Обзоры практики

О.А. Дончевская

начальник 2-го отдела Управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью

Прокуратуры Иркутской области

 

ОБЗОР

практики возбуждения уголовных дел о преступлениях,

связанных с незаконным сбытом наркотических средств,

психотропных веществ или их аналогов

Статистические данные свидетельствует о снижении в 2017 г. количества выявленных преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических средств на 9% (с 966 до 880), их раскрываемость составила 32,7%. Указанное свидетельствует о ненацеленности органов внутренних дел на выявление и раскрытие криминальных посягательств в сфере незаконного оборота наркотиков. Закон указывает, что под незаконным сбытом наркотических средств и психотропных веществ следует понимать незаконную деятельность лица, направленную на их возмездную или безвозмездную реализацию другому лицу, в том числе продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы и т.д. При этом передача может осуществляться как непосредственно из рук в руки, так и путем сообщения об их местонахождении, в котором осуществлена закладка или путем введения инъекции.

Успешное расследование уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, во многом зависит от своевременного возбуждения уголовного дела, эффективного использования на этой стадии компетентными должностными лицами возможностей, предоставляемых действующим законодательством.

1.            Поводы и основания возбуждения уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным сбытом наркотиков.

Возбуждение уголовного дела — важнейшая стадия уголовного судопроизводства, сущность которой заключается в принятии должностным лицом компетентного государственного органа решения по сообщению о совершенном или готовящемся преступлении. При этом каждое процессуальное решение, включая постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом, подлежит оценке законности и обоснованности с учетом различных критериев. Несомненно, что как постановление о возбуждении уголовного дела (или отказе в этом), так и все материалы проверки должны тщательно изучаться не только следователем и его руководителем в рамках процессуального контроля, но и прокурором, реализация полномочий которого на различных стадиях и этапах уголовного судопроизводства должна рассматриваться как важная гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Уголовные дела о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возбужда­ются при наличии необходимых для этого поводов и оснований, предусмотренных ст.ст. 140-143 УПК РФ.

Поводы — это процессуальные источники информации о неза­конных операциях с наркотиками: заявления граждан, сообще­ния учреждений, предприятий, организаций, публикации в печа­ти, явка с повинной, непосредственное обнаружение признаков незаконных операций с наркотиками органом дознания, следова­телем, прокурором или судом. Анализ уголовных дел, расследуемых в этой сфере, показывает, что заявление и явка с повинной достаточно редко служили поводом для возбуждения уголовного дела. Небольшое количество заявлений в качестве повода для возбуждения уголовного дела связано с тем, что в рассматриваемой категории уголовных дел отсутствует потерпевший в обычном понимании этого слова. 

В подавляющем большинстве в качестве повода для возбуждения уголовного дела использовалось сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, как правило, сообщения правоохранительных  органов о непосредственном обнаружении ими фактов незаконных операций с наркотиками и задержании лиц, подозреваемых в их совершении.

Полученные из различных источников, кроме указанных в п.3 ч.1 ст. 140 УПК РФ, сообщения о совершённом или готовящемся преступлении, принимаются лицом, получившим данное сообщение, о чём составляется, на основании ст.143 УПК РФ, соответствующий рапорт об обнаружении признаков преступления. Этот рапорт и является поводом к возбуждению уголовного дела.

Основанием для возбуждения уголовных дел о связанных с наркотиками преступлениях являются фактические данные, со­держащиеся в том или ином процессуальном источнике информа­ции, указывающие на событие, о котором имеется заявление или сообщение, о наличии в этом событии признаков тех или иных незаконных операций с наркотиками и на отсутствие обстоя­тельств, исключающих производство по делу.

Если повод для возбуждения уголовного дела всегда очеви­ден, наличие и достаточность необходимых для этого оснований требует тщательной проверки. Следственная практика свидетель­ствует, что даже в тех случаях, когда в заявлении или сообщении содержатся прямые указания на совершение незаконной опера­ции с наркотиками, когда представляются подтверждающие это заявление вещественные доказательства, оснований для возбуж­дения дела может не быть. Статья 144 УПК РФ ус­танавливает обязанность принятия и проверки сообщения о преступлении, которая должна быть осу­ществлена в срок не свыше трех суток со дня его получения. Лишь в исключительных случаях, когда требуется производство свя­занных с большой затратой времени проверочных действий, этот срок может быть увеличен до 10 суток, при необходимости производства экспертиз – до 30 суток.

