Обзоры практики

В. В. Титова

прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в социальной сфере

Прокуратуры Иркутской области

 

 

ОБЗОР

отдельных вопросов исполнения законодательства

о мерах социальной поддержки семей, имеющих детей

 

Прокуратурой области проанализирована ситуация с обеспечением прав семей, имеющих детей. В результате выявлены факты необоснованных отказов территориальных управлений ОПФ РФ по Иркутской области в выдаче гражданам государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Так, установлено, что решениями территориальных управлений ПФ РФ по Иркутской области в г. Усолье-Сибирском и Усольском районе, а также Иркутском районе женщинам, обратившимся с заявлениями о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в выдаче  сертификата отказано на основании п.п.2 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в связи прекращением их права на дополнительные меры государственной поддержки) и п.п. 3 ч. 6 ст. 5 (в связи с предоставлением недостоверных сведений).

Изучение личных дел граждан  показало, что женщинами в заявлениях о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал указаны сведения о том, что они не совершали умышленных преступлений, относящихся к преступлениям против личности в отношении своих детей. Однако в соответствии с имеющимися в делах документами ГУ МВД России по Иркутской области они привлекались к уголовной ответственности  органами внутренних дел. Впоследствии уголовные дела в отношении них были прекращены по нереабилитирующим основаниям - по ст.28 Уголовно-процессуального кодекса РФ - в связи с деятельным раскаянием.

Решения территориальных управлений ПФ РФ по Иркутской области об отказе в выдаче гражданам государственного сертификата на материнский (семейный) капитал по вышеуказанным основаниям являются необоснованными, поскольку наличие сведений о привлечении граждан к уголовной ответственности  органами внутренних дел еще не означает признание их виновными судом в совершении преступления (положения ч. 1 ст. 14 УК РФ, ст.ст. 8, 14, 24 УПК РФ, определения Конституционного суда РФ от 18.01.2005 № 11-О и от 02.11.2006 № 488-О).

Также территориальным управлением ОПФ РФ по Иркутской области  в г. Усолье-Сибирском и Усольском районе неправомерно отказано в выдаче гражданам государственного сертификата на материнский (семейный) капитал  в связи с предоставлением ими недостоверных сведений, а именно: не сообщением ими в заявлениях о наличии детей, в отношении которых они ранее были лишены родительских прав.

Так как в соответствии с  ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав, несообщение женщинами в заявлениях о выдаче сертификата на материнский капитал  сведений о наличии иных детей, в отношении которых они были лишены родительских прав и без учета которых у них возникло право на дополнительные меры государственной поддержки,  не может расцениваться как предоставление ими недостоверных сведений. В данном случае отсутствие в заявлениях женщин о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал сведений о рождении и лишении их родительских прав в отношении своих детей, рожденных до 01.01.2007, является исполнением ими требований ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ, а не предоставлением недостоверной информации.

Отдельные нарушения регионального законодательства выявлены в деятельности территориальных органов, подведомственных министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Вопреки ч.ч. 7, 8 ст. 5 Закона Иркутской области от 03.11.2011 № 101-оз «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области» структурными подразделениями министерства не соблюдаются сроки принятия решений о выдаче сертификата на областной материнский (семейный) капитал со дня обращения лица за получением сертификата, а также сроки направления уведомлений о предоставлении сертификата (Управление министерства по Ангарскому району, Управление Министерства Свердловского района г. Иркутска).

В нарушение положений Закона Иркутской области от 03.11.2011 № 101-оз структурными подразделениями министерства социального развития, опеки и попечительства области принимаются решения о выдаче сертификата на областной материнский (семейный) капитал без учета факта постоянного проживания граждан на территории Иркутской области не менее 1 года к моменту рождения третьего ребенка (Управление Министерства по Шелеховскому району).

Управлением министерства по Ангарскому району допускаются факты неправомерного отказа в выдаче гражданам сертификата на областной материнский (семейный) капитал в связи с нарушением ими срока обращения в  территориальные управления ОУФМС России по Иркутской области с заявлением о регистрации по новому месту жительства, установленного  ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Вместе с тем, проверкой установлено, что предусмотренный Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 срок, женщинами не нарушен, право на получение сертификата на областной материнский (семейный) капитал у граждан на момент их обращения в территориальный орган прекращено не было.

В решениях об отказе в выдаче гражданам сертификата на областной материнский (семейный) капитал, принятых территориальными органами министерства, отсутствует мотивировка отказа, предусмотренная ч. 9 ст. 5 Закона области 03.11.2011 № 101-оз. Также в решениях не разъяснен порядок повторного обращения в структурные подразделения министерства лиц, имеющих право на дополнительную меру социальной поддержки, при соблюдении ими предусмотренных региональным законодательством условий (управление Министерства по Шелеховскому району; управление Министерства по Ангарскому району; управление Министерства Октябрьского района г. Иркутска; управление Министерства по г. Тулуну и Тулунскому району; управление Министерства Свердловского района г. Иркутска; управление Министерства по г. Усолье-Сибирскому и Усольскому району).

Кроме того, структурными подразделениями министерства не исполняются положения постановления Правительства области от 22.12.2011 № 414-пп, предусматривающие порядок предоставления лицом, обратившимся в управление социальной защиты населения по месту жительства за выдачей сертификата на областной материнский (семейный) капитал, определенных документов (управление Министерства по Ангарскому району).

В министерстве социального развития, опеки и попечительства области отсутствует надлежащий учет документов, поступающих из территориальных органов.

По результатам проверки прокуратурой области в ОПФ РФ по Иркутской области и министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области внесены представления об устранении нарушений законодательства о дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей.