Обзоры практики

Н.Н. Зелент

главный специалист–эксперт отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации

и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований,

регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований

Управления Министерства юстиции

Российской Федерации по Иркутской области

 

ОБЗОР

нормотворчества органов государственной власти

Иркутской области в сфере профилактики экстремизма

Проблема экстремизма является одной из актуальных проблем современности. Экстремизм представляет собой угрозу реализации поставленных государством долгосрочных задач во всех сферах общественной жизни, в целом национальной безопасности страны. В настоящее время в таком многонациональном и многоконфессиональном государстве, как Российская Федерация, основная внутренняя угроза конституционному строю может исходить от террористических, экстремистских, сепаратистских организаций. Экстремизм носит многогранный характер, а потому выступает дестабилизирующим фактором в жизни государства и общества.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (в редакции Указа Президента РФ от 01.07.2014 № 483) борьба с экстремизмом - одно из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности. Экстремизм в любых его проявлениях угрожает безопасности граждан, влечет за собой существенные политические, экономические и моральные потери в обществе и является острой социальной проблемой.

Решение этой задачи зависит от многих факторов, в частности от умения общества и государства поддерживать мир в собственном социальном пространстве, контролировать современные социальные процессы, вовремя предотвращать опасные экстремистские и деструктивные тенденции, не ущемляя при этом конституционных прав граждан страны.

Анализ федерального законодательства в сфере профилактики экстремизма:

В Российской Федерации сформированы и функционируют правовая и организационная основы профилактики экстремизма. Правовой основой регулирования общественных отношений в сфере профилактики экстремизма на территории Российской Федерации являются следующие акты:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Уголовный кодекс Российской Федерации;

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

4. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 505-ФЗ);

5. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 06.04.2015 № 77-ФЗ);

6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»;

7. Указ Президента Российской Федерации от 26.07.2011 № 988 «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации»;

8. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2014 № 483);

9. Указ Президента Российской Федерации от 23.03.1995 № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 03.11.2004 № 1392);

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 273);

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2011 № 211);

12. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 22.07.2009 № 224 «Об утверждении Положения о Научно-консультативном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма».

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики экстремизма»:

Федеральными законами к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики экстремизма отнесены следующие полномочия.

Часть 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) к основным полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации относит осуществление в пределах своих полномочий мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью.

В соответствии с пунктом 51.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе решение вопросов об организации и осуществлении на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению терроризма экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции. В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (статья 5 Федерального закона № 114-ФЗ).

Анализ законодательства Иркутской области в сфере профилактики экстремизма:

По состоянию на 08.06.2015 по данным федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории Иркутской области действует 9 нормативных правовых актов, принятых с целью профилактики экстремизма:

1. Закон Иркутской области от 11.12.2013 № 113-оз «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (в редакции Закона Иркутской области от 12.12.2014 № 152-оз);

2. Закон Иркутской области от 08.06.2011 № 37-оз «Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций» (в редакции Закона Иркутской области от 10.03.2015 № 9-оз);

3. Закон Иркутской области от 05.03.2010 № 7-оз «Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в Иркутской области» (в редакции Закона Иркутской области от 11.03.2014 № 27-оз);

4. Постановление Правительства Иркутской области от 03.02.2014 № 43-пп «Об утверждении Положения о проведении областного конкурса муниципальных программ по работе с детьми и молодежью» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 07.05.2015 № 227-пп);

5. Постановление Правительства Иркутской области от 30.12.2013 № 628-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Иркутской области» на 2014-2020 годы» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 24.10.2014 № 521-пп);

6. Постановление Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 439-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Иркутской области» на 2014-2018 годы» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 24.04.2015 № 191-пп);

7. Постановление Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 447-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Молодежная политика» на 2014-2018 годы» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 13.05.2015 № 241-пп);

8. Постановление Правительства Иркутской области от 03.12.2012 № 692-пп «Об утверждении Положения об областном конкурсе на лучшие материалы средств массовой информации, направленные на создание тематического информационного продукта (проекта) по профилактике экстремистских и террористических проявлений» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 21.10.2014 № 514-пп);

9. Постановление Правительства Иркутской области от 27.04.2011 № 111-пп «Об отдельных вопросах участия в противодействии экстремистской деятельности».

В отношении всех вышеперечисленных нормативных правовых актов Иркутской области Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области проведены правовая и антикоррупционная экспертизы. Коррупциогенные факторы в результате проведения антикоррупционной экспертизы в указанных актах не выявлены. Все акты соответствуют Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Исследование состояния законодательства Иркутской области в сфере профилактики экстремизма на территории Иркутской области показывает что, в целом, органами государственной власти области в достаточной мере реализованы полномочия по регулированию правоотношений в указанной сфере, предоставленные Конституцией Российской Федерации и действующим федеральным законодательством. Нормотворческий процесс органов государственной власти Иркутской области по реализации положений федерального законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, носит активный характер.