Основная задача проверки сообщения о преступлении – решение вопроса о наличии до­статочных данных, обосновывающих возбуждение уголовного дела по фактам и обстоятельствам, изложенным в проверяемом заявлении или сообщении, и отсутствии оснований, исключаю­щих его расследование и судебное рассмотрение. При отсутствии или недостаточности таких данных дело не возбуждается. Терми­на «достаточные данные» закон не раскрывает, и поэтому в теории и в следственной практике он толкуется неодноз­начно.

Изучая материалы возбужденного уголовного дела, прокурор должен оценить законность и обоснованность принятого процессуального решения, что предполагает получение ответа, прежде всего на следующие вопросы:

− имеется ли законный повод для возбуждения уголовного дела;

− имеется ли достаточное основание для принятия указанного процессуального решения;

− соблюдены ли требования уголовно-процессуального законодательства в ходе проверки заявления (сообщения) о преступлении.

Конечно, на стадии возбуждения уголовного дела информация, которой оперируют следователь (дознаватель) и прокурор, носит фрагментарный и, подчас, вероятностный характер, однако это не освобождает правоприменителя от принятия законных и обоснованных решений. Возбуждение уголовных дел по непроверенным и неподтверж­денным материалам, на основании данных предположительного характера — одна из основных причин их прекращения на стадии предварительного расследования и недостаточной эффек­тивности борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Анализ уголовных дел о незаконном обороте наркотиков, прекращенных на стадии предварительного рассле­дования, показывает, что около 10% из них прекращено в связи с необоснованностью возбуждения. Вместе с тем, проведение доследственной проверки с целью установления «судеб­ной перспективы» дела является одной из основных причин отсутствия наступательности и связанной с этим низкой эффективности расследования этих преступлений, кроме того влечет за собой нарушение установленных законом сроков принятия реше­ний по заявлениям и сообщениям о незаконных операциях с нар­котиками. Именно поэтому прокурору следует обращать особое внимание на наличие достаточного основания для возбуждения уголовного дела.

2.             Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 228.1 УК РФ.

Статья 228.1 УК РФ в действующей редакции предусматривает уголовную ответственность за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Прежде всего нужно установить признаки общественной опас­ности деяния, то есть доказать, что нарушены охраняемые зако­ном государственные, общественные или личные интересы, что проверяемое деяние посягает на установленные правила изготовления, обращения и использования нар­котических веществ. Кроме этого, требуется установить призна­ки противоправности деяния, т.е. что нарушение этих правил является уголовно наказуемым преступлением. Если этого нет, нет объекта преступления, нет оснований для признания проверяемого события общественно опасным, проти­воправным, а следовательно, и уголовно наказуемым. Уголовная ответственность за сбыт наркотических средств наступает при любом умышленном способе возмездной или безвоз­мездной передачи их другим лицам (например, продажа, дарение, обмен, уплата дол­га, дача взаймы, введение инъекций другому лицу владельцем этого вещества или средства и т п.).

Об умысле на сбыт наркотических средств могут свидетельствовать как нали­чие соответствующей договоренности с потребителем, так и другие обстоятельства дела: значительный объем этих средств (веществ), приобретение их лицом для реа­лизации, промышленный способ изготовления, специфическая тара (расфасовка), обеспечивающая быстрый сбыт, а также приобретение наркотических средств лицом, которое само их не потребляет. При этом для квалификации действий виновного не имеет значения, на территории России или иных государств планировалась реализация этих средств (веществ), а также их количественные характеристики.

Не может квалифицироваться как незаконный сбыт наркотического средства или психотропного вещества путем введения одним лицом другому лицу инъекций, если наркотик принадлежит самому потребителю, и инъекция вводится по его просьбе, либо наркотическое средство или психотропное вещество вводится в соответствии с медицинскими показаниями.  Если лица вместе приобрели наркотическое средство для личного употребления, и совместный наркотик был приобретен в одной упаковке, то передача части совместно приобретенного наркотика, другому лицу его приобретавшему, не является сбытом. Такие действия при наличии к тому оснований должны быть квалифицированы как приобретение и хранение наркотического средства группой лиц по предварительному сговору.

