытые), сложившиеся в образовательном учреждении в связи с совершением правонарушения учеником школы (для школы – это падение авторитета учреждения; для других родителей – страх «заражения» девиантным поведением их детей; для других учеников – стигматизация правонарушителя либо восхищение совершенным им). Во всех перечисленных ситуациях, необходимо разрешение конфликта, что позволит гарантировать включение правонарушителя в образовательный социум и предупреждение совершения правонарушения вновь.

За 2011-2013 гг. сотрудниками АНО «Иркутский центр медиации» проведено 12 процедур восстановительной медиации. Изначальный подход специалистов, которые занимаются несовершеннолетними осужденными, выражался в том, что вокруг несовершеннолетних правонарушителей не имеется конфликтов, связанных с совершенными ими  правонарушениями. Только в процессе обучения специалистов применению медиативных технологий восстановительная медиация стала инициироваться специалистами. С 2013 года началась работа медиаторов в Ангарском городском суде, где активно внедряются ювенальные технологии. Однако, обзора процедур еще не проведено. Все 12 ситуаций касались конфликтных отношений в учреждении, где обучается либо постоянно находится правонарушитель.

Иркутской областью сделаны устойчивые шаги к реализации данных мероприятий и достижению целей национальной стратегии, что позволяет утверждать наличие в области методического потенциала для того, чтобы стать пилотной площадкой для всей Российской Федерации.

Реализация вышеперечисленных направлений по внедрению медиации, а также внедрение медиационных технологий доказала свою эффективность на современном этапе развития, перспективность в работе с различными категориями детей, а также необходимость их дальнейшего развития, в том числе в части обучения сотрудников системы профилактики и информирования населения, а также органов власти.

 

[1] Подробнее в издании «Медиативные технологии в работе с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии». Авторы: М.Н. Садовникова, Т.П. Миронова, А.С. Архипкина. Издание ИГУ, 2012 г.

[2] Лиза Паркинсон. Семейная медиация. Москва. 2010.