Обзоры практики

Н.Ю. Милова

нотариус Иркутского нотариального округа, председатель комиссии по вопросам наследования при Нотариальной палате Иркутской области

Н.А. Прядуненко, Т.С. Милославская, М.И. Тимофеева

нотариусы Иркутского нотариального округа, члены комиссии

по вопросам наследования при Нотариальной палате Иркутской области

Е.В. Измайлова

нотариус Усть-Илимского нотариального округа, член комиссии

по вопросам наследования при Нотариальной палате Иркутской области

 

Заключение Комиссии по вопросам наследования

при Нотариальной палате Иркутской области

 

С принятием части третьей ГК РФ в нотариальной практике Иркутской обла­сти выморочное имущество стало оформляться редко, в том числе в связи с увели­чением количества очередей наследников по закону с 01.03.2002 года. В настоящее время это нотариальное действие вновь приобретает актуальность в связи с дея­тельностью органов местного самоуправления по постановке на учет выморочного имущества. Длительное отсутствие практики и изменение правил наследования вымо­рочного имущества федеральным законом № 281-ФЗ от 29.11.2007 г. повлекли до­полнительные сложности при оформлении прав на такое наследство. В Иркутской области и на территории других субъектов Российской Федерации появилась прак­тика нотариусов направлять муниципальные органы в суд за признанием наслед­ства выморочным.

Комиссия ознакомилась с практикой нотариального оформления вымороч­ного имущества нотариусами Иркутской области, Алтайского края, Волгоградской области, Ленинградской области, г. Москвы, Новосибирской области, республики Татарстан, Ульяновской области. Комиссией была изучена судебная практика по данному вопросу на основе решений судов Иркутской области (г.Ангарск, г.Бодайбо, г.Братск, г.Иркутск, Нижнеудинкий район, п.Усть-Ордынский), Волго­градской области, Республики Карелия, Пермского края, Псковской области, Ставропольского  края, Ульяновской области.

По результатам рассмотрения Комиссия установила: Нотариат в Российской Федерации (далее - «РФ») призван обеспечивать защи­ту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нота­риусами предусмотренных законодательством нотариальных действий (ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате, далее - «Основы»). Оформление наследственных прав производится путем выдачи свидетельств о праве на наследство по закону или по завещанию наследникам, принявшим наследство, в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ (ст. 71 Основ). Основания наследования и лица, которые могут быть призваны к наследова­нию, указаны в нормах ст. 1111 ГК РФ и ст. 1116 ГК РФ. Согласно п.2 ст. 1116 ГК РФ к наследованию по закону могут призываться Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образо­вания в соответствии со ст. 1151 ГК РФ (наследники выморочного имущества). Однако, права их на выморочное имущество четко разграничены.

Согласно ст. 1151 ГК РФ в редакции изменений 23 июля 2013 г. N 223-ФЗ:

«2. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо город­ского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соот­ветствующей территории:

жилое помещение;

земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;

доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, они переходят в соб­ственность такого субъекта Российской Федерации.

Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации».

Таким образом, жилые помещения переходят в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа, на территории которых они расположены.

Приведем обстоятельства наследственного дела:

Нотариусу поступило заявление представителя по доверенности админи­страции муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселе­ние» о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону Муниципальному образованию «Железногорск-Илимское городское поселение» на выморочное имущество, расположенное по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский.

К заявлению приложены документы:

- копия письма ОГБУСО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Милосердие»» № 130 от 27.02.2013 г.;

- копия свидетельства о смерти;

- копия договора на передачу жилого помещения в личную собственность граждан № 1684 от 26.08.1998 г.;

- копия поквартирной карточки от 18.11.2012 г.;

- копия выписки ФРС № 06/003/2012-986 от 07.11.2012 г.; копия справки БТИ № Ф-3814/319 от 10.11.2012 г.;

- копия кадастрового паспорта на квартиру 7-4-50 от 13.11.2012 г.;

- справка МУП «ИРЦ» по начислениям за квартиру 7-4-50;

- копии объявлений с газет «Вестник» и «Приилимье» от 25.01.2013 г.; копия доверенности на СОА № 43 от 20.11.2012 г.;

- копии учредительных документов муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение»;

- копия решения думы Железногорск-Илимского городского поселения «О выявлении и постановке на учет выморочного имущества, находящегося на тер­ритории муниципального образования «Железногорск-Илимское городское посе­ление»» № 14 от 27.11.2012г.