Помимо этого, для возбуждения уголовного дела о незаконном обороте наркотиков необходимо наличие информации о предмете преступления — наркотическом средстве, психотропном веществе или их аналоге (должно быть установлено: точное наименование, факт включения в соответствующие списки, количество (размер)). Необходимо иметь ввиду, что синтетические наркотики в природе не встречаются, кустарным способом не производятся, а получаются путем сложного синтеза исходных компонентов (прекурсоров). Указанное не исключает возможность их свободного самостоятельного изготовления, однако, в преобладающем большинстве синтетические наркотики – заводского изготовления, поставляемые в регион с целью сбыта.

3.             Особенности выделения материалов проверок в отношении неустановленных сбытчиков наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Во исполнение указания Генерального прокурора Российской Федерации № 546/36 от 02.09.2016 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, разрешении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел в отношении неустановленных сбытчиков наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов» прокурорами  должны изучаться материалы об административных нарушениях лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств. При их изучении в обязательном порядке должно обращаться внимание на наличие заключений химических исследований по установлению наркотического средства по его остаткам (метаболитам), обнаруженным в биологических материалах.

В ходе осуществления надзорной деятельности надлежит тщательно изучать материалы на предмет полноты и объективности истребованных у наркопотребителей объяснений об обстоятельствах приобретения наркотического средства. Особое внимание должно уделяться проверке сведений о якобы случайном обнаружении наркотического средства (находке). В условиях широкого использования технических средств связи и отсутствии непосредственного контакта между потребителем и сбытчиком о признаках незаконного сбыта наркотиков могут свидетельствовать факты их обнаружения в расфасованном виде при их размещении в общедоступных местах (в подъездах домов, электрощитовых шкафах, цветочных клумбах и т.п.), наличия соответствующей договоренности с потребителями и т.д.

Акты прокурорского реагирования с требованием выделения из уголовных дел и дел об административных правонарушениях материалов в отношении сбытчиков наркотиков могут вноситься только при наличии очевидных  и достоверных сведений о сбыте наркотического средства, указывающих на признаки уголовно- наказуемого деяния, предусмотренного ст. 228.1 УК РФ.

В соответствии со ст. 155 УПК РФ в случае, если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении иными лицами преступления, не связанного с расследуемым преступлением, следователь, дознаватель выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их для принятия решения в соответствии со статьями 144 и 145 УПК РФ.

Нередко вне поля зрения прокуроров остаются нарушения требований уголовно-процессуального законодательства, допускаемые сотрудниками полиции в ходе доследственных проверок о хранении и употреблении наркотических средств, связанные с необходимостью принятия правовых решений по факту сбыта наркотического средства, влекущие укрытие преступлений от учета. Сотрудниками территориальных отделов МВД России по области в ряде случаев необходимых мер для всесторонней проверки сообщений о преступлениях не принимается, выносятся незаконные и необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, допускаются факты укрытия преступлений от учета.

4.             Особенности доследственной проверки по сообщениям о незаконном сбыте наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Уголовно-процессуальный закон разрешил производство до возбуждения уголовного дела только осмотра места происшествия, освидетельствования и назначения судебной экспертизы (ч.4 ст.146 УПК РФ, ч.2 ст.176 УПК РФ). В связи с этим проверка оснований для возбуждения уголов­ных дел по фактам незаконных операций с наркотиками осуще­ствляется в форме не следственных, а так называемых иных непро­цессуальных действий. Одним из наиболее распространенных из них является получение объяснений. Как и заявления и сообщения о преступлении, объяснения могут быть устными или письмен­ными. Практика пока­зывает, что получение объяснений — один из наиболее эффектив­ных способов не только проверки оснований для возбуждения уголовного дела, но и получения в дальнейшем доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного исследования его обстоятельств.

В материалах проверки сообщения о преступлении должны быть протокол осмотра предмета преступления (включая его упаковку), места происшествия (места обнаружения предмета), заключение эксперта или справка о предварительном исследовании изъятого предмета преступления, а также объяснения всех осведомленных об обстоятельствах произошедшего события лиц. Изучая указанные документы, прокурор должен обратить внимание на законность изъятия наркотиков, правильность и полноту их описания, отсутствие противоречий во взаимосвязанных документах. Кроме того, не следует пренебрегать сопоставлением сведений о виде и размере наркотиков с положениями действующего законодательства и решениями высших судов страны.

