Обзоры практики

С.Д. Зенков

заместитель прокурора области,

старший советник юстиции

 

Информационное письмо о разграничении понятий «вывеска» и «реклама» при возбуждении дел об административных

правонарушениях, предусмотренных ст. 14.37 КоАП РФ.

 

            Развитие экономики России требует от предпринимателей активного продвижения своей продукции на рынке, повышения конкурентоспособности. Реализация этих целей достигается, в том числе, с помощью рекламы.

            При этом не всеми субъектами предпринимательской деятельности соблюдаются требования законодательства о рекламе. Нередко в ходе проводимых органами надзора и контроля проверок выявляются факты нарушений индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами требований к установке или эксплуатации рекламных конструкций.

   Так, в 2013 году прокурорами Ленинского, Киренского, Куйтунского, Балаганского, Заларинского, Нукутского районов, г. Усолье-Сибирское, Тулунским и Тайшетским межрайонными прокурорами в Арбитражный суд области предъявлено 23 заявления о привлечении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.37 КоАП РФ за нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции.

Анализ административных материалов свидетельствует о сложностях, возникающих у прокуроров при разграничении понятий «вывеска» и «реклама».

По смыслу п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 Не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся сведения, предоставляемые лицами в соответствии статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьей 18 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей", пунктом 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона "О лотереях", статьей 92 Федерального закона "Об акционерных обществах", статьей 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Так, например, в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Согласно ст. 10 упомянутого закона изготовитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Продавец (исполнитель) указанную информацию размещает на вывеске.   

Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом нахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Как указал ВАС РФ, перечисление оказываемых услуг, размещенных на конструкции у входа в здание в целях доведения до потребителей информации о деятельности  продавца (исполнителя) не могут расцениваться как преследующие рекламные цели, поскольку представляют собой необходимую информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, что соответствует требованиям законодательства. 

Таким образом, при решении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.37 КоАП РФ, следует помнить, что, конструкция не будет являться рекламной, если она размещена непосредственно у входа в здание (магазин, кафе и др.) и содержит лишь информацию о названии организации, режиме работы и реализуемом товаре. Напротив, если конструкция с аналогичным содержанием размещена на здании, в котором соответствующая организация отсутствует, указанная конструкция будет являться рекламной.

Так, размещенная на крыше пристроенного к жилому дому строения конструкция, содержащая сведения о наименовании банка (ОАО «Акционерный коммерческий банк «Московский банк реконструкции и развития») и его фирменный логотип, признана арбитражным судом вывеской, поскольку банк находился в указанном здании. Впоследствии все три инстанции поддержали данный вывод. Доводы истца относительно больших размеров вывески, недопустимости использования логотипа, и нарушения права жильцов судом были отклонены (постановление ФАС СКО от 08.06.2012 №А63-9593/2011).

Арбитражным судом Иркутской области отказано в удовлетворении требований прокурора о привлечении ИП Федоровой Г.В. к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.37 КоАП РФ. Возбуждая дело об административном правонарушении, прокурор полагал, что размещение на фасаде магазина надписи: «Магазин Маяк, режим работы понедельник- суббота с 10-00 до 19-00, автоаксессуары, автомасла, фильтры, колодки, свечи» является рекламной конструкцией. Однако суд в решении со ссылкой на письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.12.1998, постановление Пленума ВС РФ от 08.10.2012 № 58 отметил, что название магазина и режим его работы, в т.ч. перечисление реализуемых товаров не вызывает очевидных ассоциаций с определенным товаром и не может считаться рекламной конструкцией.

Предлагаю изучить настоящее письмо на оперативном совещании, при решении вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.37 КоАП РФ строго руководствоваться требованиями АПК РФ, КоАП РФ, постановлением Пленума ВС РФ от 08.10.2012 № 58.