Заведено наследственное дело. Для выдачи свидетельства о наследстве необходимо разрешить вопросы, поставленные перед Комиссией. Комиссия рассматривает вопросы оформления жилых помещений, переходя­щих в собственность муниципального образования «Железногорск-Илимское город­ское поселение». Выводы Комиссии могут быть использованы при оформлении вы­морочного имущества в собственность других муниципальных образований только с учетом специфики конкретного образования.

Перед Комиссией были поставлены следующие вопросы о порядке оформления наследства на выморочное имущество:

1.                   Какой орган полномочен подать заявление нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство на квартиру? Какими документами подтверждаются его пол­номочия?

2.                   Может ли нотариус самостоятельно установить, что имущество является вымо­рочным (без решения суда о признании имущества выморочным)?  Если да, то на основании каких документов?

3.                   Если орган ЗАГС отказывает органу местного самоуправления в выдаче повто­ренного свидетельства о смерти, что должен делать нотариус?

4.                   Каков срок выдачи свидетельства о праве на наследство на выморочное имуще­ство?

            1. Рассмотрим вопрос о том, какой орган полномочен подать заявление нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство на квартиру и какими документами подтверждаются  его полномочия.

            Согласно ст. 124 ГК РФ, к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регу­лируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Статья 125 ГК РФ устанавливает «порядок уча­стия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством:

1.                   От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации мо­гут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные не­имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

2.                   От имени муниципальных образований своими действиями могут приоб­ретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установ­ленной актами, определяющими статус этих органов.

3.                   В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муници­пальных образований, по их специальному поручению от их имени могут высту­пать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юриди­ческие лица и граждане».

По ст. 130 Конституции РФ (с поправками 5.12.2014 г.):

«1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятель­ное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и рас­поряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».

Согласно ст. 131 Конституции РФ:

«1.Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно».

Таким образом, за муниципальное образование «Железногорск-Илимское городское поселение» при оформлении выморочных жилых помещений, располо­женных на их территории, выступают органы местного самоуправления (далее именуются также «органы МСУ»). Структура и полномочия органов местного само­управления определены муниципальным правовым актом, как правило, Уставом му­ниципального образования (далее - «Устав МО»). Устав МО «Железногорск-Илимское городское поселение» утвержден Решени­ем Думы Железногорск-Илимского городского поселения № 208 от 05.10.2010г. с изменениями, принятыми решениями Думы Железногорск-Илимского городского поселения № 246 от 05.04.2011г., №259 от 04.07.2011г., № 285 от 11.10.2011г., № 324 от 28.04.2012г. (далее - Устав МО). Устав должен соответствовать законодательству РФ и субъектов РФ, а именно:

- федеральному закону от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации»;

- федеральному закону от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313, которым государственная регистрация уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы возложена на Министерство юстиции РФ);

- Уставу Иркутской области от 17 апреля 2009 г. с изменениями и дополнения­ми от: 3 ноября 2011 г., 25 июня 2012 г., 15 июля, 16 декабря 2013 г.;

- закону Иркутской области от 10 декабря 2007 г. N 121-03 "О наименованиях органов и должностных лиц местного самоуправления в Иркутской области".

В соответствии с вышеназванным Уставом МО органами местного самоуправ­ления «Железногорск-Илимское городское поселение» являются (ст.28 Устава):

- представительный орган МО - Дума;

- глава города Железногорск - Илимский, который является высшим должност­ным лицом МО и главой администрации города (п.4 ст.35 Устава), действует без до­веренности от имени города Железногорск – Илимский перед третьими лицами (п.5 ст.35 Устава);

- администрация (исполнительно-распорядительный орган МО) с правами юри­дического лица.

Согласно ст. 1 Устава, кроме главы города, от имени МО «Железногорск-Илимское городское поселение» приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности имеют право также глава администрации муниципально­го образования «Железногорск-Илимское городское поселение», председатель Думы Железногорск-Илимского городского поселения». Однако, указанные органы МСУ по ст. 125 ГК РФ вправе действовать только в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (Уставом МО). Следовательно, при оформлении наследства от имени МО из трех лиц, указанных в Уставе (глава МО, глава администрации МО, председатель Думы), будет действовать тот, в чью компетенцию Уставом отнесено оформление прав на объекты собственности.