Ответственность лица за сбыт наркотических средств, психотропных веществ по части 1 статьи 228.1 УК РФ наступает независимо от их размера. Таким образом, даже если размер сбытого наркотического средства не является значительным, то такие действия квалифицируются по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ как сбыт в незначительном размере. 

Изучая материалы, прокурор должен проверить, правильно ли определен размер наркотика и соответствует ли квалификация действий субъекта посягательства в постановлении о возбуждении уголовного дела тому размеру наркотика, который изъят из незаконного оборота (крупный, особо крупный и т. п.), нет ли оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях лица состава преступления и наличия признаков административного проступка. Кроме того, прокурор должен проверить, каким образом определены вид средства или вещества (наркотическое, психотропное или их аналоги, сильнодействующее или ядовитое, новое потенциально опасное психоактивное), их размер, название и свойства, происхождение, способ изготовления, не были ли при этом нарушены требования действующего законодательства, в том числе при подготовке, назначении (включая выбор экспертного учреждения) и проведении экспертизы (исследования).

По преступлениям, связанным со сбытом наркотических средств и психотропных веществ, оконченным преступлением, без применения ч.3 ст.30 УК РФ - покушение на преступление, считаются действия по передаче наркотического средства покупателю, независимо от того, получил он их фактически или нет. Как оконченное преступление квалифицируется осуществление «закладок», в том числе, когда покупатель не забрал из условленного места наркотик, передача в ходе оперативно-розыскных мероприятий «проверочная закупка», «оперативный эксперимент», когда наркотик был изъят сотрудниками полиции и т.д. Должно быть установлено, что оборот наркотиков осуществлялся без специального разрешения (лицензии), с нарушением действующего законодательства, в том числе ст. 5 Федерального закона № 3-ФЗ, устанавливающей государственную монополию на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотиков. Также по возможности полно должен быть установлен способ преступления.

Практика показывает, что правоохранительные органы не в полной мере готовы к выявлению и пресечению преступлений в условиях, когда сбыт наркотиков стал осуществляться без прямой встречи с покупателем. Однако такой бесконтактный способ сбыта в настоящее время стал преобладать. Для сбора доказательств следователи, оперативные подразделения должны в полной мере использовать технические возможности для установления владельцев телефонов, компьютеров, иных средств связи. Вместе с тем, не могут признаваться сбытом оставление наркотических средств в определенном месте с целью избавиться от них или выбрасывание в мусоросбор­ник, на свалку и т. п., приобретение наркотических средств посредником в количестве, соразмерном личному потреблению и на деньги потребителя либо по его просьбе, без приобретения прав на владение этими наркотическими средствами или психотропными веществами, когда умыслом приобретателя охватывалось лишь оказание помощи в приобретении, а не сбыт. Таким образом, необходимо четко установить субъективную сторону преступления.

5.             Особенности возбуждения уголовных дел по результатам осуществления оперативно-розыскной дея­тельности

Особое внимание должно быть уделено особенностям возбуждения уголовных дел в результате осуществления оперативно-розыскной дея­тельности, являющейся наиболее эффективным путем выявления тщательно маскируемых преступлений. В результате применения оперативно-розыскных средств и мето­дов и производства оперативных проверок правоохранитель­ные органы получают возможность не только собрать исходные данные о признаках совершаемых преступлений, достаточные для возбуждения уголовного дела, но и установить в основных чер­тах всю картину преступления и причастных к нему лиц. Однако оперативно-розыскная информация в ее «чистом» виде не являет­ся доказательством по уголовному делу. Вот почему законода­тель, определяя задачи оперативно-розыскной деятельности, пре­дусматривает возможность использования полученных с ее помощью материалов в качестве доказательств при обязатель­ном соблюдении порядка, предусмотренного уголовно-процессу­альным законодательством. Из этого следует, что для получения доказательств, подтвер­ждающих достаточность оснований для возбуждения уголовного дела по фактам незаконных операций с наркотиками, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, должны находить такие тактические варианты реализации оперативно-розыскной информации на завершающей стадии оперативной проверки, которые приводили бы к обнаружению и процессуаль­ной фиксации фактических данных,  устанавливающих те или иные обстоятельства незаконного оборота наркотиков.

