Обзоры практики

А. Н. Хохрякова

главный специалист-эксперт отдела законодательства субъекта Российской Федерации,

ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований

Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области

 

ОБЗОР

законодательства Иркутской области в сфере градостроительной деятельности

 

Законодательство о градостроительной деятельности представляет собой систему нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере градостроительной деятельности. Оно основывается на следующих принципах (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации):

1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;

2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;

4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;

5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;

6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;

8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;

9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;

11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;

12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

Обзор нормотворчества органов государственной власти Иркутской области в сфере градостроительной деятельности направлен на отражение состояния и законности нормативных правовых актов Иркутской области в соответствующей сфере правоотношений и включает в себя анализ федерального законодательства, полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, анализ законодательства Иркутской области и выводы по результатам проведения мониторинга.

Анализ федерального законодательства в сфере градостроительной деятельности.

Отношения в сфере градостроительной деятельности имеют комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют, преимущественно, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, перечисленные в статье 72 Конституции Российской Федерации, - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (пункт «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Законодательство о градостроительной деятельности в своей основе находится, как и административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, несмотря на отсутствие специального указания на него как обособленную отрасль в статье 72 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, на законодательство о градостроительной деятельности распространяются требования статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Кроме того, по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты.

В настоящее время на федеральном уровне закреплена императивная норма, согласно которой нормы о градостроительной деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, должны соответствовать Градостроительному кодексу Российской Федерации. Тем самым закреплен приоритет Градостроительного кодекса Российской Федерации по отношению к другим федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации, содержащим нормы о градостроительной деятельности, в части указанных норм.

Статья 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности - отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий.

Кроме того, нормы законодательства о градостроительной деятельности применятся к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

 К отношениям, связанным с созданием искусственных земельных участков, применяется законодательство о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Основу правового регулирования законодательства в сфере градостроительной деятельности на федеральном уровне составляют:

Конституция Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации. Кодексы Российской Федерации, учитывающие требования законодательства о градостроительной деятельности при  регулировании общественных отношений в соответствующих сферах: Водный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации.

Во исполнение положений Градостроительного кодекса Российской Федерации на территории Российской федерации принят ряд федеральных законов, предусматривающих особенности регулирования отношений в сфере градостроительного законодательства:

- от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

- от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

- от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

- от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

- от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;

- от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»;

- от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

- от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».

Кроме того, на территории Российской Федерации принят ряд федеральных законов, учитывающих требования законодательства о градостроительной деятельности при  регулировании общественных отношений в соответствующих сферах:

- от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

-  от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

-  от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;

- от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;

-  от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

-  от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

- от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

-  от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

-  от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

- от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

-  от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

- от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

- от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;

-  от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

- от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В развитие указанных федеральных законов приняты подзаконные нормативные правовые акты:

постановления Правительства Российской федерации:

- от 01.03.2013 № 175 «Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;

- от 26.11.2012 № 1220 «О составе, порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства, а также порядке внесения изменений в такую схему»;

- от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

- от 30.06.2012 № 670 «О Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству»;

- от 16.04.2012 № 327 «О порядке ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий»;

- от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

- от 12.04.2012 № 289 «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования»;

- от 31.03.2012 № 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»;

- от 31.03.2012 № 271 «О порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»;

-  от 24.03.2011 № 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов»;

-  от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы»;

- от 29.10.2010 № 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления»;

-  от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»;

- от 29.12.2008 № 1070 «О порядке аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»;

- от 07.11.2008 № 822 «Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы»;

-  от 23.03.2008 № 198 «О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации»;

- от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

-   от 25.12.2007 № 930 «Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»;

- от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;

- от 20.11.2006 № 702 «Об утверждении Правил установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности»;

- от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности»;

- от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения»;

- от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»;

- от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства»;

- от 24.11.2005 № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;

-  от 10.09.2004 № 477 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства»;

-  от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства»;

- от 10.03.2000 № 221 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения»;

- от 25.08.1999 № 941 «О разработке и согласовании консолидированных схем градостроительного планирования и основных положений консолидированных схем градостроительного планирования»;

приказы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации:

- приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований»;

- приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.05.2011 № 244 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов»;

- приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.10.2010 № 460 «Об утверждении Административного регламента Министерства регионального развития Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности»;

- приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.07.2010 № 317 «Об утверждении индивидуальных сметных нормативов»;

-  приказ Росохранкультуры Российской Федерации от 21.06.2010 № 100 «Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению паспорта объекта культурного наследия»;

- приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 17.11.2008 № 253 «Об утверждении государственных сметных нормативов на строительные и специальные строительные работы в сфере градостроительной деятельности»;

- приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.07.2008 № 86 «О содержании и форме представления отчетности об осуществлении переданных полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности»;

- приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.04.2008 № 44 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности»;

- приказ Министра обороны Российской Федерации от 26.02.2008 № 86 «О Порядке образования и работы технических комиссий по установлению причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

-  приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.08.2007 № 86 «Об утверждении Порядка инвентаризации и передачи в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности органов местного самоуправления сведений о документах и материалах развития территорий и иных необходимых для градостроительной деятельности сведений, содержащихся в документах, принятых органами государственной власти или органами местного самоуправления»;

- приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.08.2007 № 85 «Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности»;

- приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 № 36 «О порядке согласования Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности»;

- приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.02.2007 № 57 «Об утверждении Методики определения размера платы за предоставление Сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности»;

- приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации от 31.05.2001 № 120 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности»;

- приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации от 15.05.2002 № 79 «Об утверждении Норм времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности»;

- Постановление Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации от 18.06.1998 № 18-49 «О Порядке определения стоимости работ по проведению экспертизы градостроительной документации на территории Российской Федерации»;

письма федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации:

- письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 13.04.2011 № 9079-ИП/08 «О разработке документов территориального планирования и правил землепользования и застройки в части разработки положения о территориальном планировании»;

- письмо Росохранкультуры Российской Федерации от 25.01.2011 № 03-05-41 «По вопросу регулирования градостроительной деятельности в исторических поселениях».

 Вопросы законодательства о градостроительной деятельности  неоднократно являлись предметом рассмотрения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации, например:

- решение Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2012 № АКПИ12-1493 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» и частично пункта 14 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного данным Постановлением»;

- постановление Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2012 № 49-АД12-12 «Судебные акты по делу о привлечении к ответственности по стптье 7.6 КоАП РФ за самовольное занятие водного объекта, статье 8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности отменены, так как суд, рассмотрев по существу жалобу на судебный акт, не учел, что заявитель не является лицом, уполномоченным на подачу жалобы на данный акт»;

- определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2012 № 47-КГпр12-7 «Материал по заявлению об оспаривании бездействия администрации муниципального образования, обязании разработать проект генерального плана сельского поселения направлен в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии заявления к производству, так как заявление подано прокурором в целях предупреждения нарушения прав неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему законом, и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления»;

- определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2012 № 78-АПГ12-28 «Об оставлении без изменения решения Санкт-Петербургского городского суда от 05.09.2012, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления правительства Санкт-Петербурга от 05.10.2010 № 1339 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории производственной зоны «Обухово» во Фрунзенском районе»;

- определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2013 № 127-О «По запросу Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о проверке конституционности положения части 5.1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

До настоящего времени  на федеральном уровне остается неурегулированным ряд вопросов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации в сфере законодательства о градостроительной деятельности:

-  порядок внесения изменений в проектную документацию (часть 7 статьи  52 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

- порядок приостановления строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок (часть 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

- порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (часть 5 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации),

- порядок предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц (часть 10 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере законодательства о градостроительной деятельности

Градостроительным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере законодательства о градостроительной деятельности.

Статья 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности:

- подготовку и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации;

-  утверждение документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

- утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;

-  осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

- согласование проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Кроме того, статьей 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены полномочия Российской Федерации в области градостроительной деятельности, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

-- полномочия в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением указанной в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (часть 1 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации),

-- полномочия в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (часть 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

- самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

- утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;

- самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами, предусмотренными частью 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий.

Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти дополнительно относят к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации следующие вопросы:

- утверждение схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему (часть 1 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

- состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, порядок внесения изменений в такие схемы (часть 10 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

- состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов (часть 2 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

- состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования (часть 5 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

- требования к составу и порядку деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (часть 17 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

- состав и содержания проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования (часть 8 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

- порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 19 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

- порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации органами местного самоуправления (пункт 23 Положения о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2008 № 198);

- установление более коротких сроков проведения государственной экспертизы в отношении объектов, государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по которым проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными учреждениями (пункт 30 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145).

Раздел «Анализ действующего законодательства Иркутской области в сфере законодательства о градостроительной деятельности»

По данным федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по состоянию на 19.03.2013 на территории Иркутской области в сфере законодательства о градостроительной деятельности действует 25 нормативных правовых актов Иркутской области:

законы Иркутской области:

- от 21.06.2010 № 49-оз «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области»;

- от 18.11.2009 № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области»;

- от 23.07.2008 № 59-оз «О градостроительной деятельности в Иркутской области»;

- от 23.07.2008 № 57-оз «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Иркутской области»;

указ Губернатора Иркутской области от 25.02.2010 № 28/1-уг «Об утверждении Положения о Градостроительном совете при Губернаторе Иркутской области»;

постановления Правительства Иркутской области:

- от 28.12.2012 № 733-пп «Об утверждении Положения о порядке согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области»;

- от 17.12.2012 № 704-пп «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением регионального государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства на территории Иркутской области»;

- от 07.11.2012 № 623-пп «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств областного бюджета»;

- от 07.11.2012 № 621-пп «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения проектов документов территориального планирования муниципальных образований Иркутской области, поступивших на согласование в Правительство Иркутской области, и подготовки на них заключений»;

-  от 02.11.2012 № 607-пп «Об утверждении схемы территориального планирования Иркутской области»;

-  от 12.10.2012 № 557-пп «О некоторых вопросах обеспечения учета административно-территориальных образований Иркутской области»;