В соответствии с п.2.4, ст. 37 Устава МО от имени города Железногорск - Илимский своими действиями приобретает и осуществляет имущественные права и обязанности глава города как глава муниципального образования. Таким образом, при оформлении наследства (подаче документов и получении свидетельства на выморочное имущество) от имени муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» действует глава города. При этом последующее управление и распоряжение муниципальным имуществом - это пол­номочия администрации и главы администрации (п.3.14, ст.37, п. 2.8 ст. 42 Устава МО). У председателя Думы нет необходимых полномочий в отношении муници­пальной собственности.

Орган местного самоуправления (далее именуется также «орган МСУ»), который имеет право действовать от имени МО (собственника выморочного имущества), может быть определен Уставом МО по-разному. Теоретически в Уставе таким правом может быть наделен любой из органов: глава МО, представительный орган (Дума), администрация. Но чаще на практике, в том числе и в Железногорск-Илимском городском поселении, таким органом МСУ в Уставе указывается глава МО. При этом в других субъектах МСУ Уставом может быть предусмотрено, что глава МО одновременно является либо главой администрации (по ст. 36 п. 2 ч.2) ФЗ № 131), либо главой Думы (по ст. 36 п. 2 ч. 2) ФЗ № 131), либо сразу и тем и другим (например, в сельских поселениях по ст. 34 п. 2 абз. 2 ФЗ № 131). Кроме того, местная администрация может не создаваться (например, в поселе­нии - административном центре муниципального района при наличии администра­ции в районе по ст. 34 п. 2 абз. 2 ФЗ № 131). Поэтому, как правило, полномочия по приобретению имущественных прав на имя МО возлагается на главу МО.

Полномочия главы МО подтверждаются решением Нижнеилимской территори­альной избирательной комиссии от 19.10.2012г. № 72/598 «О регистрации избранно­го Главы МО «Железногорск-Илимское городское поселение», распоряжением от 26.10.2012г. № 62 л/с главы МО «Железногорск-Илимское городское поселение» о вступлении в должность главы МО и главы администрации города Железногорск-Илимский. Данные документы могут быть представлены в наследственное дело в виде копий или выписок. Предоставление нотариусу Устава МО Железногорск-Илимское городское поселение», зарегистрированного в установленном порядке, для проверки полномочий главы обязательно. Рекомендуется оставлять в наследствен­ном деле копию или выписку из устава.

Глава МО имеет право выдать доверенность на оформление наследства на дру­гое лицо (п.3 ст. 125 ГК и Устав МО допускают это), при этом доверенность может быть выдана в простой письменной форме, в соответствии с правилами оформления доверенностей от юридического лица и должна отвечать требованиям к документам (ст.45 Основ). Доверенность совершается на бланке муниципального образования, вопрос о проставлении печати разрешен гражданским кодексом. Нотариальная форма доверенности не требуется, поскольку орган местного са­моуправления подает заявление на выдачу свидетельства о праве на наследство (принятие наследства на выморочное имущество не требуется в соответствии с п.1 ст. 1152 ГК РФ), получение свидетельства не является гражданско-правовой сдел­кой.

      2. Рассмотрим вопрос о том, может ли нотариус самостоятельно установить, что имущество является вымо­рочным (без решения суда о признании имущества выморочным) и если да, то на ос­новании каких документов.

Согласно ст. 1151 ГК РФ, «в случае, если отсутствуют наследники как по за­кону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным».

Из содержания нормы усматривается, что закон не требует признания имуще­ства выморочным в судебном порядке. При наличии основания, указанного в статье, оно таковым считается. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N9 (п.50) "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено: «Свидетельство о пра­ве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Фе­дерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муници­пальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имуще­ства выморочным».

В нотариальной практике, которая стала предметом изучения Комиссии, можно выделить две основные причины, ссылаясь на которые нотариусы отказы­вались оформлять выморочное наследство без решения суда:

-                      отсутствует закон, указанный в п.3 ст. 1151 ГК РФ, определяющий порядок оформления выморочного наследства;

-                      нотариус не имеет возможности установить основания (п. 1 ст. 1151 ГК РФ), необ­ходимые для того, чтобы «считать» имущество выморочным.

