Обзоры практики

Л.А. Касьяненко

Начальник отдела по надзору за исполнением

законодательства в сфере экономики и охраны природы

Управления по надзору за исполнением федерального

законодательства Прокуратуры Иркутской области,

старший советник юстиции

 

ОБЗОР

практики осуществления прокурорского надзора  за соблюдением прав субъектов

предпринимательской деятельности в 2012 году

 

Во исполнение приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 N 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», от 27.03.2009 N 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в   2012 году прокуратурой области  продолжена надзорная  деятельность, направленная  на защиту бизнеса и развитие экономики страны.  

В целях принятия дополнительных мер по совершенствованию надзора за соблюдением прав предпринимателей в соответствии с указаниями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратурой области  осуществлялся постоянный мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, налажено конструктивное взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами, активно использовались сведения общественных организаций и объединений о нарушениях закона. Деятельность  органов прокуратуры на этом направлении освещалась в  средствах массовой информации  и сети Интернет на сайте прокуратуры области. На регулярной основе организовывались и проводились заседания Общественного Совета по защите малого и среднего бизнеса, созданного  при прокуратуре области. На Совете обсуждались наиболее актуальные вопросы, затрагивающие права предпринимателей, результаты проверок исполнения законодательства о защите прав предпринимателей, об энергосбережении, об организации  междугородних перевозок на территории области, реализации областной целевой Программы  по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Иркутской области на 2011-2012 годы и другие. Особое внимание уделялось проверкам информации членов Совета о нарушениях законодательства, связанных с реализацией прав хозяйствующих субъектов.

К примеру, предметом проверки прокуратуры области явилась информация Иркутского регионального отделения Всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», депутата  Государственной Думы Российской Федерации Крутова А.Д. о массовом нарушении администрацией г. Иркутска прав представителей малого бизнеса, осуществляющих торговлю  на нестационарных объектах. Проверкой было установлено, что администрацией г. Иркутска в нарушение требований ч. 6 ст. 10 Федерального закона   от 28.12.2009 N 381-ФЗ из схемы размещения нестационарных торговых объектов исключен 71 объект, эксплуатация которых осуществлялась субъектами малого бизнеса и приняты меры, направленные на  ликвидацию таких объектов. Данные действия администрации получили особый общественный резонанс в предпринимательском сообществе г. Иркутска, поскольку значительное количество предпринимателей могло лишиться возможности осуществлять розничную торговлю  на территории города, а также создали угрозу высвобождения работников. В результате вмешательства прокуратуры области указанная незаконная деятельность администрацией г. Иркутска прекращена,  разработаны правовые акты, предусматривающие восстановление в схему всех незаконно исключенных объектов. Таким образом, прокуратурой области были восстановлены права более 400 граждан, занятых на рынке нестационарной торговли.

Также в связи с обозначенными членами Совета проблемами неэффективной  поддержки малого и среднего бизнеса органами исполнительной власти Иркутской области и местного самоуправления прокуратурой области организованы и проведены проверки реализации областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2011-2012 годы» и ряда муниципальных программ, предусматривающих соответствующие мероприятия.

Проверки показали, что в условиях ограниченности бюджетных средств и при отсутствии надлежащего контроля за их расходованием со стороны администратора областной Программы Министерства экономического развития и промышленности области распорядителями средств оказывалась поддержка предпринимателям, не имеющим права не ее предоставление, что исключало возможность получения субсидий иными нуждающимися предпринимателями.

Так, администрацией г. Байкальска были необоснованно представлены субсидии  48 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 17.4 млн. руб., в том числе предоставившим подложные сведения для их получения, в нарушение п.5 ст. 14 Федерального закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»   оказана поддержка 31 субъекту малого и среднего предпринимательства, не выполнившему в 2010 году условия оказания поддержки, на общую сумму 8,2 млн. рублей. По результатам рассмотрения представления прокуратуры области администрацией г. Байкальска и Правительством области усилен контроль за предоставлением субсидий предпринимателям. По направленным прокуратурой области, в порядке ст. 37 УПК РФ, материалам в отношении бывшего главы Байкальского городского поселения возбуждено и находится в стадии расследования уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ. По фактам незаконного получения субсидий органами полиции возбуждено 8 уголовных дел по ст. 159 УК РФ.