- от 13.06.2012 № 323-пп «Об утверждении Положения о предоставлении из областного бюджета субсидий на реализацию проектов комплексного малоэтажного жилищного строительства»;

- от 13.04.2012 № 216-пп «О службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области»;

- от 11.08.2011 № 249-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы Иркутской области «Стимулирование жилищного строительства в Иркутской области на 2011 - 2015 годы»;

-  от 21.04.2011 № 97-пп «О Порядке предоставления в 2011 году из областного бюджета местным бюджетам субсидий в целях софинансирования расходных обязательств по расходам, связанным с подготовкой и утверждением документов территориального планирования, документации по планировке территории муниципальных образований Иркутской области»;

- от 09.02.2011 № 29-пп «О министерстве строительства, дорожного хозяйства Иркутской области»;

- от 28.12.2010 № 344-пп «Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования Иркутской области»;

- от 22.10.2010 № 268-пп «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, поступивших на согласование в Правительство Иркутской области, и подготовки на них заключений»;

- от 18.11.2009 № 344/123-пп «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения»;

постановления Администрации Иркутской области:

-  от 04.02.2008 № 8-па «О межведомственной комиссии по вопросам предупреждения, выявления и пресечения нарушений при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства»;

- от 31.10.2007 № 261-па «О Службе архитектуры Иркутской области»;

приказы исполнительных органов государственной власти Иркутской области:

- приказ службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 29.08.2012 № 009-спр «Об утверждении Порядка подготовки и обобщения сведений об организации и проведении государственного контроля (надзора), необходимых для подготовки доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) в сферах деятельности службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области и об эффективности такого контроля (надзора)»;

- приказ службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 19.07.2012 № 139-спр «Об утверждении административного регламента»;

- приказ министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области от 01.10.2010 № 102-мпр «Об утверждении формы Соглашения о предоставлении в 2010 году субсидии местному бюджету на софинансирование расходных обязательств по расходам, связанным с подготовкой и утверждением документов территориального планирования муниципального образования Иркутской области (документации по планировке территории муниципального образования Иркутской области)»;

- приказ министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области от 15.01.2010 № 4-мпр «Об утверждении Методики оценки эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения».

В отношении всех перечисленных нормативных правовых актов Иркутской области проведена правовая и антикоррупционная экспертизы. Коррупциогенные факторы в результате проведения антикоррупционной экспертизы в указанных актах не выявлены. Все акты соответствуют Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, за исключением одного.

В ходе проведения правовой экспертизы приказа службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 19.07.2012 № 139-спр «Об утверждении административного регламента» установлено несоответствие федеральному законодательству.

Так,  положения раздела V Административного регламента предоставления государственной услуги по согласованию землеустроительной документации, градостроительной документации разрабатываемой для исторических поселений, градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, а также решений федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области о предоставлении земель и изменении их правового режима, утвержденного приказом службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 19.07.2012 № 139-спр «Об утверждении административного регламента», не соответствуют нормам статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части содержания жалобы, подаваемой в целях досудебного обжалования решений и действий (бездействия) службы, а также должностных лиц службы, связанных с предоставлением государственных услуг, и сроков рассмотрения жалобы.

По результатам проведенной правовой экспертизы заключение направлено в Правительство Иркутской области с целью устранения выявленных противоречий. Копия экспертного заключения также была направлена в Прокуратуру Иркутской области. В соответствии с ответами, поступившими из Правительства Иркутской области, в настоящее время подготовлен и проходит установленную процедуру согласования проект приказа службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области «О внесении изменений в приказ службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 19.07.2012 № 139-спр».

В сфере регулирования органами государственной власти Иркутской области законодательства о градостроительной деятельности существуют пробелы. Так, в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации отсутствуют нормативные правовые акты Иркутской области, устанавливающие:

- документацию по планировке территории для размещения объектов регионального значения (пункт 2 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 16 Закона Иркутской области от 23.07.2008 № 59-оз «О градостроительной деятельности в Иркутской области»);

- состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования Иркутской области, порядок внесения изменений в такие схемы (часть 10 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

- порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти Иркутской области (часть 19 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, в областном законодательстве отсутствуют нормы, детально регламентирующие:

- порядок организации и проведения в соответствии с законодательством государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством (подпункт 5 пункта 6, подпункт 38 пункта 7 Положением о министерстве строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 09.02.2011 № 29-пп);

- полномочия в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (подпункт 2 пункта 6, пункт 7 Положения о службе архитектуры Иркутской области, утвержденного постановлением администрации Иркутской области от 31.10.2007 № 261-па).

 

Выводы по результатам проведения обзора

Исследование состояния законодательства Иркутской области в сфере градостроительной деятельности показывает что, в целом, органами государственной власти области реализованы полномочия по регулированию правоотношений в указанной сфере, предоставленные Конституцией Российской Федерации и действующим федеральным законодательством. Нормотворческий процесс органов государственной власти Иркутской области по реализации положений федерального законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, носит активный характер. Вместе с тем, ряд вопросов в сфере законодательства градостроительной деятельности на территории Иркутской области остается неурегулированным.