Первое основание отказа представляется Комиссии необоснованным. Так, в п. 3 ст.1151 ГК РФ указано: «3. Порядок наследования и учета вымо­рочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собствен­ность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом».  Правовой режим недвижимого выморочного имущества регулируется п. 2 ст. 1151 ГК РФ (жилые помещения и земельные участки, а также их доли). В п. 3 речь идет о порядке регулирования ПРОЧЕГО (движимого) вымо­рочного имущества, которое переходит в собственность Российской Федерации. Этим движимым имуществом должны будут в итоге распоряжаться субъекты РФ и муниципалитеты, порядок передачи в собственность которых и планируется устано­вить законом (не «перехода» по наследству, а именно «передачи» - волевого дей­ствия РФ, в результате которого имущество будет передано другому субъекту).

Правильность такого подхода при применении данного пункта подтверждает­ся также толкованием данной статьи в динамике ее изменений. Так, Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в часть третью Граж­данского кодекса Российской Федерации" внес в статью 1151 следующие изменения:

«б) п. 3 после слова "имущества" дополнить словами "переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации"».

Тем самым уже существующую норму п.3 ст. 1151 ГК РФ изменили, ограничив ее действие только в отношении выморочного имущества, переходящего в соб­ственность Российской Федерации.

Закон, регулирующий порядок передачи ПРОЧЕГО имущества в собственность субъектов РФ или муниципальных образований, не принят до настоящего времени, однако ст. 4 ФЗ № 147-ФЗ от 26 ноября 2001 г. "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса РФ" предусматривает, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федера­ции, в соответствие части 3 ГК РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР действуют на территории РФ в пределах и порядке, ко­торые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат части 3 ГК РФ, об этом также указано в п. 5 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 9 от 09.05.2012г. Следовательно, отсутствие закона, регулирующего порядок передачи имуще­ства, которое является собственностью РФ, в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований никаким образом не влияет на возможность оформления выморочного имущества (как в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ, так и в государственную соб­ственность самой РФ). А значит, отказ нотариуса от оформления наследства по причине отсутствия порядка, упомянутого в п.3 ст. 1151 ГК РФ, будет необоснованным.

Второе основание отказа представляется Комиссии также необоснованным. Норма ст. 1151 п. 1 ГК РФ определяет: чтобы считать имущество выморочным достаточно установить наличие одного из четырех фактов, а именно:

-                      отсутствие наследников по закону и по завещанию;

-                      никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования;

-                      никто из наследников не принял наследства;

-                      все наследники отказались от наследства ненаправленным отказом.

Если нотариус может по документам установить один из указанных фактов, этого достаточно, чтоб считать имущество выморочным. Что касается документов, необходимых нотариусу, чтоб считать имущество  выморочным. С целью практического удобства для нотариуса все основания для признания наследства выморочным мы разделим условно на две группы. Прак­тическое значение такого деления заключается в различии пакетов документов, ис­требуемых в наследственное дело:

1.                   Наследство не принято или от него отказались.

2.                   Наследство принято, но наследник «порочен».

Наследство не принято или от него отказались: (1) отсутствуют наследники по закону или по завещанию; (2)наследники есть, но они не приняли наследство; (З)все наследники отказались от наследства. Ключевой факт в этих основаниях, который нотариус должен установить - нет наследников, которые приняли наследство. При этом для признания имущества выморочным не имеет правового значения, нет ли их вообще либо они были, но утра­тили право на наследство, не приняв его или отказавшись (при подсчете срока выда­чи свидетельства это может иметь значение).

Перечень обстоятельств, которые должен установить нотариус при помощи документов, будет одним и тем же.

Наследство может быть принято путем подачи заявления нотариусу (п.1 ст. 1153 ГК РФ) или путем фактического принятия (п.1 ст. 1153 ГК РФ). Факт непринятия наследства первым способом проверить просто. Нотариусу не подано заявлений о принятии наследства/выдаче свидетельства - этого достаточ­но.

Сложнее исключить фактическое принятие наследства. Для этого необходимо истребовать документы. Первым документом будет справка (документы) о составе семьи со дня смерти и по настоящее время, со сведениями обо всех зарегистрированных, как по жилому помещению, в котором проживал наследодатель, так и по жилому помеще­нию, которое входит в наследственную массу. Место открытия наследства в соответствии со ст. 1115 ГК РФ подтверждается в том же порядке как и по всем наследственным делам. Сведения о составе семьи на день смерти имеют для нотариуса важное значение для установления факта отсут­ствия зарегистрированных с умершим лиц, которые, если таковые имеются, могут оказаться наследниками, и, вдобавок, фактически принявшими наследство (поста­новление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 9 от 09.05.2012г.). В связи с чем, не желательно заменять традиционную в нотариальной практике справ­ку с места жительства адресной справкой ТП УФМС, в которой содержатся сведения только о регистрации умершего.

Если в документе (документах) о составе семьи никто не значится - это важ­ный факт, особенно если он подтверждается рядом не противоречащих друг другу документов (в том числе домовой книгой, данными ТП УФМС, управляющей ком­пании). Сложнее, если такие лица имеются. Нотариусу необходимо вызвать их в нота­риальную контору и выяснить, не являются ли они наследниками умершего (по за­кону любой очереди, в т.ч. иждивенцами или наследниками по завещанию). По ре­зультату беседы от них необходимо взять заявление о том, что они не являются та­ковыми и последствия признания имущества выморочным им разъяснены. Если «проживающие» не явились к нотариусу или отказались подписать такие заявления, то нотариус не может установить, что таковые лица не являются наследниками умершего, а, следовательно, если нотариус посчитает имущество выморочным таких обстоятельствах, он сделает это под свою имущественную ответственность. Поскольку судебная практика (Постановление Пленума № 9) исходит из признания факта проживания с умершим на день смерти в качестве доказательства фактического принятия наследства, то эта презумпция должна быть опровергнута только су­дом. Равно как и факт проживания (пользования наследственным имуществом).

Такой же порядок действий рекомендуется, если в выморочном жилом поме­щении или в жилом помещении по месту жительства умершего проживают (зареги­стрированы по месту жительства или пребывания) наследники умершего любой оче­реди, и от них не получены в наследственное дело заявления об отказе от наследства. В обоих этих случаях следует рекомендовать признать имущество выморочным в судебном порядке. Нежелание наследников, совместно зарегистрированных с наследодателем или в наследуемой квартире, подавать заявление о выдаче свидетельства нотариусу - это не основание для признания имущества выморочным. К сожалению, в настоящее время участились случаи уклонения наследников, совместно с наследодателем зарегистрированных, от принятия наследства путем по­дачи заявления нотариусу. Особенно, если у наследодателя есть задолженности по кредитам или иные долги. Исполнительное производство не бесконечно, а задол­женности перед банками могут списываться в убытки банков даже без обращения в суд. Наследники продолжают проживать в жилом помещении, ожидая прекращения судов и исполнительного производства. Однако, по окончании таковых, они имеют право на получение свидетельства о наследстве.

Нотариусам, внедрившим в свою практику презумпцию непринятия наслед­ства лицами, зарегистрированными с умершим или в наследуемом жилом поме­щении, необходимо учитывать, что такая практика такая идет в разрез с судебной (Поста­новление Пленума ВС РФ № 9). В случае, если нотариус исключит из числа наслед­ников таких зарегистрированных лиц, имеющих право на наследство, а они обратят­ся в суд за восстановлением своих нарушенных прав, то суд признает их фактически принявшими наследство наследниками. Нотариус может понести имущественную ответственность. Обязанность нотариуса извещать наследников, место жительства или работы которых ему известно об открывшемся наследстве установлена ст. 61 Основ. В состав наследников включаются все наследники, принявшие наследство в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ (ст.71 Основ). Следова­тельно, нотариус обязан включать в число наследников не только лиц, подавших за­явление, но и фактически принявших наследство (к которым ВС РФ причисляет лиц, совместно проживавших с умершим). Исходя из вышесказанного, Комиссия не рекомендует при признании имуще­ства выморочным игнорировать проживавших с умершим наследников, даже если они уклоняются от оформления своих прав или пишут нотариусу заявления, не являющиеся отказом от наследства. Вопрос о признании имущества выморочным в та­ких случаях, об обращении взыскания на наследственное имущество при наличии долгов у наследодателя должен решаться в судебном порядке.