По требованию Усть-Илимской межрайонной прокуратуры администрацией г.Усть-Илимска приведены в соответствие с  Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ 6 Положений о порядке предоставления субсидий предпринимателям,  в которых отсутствовали критерии отбора  претендентов на их получение, а также был существенно сужен перечень оснований для отказа в их предоставлении. Данные недостатки Положений привели к незаконному получению недобросовестными предпринимателями субсидий и необоснованному расходованию средств муниципального бюджета.  В связи с чем, межрайонной прокуратурой в порядке ст. 37 УПК РФ 3 материала проверки направлены для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц администрации г. Усть-Илимска, причастных к указанным фактам, а также предпринимателей, представивших недостоверные документы для получения субсидий. По одному материалу в отношении начальника отдела администрации города возбуждено уголовное дело по ст. 293 УК РФ, по остальным проводятся доследственные проверки.

Прокуратурой области в Арбитражном суде было оспорено  незаконное соглашение о предоставлении субсидий, заключенное администрацией г. Усть-Илимска. В ходе судебного разбирательства  соглашение расторгнуто администрацией города в добровольном порядке, а полученная субсидия в размере более 250 000 руб. возвращена в бюджет муниципального образования.   

По требованию прокуратуры области, в связи с выявленными фактами нецелевого использования субсидий, предоставленных Министерством экономического развития и промышленности области в рамках реализации областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2011 - 2012 годы»,  Министерством приняты меры к возвращению 1,5 млн. рублей, необоснованно предоставленных  5 предпринимателям.

Прокурорское вмешательство также требовалось для устранения нарушений законодательства, допускаемых  при оказании предпринимателям государственных и муниципальных услуг.

Например, по представлению прокуратуры г. Ангарска администрацией города из административного регламента, регулирующего порядок предоставления земельных участков, исключены незаконные положения об изготовлении заявителями схемы расположения испрашиваемых участков и необходимости ее согласования с Управлением архитектуры и градостроительства администрации района.    

По протестам прокурора г. Черемхово  приведены в соответствие  с законом  нормативно-правовые акты, в которых отсутствовали нормы  о размещении информации о приватизации муниципального имущества  на официальном сайте, также устанавливались требования к предоставлению непредусмотренных законом документов.

Зачастую органами местного самоуправления нарушались установленные законодательством сроки рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов о предоставлении в аренду или в собственность объектов недвижимости, а также земельных участков.

         К примеру, прокурорами г.г. Ангарска, Братска, Шелехово и Иркутска в целях устранения нарушений установленного порядка рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, иных объектов недвижимости и недопущения нарушения прав, в т.ч. и хозяйствующих субъектов, в адрес глав муниципальных образований внесены представления. Требования прокуроров признаны обоснованными, приняты меры к устранению выявленных нарушений. По результатам рассмотрения представления прокуратуры г. Иркутска 4 виновных должностных лица были лишены премиальных выплат. 

            По данному виду нарушений количество обращений предпринимателей в органы прокуратуры области в 2012 году сократилось.           

По-прежнему надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры области.

Для предупреждения нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении надзора органами прокуратуры области систематически анализировались как проекты, так и нормативно-правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, полнота региональной и местной нормативно-правовой базы,  проверялось соблюдение закона при организации и проведении плановых и внеплановых проверок, принципиально оценивались планы контролирующих органов и представленные ими материалы для согласования внеплановых выездных проверок.

Всего за анализируемый период выявлено 1484 нарушения закона о защите прав субъектов предпринимательской деятельности.

            При анализе нормативно-правовой базы Правительства области, регулирующей правоотношения в сфере предпринимательской деятельности, было установлено, что на территории субъекта не принято 9 административных регламентов осуществления регионального контроля (надзора), выявлены нормативно-правовые акты, противоречащие Федеральному закону № 294-ФЗ.

По требованию прокуратуры области Правительством  области административные регламенты приняты,  определен Порядок разработки административных регламентов осуществления муниципального контроля,   приведены в соответствие с Федеральным законом 18.07.2011 N 242-ФЗ, понятия видов контроля, указанных в нормативно-правовых актов области, постановление, регулирующее порядок организации и осуществления регионального государственного надзора за проведением региональных лотерей, а Службой по охране природы и озера Байкал вносятся соответствующие изменения в административный регламент осуществления государственного экологического надзора.