Для подтверждения отсутствия фактического принятия наследства наследни­ками рекомендуется также истребовать другие дополнительные документы:

-справку налоговой инспекции о наличии задолженности по налогу на имуще­ство со дня смерти,

- справку о задолженности по коммунальным платежам с указанием, что со дня смерти никто не оплачивал за жилое помещение. Если оплаты такие производи­лись, нотариусу необходимо вызвать плательщика и выяснить, не являлся ли таковой наследником. Рекомендуется оформить письменное заявление плательщика с отра­жением всех вопросов, которые имеют по наследственному делу правовое значение, чтобы исключить наличие наследников, фактически принявших наследство.

Факт отказа от наследства проверяется по наличию документа об отказе.

Если наследство принято, но наследник «порочен», ему отказано в реализации права наследования: (4) никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст.1117 ГК РФ). Наличие этого основания можно проверить по соответствующим документам (решениям, приговорам суда). Сбор этих документов производится дополнительно к документам, перечисленным для первой группы. Даже при наличии лица, лишен­ного права наследовать, нотариус должен исключить факт принятия наследства дру­гими надлежащими наследниками. Если в наследственном деле есть доказательства принятия наследства «порочным» наследником, он устраняется от наследованием документами, предусмотренными в ст. 1117 ГК РФ.

Для исключения факта наличия наследников по завещанию нотариус может сделать запрос на розыск завещаний через базу еНОТ, распечатав и приобщив запрос и ответ в наследственное дело. Наличие в деле таких документов буде подтверждать что нотариусом предприняты меры по установлению выморочности имущества.

В практике оформления выморочного имущества в других регионах нотари­усы, кроме сбора документов, подтверждающих факт непринятия наследства надле­жащими наследниками, предпринимают попытки розыска наследников путем ин­формирования неограниченного количества лиц, среди которых могут оказаться наследники. Такой обязанности у нотариусов нет. Но есть нотариальные палаты, в которых существует процедура размещения информации о розыске наследников на сайте Нотариальной палаты. Органы местного самоуправления также размещают информацию такого рода в СМИ, когда включают имущество в состав выморочного, во избежание неоправданных расходов по оформлению наследства, на которое име­ют право претендовать другие наследники. Такая практика розыска  приветствуется при оформлении выморочного имущества, во избежание нарушения прав третьих лиц на выморочной жилье. Обязанность органов местного самоуправления предпринять попытки розыс­ка наследников через публикации в СМИ нередко установлена в качестве обязательной процедуры при включении в перечни выморочного имущества. Например, в Положении «О порядке выявления и постановке на учет вы­морочного имущества, находящегося на территории муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение»», принятом решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения № 14 от 27.11.2012г., в п. 2.3. установ­лены обязанности перед включением жилых помещений в перечень выморочного истребовать документы от разных служб, составлять акты осмотра с выходом на ме­сто с приложением фотоматериалов, проверять факты, изложенные в справках с вы­ходом на место, разыскивать наследников через СМИ и сеть Интернет. Такие обя­занности возложены на Комитет по управлению имуществом администрации муни­ципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение». В случае, если такая работа по розыску наследника и установлению факта выморочности имущества проведена, можно запросить у Комитета справку о мерах, проведенных по установлению факта выморочности и розыску наследников. Наличие такого до­кумента в наследственном деле подтверждает, что нотариус предпринял необходи­мые и достаточные меры по проверке оснований для включения имущества в состав выморочного.

3.     Рассмотрим следующий вопрос: Если орган ЗАГС отказывает органу местного самоуправления в выдаче повтор­ного свидетельства о смерти, что должен делать нотариус?

Ст. 72 Основ устанавливает условия выдачи свидетельства о праве на наслед­ство по закону: Нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свиде­тельства о праве на наследство, состав и место нахождения наследственного имуще­ства. Документом, подтверждающим факт и время открытия наследства, явля­ется свидетельство о смерти наследодателя.

Следует обратить внимание, что у органов местного самоуправления не всегда имеется на руках свидетельство о смерти, иногда нотариусу приносят справки о смерти и документы, косвенно подтверждающие факт смерти. В связи с этим нота­риус должен разъяснять органам, что факт смерти в наследственном деле подтверждается свидетельством о смерти, поскольку акт смерти является актом гражданско­го состояния, который оформляется органом ЗАГС или местной администрацией при отсутствии органов ЗАГС.

Ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-Ф3 "Об актах граждан­ского состояния" устанавливает, что «акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Государ­ственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, растор­жение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть». Согласно п. 1 ст.6 «Государственная регистрация актов гражданского со­стояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимуществен­ных прав граждан, а также в интересах государства». В целях охраны имущественных прав граждан и недопущения незаконного перехода прав на их имущество к другим лицам, нотариус обязан установить факт смерти только на основании признанного государством акта смерти гражданина. Согласно ст. 4 указанного закона: «государственная регистрация актов граж­данского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции». Требования о подтверждении факта смерти свидетельством о смерти содер­жатся в п. 29 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотари­альных действий нотариусами РФ, утв. Приказом от 15.03.2000г. № 91, а также п. З Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утв. Решением Правления ФНП от 27-28 февраля 2007г. ( Протокол № 02/07).

Согласно п.2 ст. 9 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-Ф3 "Об ак­тах гражданского состояния": «2. Повторное свидетельство о государственной ре­гистрации акта гражданского состояния выдается:

родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского со­стояния, умерло».

Орган местного самоуправления, имеющий право на выморочное имущество, может получить повторное свидетельство о смерти наследодателя.

 

Необходимо отметить, что свидетельство о смерти может быть представлено нотариусу после заведения наследственного дела, но до выдачи свидетельства. Если орган МСУ при первом обращении к нотариусу имеет на руках только справку о смерти, то наследственное может быть заведено и орган МСУ получит справку от нотариуса о наличии наследственного дела, заведенного по заявлению органа МСУ. Такая справка будет представлена органу ЗАГС для получения повторного свиде­тельства о смерти. Если свидетельство о смерти представить не представляется возможным, то факт смерти может быть установлен в судебном порядке.

4.       Рассмотрим следующий вопрос: каков срок выдачи свидетельства о праве на наследство на выморочное имуще­ство?

Согласно ст. 70 Основ, выдача свидетельства о праве на наследство произво­дится в сроки, установленные законодательными актами РФ. В соответствии с общим правилом ст. 1163 ГК РФ: «Свидетельство о праве на наследство выдается наследникам в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия наследства, за исключением случаев, предусмотренных настоя­щим Кодексом». Приобретение выморочного имущества не требует его принятия, а, следова­тельно, наследник выморочного имущества может обратиться с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство в любое время (ст. 1152 ГК РФ п.1). Однако, сроки выдачи свидетельств на выморочное имущество имеют особен­ности. Это вызвано тем, что признать имущество выморочным можно после истече­ния сроков принятия наследства для всех очередей наследников по закону. Осуществление гражданского права на принятие наследства ограничено сро­ком, но в рамках этого срока наследник может реализовать его в любое время. Нота­риус не может установить, что наследники всех очередей у наследодателя отсут­ствуют (это может сделать только суд), поэтому ему следует руководствоваться пре­зумпцией о наличии наследников. Однако, когда все сроки принятия наследства ис­текут, нотариус вправе сделать вывод, что в сроки, предусмотренные законом для принятия наследства , никто из наследников наследство не принял.

Если имущество признается (считается) выморочным, поскольку никто из наследников не принял наследство, то факт этот будет установлен по истечении сро­ка 2 года. Примеры расчета сроков принятия наследства для последующих очередей приведены в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании». Согласно ст. 1154 ГК РФ «3. Лица, для которых право наследования возника­ет только вследствие непринятия наследства другим наследником, могут принять наследство в течение трех месяцев со дня окончания срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи». Следовательно, для первой очереди и наследников по завещанию такой срок - 6 мес. Для второй очереди, которая будет призвана ввиду непринятия наследства предыдущей очередью - 9 месяцев, и так далее, вплоть до 7 очереди. Восьмая очередь - иждивенцы, в расчет сроков не принимаются, поскольку наследуют с любой очередью, призываемой к наследованию, их право не зависит от воли наследников предыдущей очереди. Итого, для очередей с первой по седьмую срок принятия наследства по сумме сроков для всех очередей составляет 2 года. Согласно ст. 1154 ГК РФ «2. Если право наследования возникает для других лиц вследствие отказа наследника от наследства или отстранения наследника по основаниям, установленным статьей 1117 настоящего Кодекса, такие лица могут принять наследство в течение шести месяцев со дня возникновения у них права наследования». В случае, предусмотренном п. 2 ст. 1154 ГК РФ, двухлетний срок может удли­ниться. Нотариус должен рассчитать срок с учетом конкретных обстоятельств наследственного дела, находящегося в его производстве. Таким образом, срок выдачи свидетельства на выморочное имущество не должен быть менее двух лет со дня открытия наследства, но может быть больше. Срок выдачи свидетельства по наследственному делу, которое является предметом рассмотрения Комиссии, уже наступил.