Горрайпрокуроры   в  указанной сфере  понуждали органы  местного  самоуправления  своевременно    приводить  в  соответствие  с  последними   изменениями,  внесенными  в Федеральный закон от 26.12.2008№294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», правовые акты  по  вопросам осуществления  муниципального    контроля.

Так, после вмешательства Тулунского межрайонного прокурора   внесены  необходимые   изменения  в  нормы  20  Положений  о  муниципальном  земельном  контроле, Нижнеудинского – 32, Жигаловского - 13 и т.д.

             В рамках реализации правотворческой инициативы Нижнеудинским межрайонным прокурором в адрес глав 17 муниципальных образований были направлены проекты решений Дум о внесении изменений и дополнений в положения о муниципальном земельном контроле. Все проекты приняты на заседаниях представительных органов в предложенной прокуратурой редакции.

             В целом в указанной сфере по требованиям прокуроров в 2012 году приведены в соответствии с требованиям закона 85 нормативно-правовых актов. Существенно возросло количество заявлений об оспаривании нормативно-правовых актов, направленных в суды общей юрисдикции с 0 в 2011 году, до 45 – в 2012 году, из которых в настоящее время удовлетворено, в том числе в виду добровольного удовлетворения требований прокуратуры – 34.

            В сентябре – ноябре 2012 года прокуратурой Иркутской области проведены проверки законности предложений федеральных, региональных и муниципальных органов контроля о включении проверок хозяйствующих субъектов в сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год.

В ходе этой работы отмечено, что качество проектов планов контролирующих органов Иркутской области по сравнению с прошлыми годами значительно улучшилось. Вместе с тем, при проверке планов вновь исключено значительное количество проверок в связи с отсутствием оснований для их проведения (более 1100).

Основной объем незаконных проверок содержался в плане Прибайкальского управления Ростехнадзора по Иркутской области, в меньшем количестве – в планах Министерства здравоохранения, Службы ветеринарии Иркутской области,  администраций г. Иркутска, Братского района, Усть-Ордынского, Осинского, Усть-Кутского и других муниципальных образований.

 Анализ материалов заявлений контролирующих органов о согласовании внеплановых выездных проверок, поступивших в органы прокуратуры области в период 2010-2012 г.г. свидетельствует о сокращении необоснованных обращений контролирующих органов.

По сравнению с 2010 годом количество необоснованных обращений уменьшилось на 45 %, с 2011 годом – на 40 %. В связи с этим, произошло сокращение принятых решений об отказе в согласовании незаконных проверок от числа всех поступивших (в 2010 г. - 34%, в 2011 г. - 30%, в 2012 - 25 %).

 Наибольшее количество нарушений закона при обращениях за согласованием проверок допускали ГУ МЧС России, Управление Роспотребнадзора, Россельхознадзора по Иркутской области, региональные и муниципальные органы контроля.

Основными причинами отказа  в  согласовании проведения внеплановых выездных проверок являлись:

- отсутствие оснований, когда контролирующие органы направляют заявления о согласовании проверок в отсутствие достаточных документов, подтверждающих необходимость проведения внеплановых проверок (99 или 67 % от всего количества отказов в 2012 году)

- несоблюдение органом контроля требований к оформлению  решения о проведении проверки (25 или 17 %).

- отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проверок (16 или 11%)

По каждому факту направления необоснованных обращений о проведении внеплановых проверок вносились представления, во исполнение которых рассматривался вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

По результатам согласованных проверок органами контроля во всех случаях   выявлены нарушения, приняты необходимые меры реагирования.  

Принятые решения о согласовании проведения внеплановых проверок заинтересованными лицами в 2012 году не обжаловались.  Решения нижестоящих прокуратур не отменялись.

 Наибольшее количество нарушений закона при организации и проведении внеплановых проверок выявлено в органах МЧС, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, УГАДН по Иркутской области и в органах муниципального контроля.

Проверки показали, что по-прежнему данными органами допускались факты проведения внеплановых выездных проверок в отношении индивидуальных предпринимателей без согласования с органами прокуратуры, проведения проверок в отсутствие правовых оснований, ненадлежащего составления распоряжений и актов о об их проведении, нарушения требований КоАП РФ при составлении протоколов об административных правонарушениях и привлечении к административной ответственности хозяйствующих субъектов, в том числе ущемляющих их права.

Всего по итогам 2012 года в связи  с выявленными нарушениями внесено 214 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 131 должностное лицо, 30 проверок признано незаконными.