В связи с тем, что за оформлением выморочного имущества зачастую обра­щаются по истечении длительных сроков (10-15 лет), возникает вопрос о действии во времени норм о порядке оформления наследства. Например, кто будет наследни­ком выморочного имущества - жилого помещения после наследодателя, умершего в 1980 году? Ответ на этот вопрос содержится в федеральном законе от 29 ноября 2007 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 2 указанного закона, «выморочное имущество в виде рас­положенного на территории Российской Федерации жилого помещения, если сви­детельство о праве на наследство на данное жилое помещение не выдано до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, переходит в порядке наследо­вания по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в соб­ственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования».

На основании вышеизложенного, по поставленным вопросам при оформлении наследства на выморочное имущество - квартиру в г. Железногорск-Илимский Комиссия при­шла к следующим выводам:

1. Полномочным органом при подаче заявления нотариусу о выдаче свидетельства о наследстве на квартиру является глава города Железногорск-Илимский, который является высшим должностным лицом МО и главой администрации города, действует без доверенности от имени города Железногорск - Илимский на основании Устава МО «Железногорск-Илимское городское поселение», зарегистриро­ванного в установленном порядке. Полномочия его подтверждается решением Ниж­неилимской территориальной избирательной комиссии от 19.10.2012г. № 72/598 «О регистрации избранного Главы МО «Железногорск-Илимское городское поселение», распоряжением от 26.10.2012г. № 62 л/с главы МО «Железногорск-Илимского город­ского поселения» о вступлении в должность главы МО и главы администрации города Железногорск-Илимский. Представителем Муниципального образования может быть также другое физиче­ское или юридическое лицо по доверенности, выданной главой муниципального об­разования. Полномочия представителя подтверждаются доверенностью.

2.  Нотариус может самостоятельно установить, что имущество является вы­морочным (без решения суда о признании имущества выморочным) на основа­нии следующих документов:

A)                Документ, подтверждающий факт и время открытия наследства (свидетель­ство о смерти);

Б) Документ, подтверждающий место открытия наследства;

B)                 Документы для установления, что имущество считается выморочным:

-                      нотариус устанавливает, что по данным нотариального архива отсутствуют наследники, подавшие заявления о принятии наследства (если с даты смерти наследственным делом был компетентен заниматься другой нотариус - в дело приобщается справка об отсутствии наследственного дела);

-                      документ о составе семьи по месту открытия наследства и по выморочной квартире со сведениями об отсутствии проживающих и зарегистрированных. Если в справке указаны зарегистрированные лица, то необходима работа над этим фактом, которая оговорена в предыдущей (мотивировочной) части Заклю­чения.

-                      документы о том, что со дня смерти за квартиру никто не платил коммуналь­ные платежи и налоги (справки о наличии задолженности за период со дня смерти), справку от управляющей компании о том, что по ее сведениям в «вы­морочной квартире» никто не жил/живет фактически;

-                      справка администрации (комитета по управлению имуществом о мерах по вы­явлению наследников, предпринятых при постановке на учет в качестве вымо­рочного имущества);

-                      документы на имущество.

3. На момент выдачи свидетельства о праве на наследство факт смерти и время открытия наследства должны быть подтверждены свидетельством о смерти. Свидетельство о смерти может быть представлено нотариусу после заведения наследственного дела. Нотариус должен разъяснить органу местного самоуправления его /право обратиться за получением свидетельства о смерти в органы ЗАГС. Обязанность по предоставлению необходимых в наследственное дело документов возложена на наследников. Нотариус может оказать им содействие путем выдачи справки о том, что заведено наследственное дело на выморочное имущество, для подтверждения, что ор­ган местного самоуправления является заинтересованным в получении свидетельства о смерти лицом.Если свидетельство о смерти представить не представляется возможным, то факт смерти может быть установлен в судебном порядке.

4. Срок выдачи свидетельства о праве на наследство на выморочное имуще­ство не ранее 2 (двух) лет с даты открытия наследства. Срок выдачи свидетель­ства по данному наследству уже наступил.