Эффективность реализации оперативно-розыскных данных обеспечивается за счет полноты и достоверности опера­тивной осведомленности о подлежащих процессуальному выявлению фактических данных, соблюдения установлен­ных процессуальным законом правил их выявления, фиксации и изъятия. Чем полнее эта осведомленность, тем больше гарантий, что при надлежащем соблюдении правил работы с доказатель­ствами данные оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы не только в качестве оснований для возбуждения уголовного дела по фактам незаконных операций с наркотиками, но и в качестве средств доказывания.

На протяжении двух последних десятилетий основным оперативно-розыскным мероприятием, используемым органами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности, с целью выявления и пресечения незаконного сбыта наркотических средств остается проверочная закупка, поэтому особенности возбуждения уголовных дел данной категории будут описаны на примере результатов именно этого ОРМ.

При проверке материалов по сообщению о незаконном сбыте наркотических средств, выявленном и пресеченном в результате проверочной закупки необходимо акцентировать внимание на следующих моментах:

- проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная продажа которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Как правило, в нем указывается: занимаемая должность лица, вынесшего постановление о проведении ОРМ; существо полученной информации, состав преступления, признаки которого усматриваются в полученных сведениях о факте; где и у кого планируется провести  проверочную закупку.

Перечень должностей руководителей органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, обладающих правом утверждения постановления о проведении проверочной закупки содержится в ведомственных нормативно-правовых актах, регламентирующих организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности.

- Не допущена ли сотрудниками органа, проводившего проверочную закупку провокация преступления (ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Для этого необходимо установить, проведены ли до осуществления проверочной закупки иные оперативно-розыскные мероприятия, результаты которых дают основания полагать, что лицо причастно к незаконному сбыту наркотических средств или психотропных веществ либо их прекурсоров, а также установить, что действия, побуждающие лицо в прямой или косвенной форме к незаконному сбыту наркотиков отсутствовали непосредственно в процессе проверочной закупки.

- Поскольку ход и результаты проверочной закупки оформляются соответствующим актом, следует проверить отражена ли в нем последовательность всех действий оперативных сотрудников и «закупного» произведенных в рамках оперативно-розыскного мероприятия, не имеется ли наложений зафиксированных временных промежутков, влекущих противоречия с фактическими обстоятельствами, имевшими место в ходе  ОРМ; правильно ли зафиксированы индивидуальные признаки денежных средств или материальных ценностей, использовавшихся в качестве средства расчета при закупке наркотического средства; нашел ли в нем отражение факт применения спецтехники (относится к случаям, когда для фиксации хода ОРМ не  привлекаются сотрудники оперативно-технических подразделений).

- В соответствии со сложившейся судебной практикой в том случае, если с целью фиксации хода и результатов проверочной закупки к участию в ней привлекались представители общественности,  во избежание признания данных ими в последующем показаний недопустимыми, следует установить факт достижения каждым из них совершеннолетия на момент непосредственно участия в ОРМ и отсутствия какой-либо заинтересованности в исходе дела.  Поскольку, как правило, в ходе проверочной закупки проводится досмотр «закупного», то представители общественности также должны быть с ним одного пола.

-  Соответствие порядка представления результатов проверочной закупки органу дознания, следователю требованиям ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Следственного комитета Российской Федерации от 27.09.2013 № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68.

Таким образом, прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов органами предварительного расследования на стадии возбуждения уголовного дела о преступлении в сфере незаконного оборота наркотиков, необходимо не ограничиваться рассмотрением только лишь постановления о возбуждении уголовного дела. Следует изучить материалы проверки и установить наличие доказательств, указывающих на направленность умысла субъекта преступления, и проводить их анализ в совокупности с другими материалами дела, обращая особое внимание на условия и обстоятельства совершения преступления: размер и вид сбываемого наркотического средства или психотропного вещества, обстоятельства и время его приобретения и сбыта, количество фактов сбыта (покушения на сбыт), временные промежутки между указанными фактами, количество лиц, являющихся или выступающих в роли приобретателя. На основании полученных данных необходимо тщательно изучить постановление о возбуждении уголовного дела с целью установления соответствия квалификации, избранной органом предварительного расследования, фактическим обстоятельствам, отраженным в представленных материалах уголовного дела.

Изучая процессуальные решения, вынесенные по результатам рассмотрения сообщений о сбыте наркотиков, необходимо, используя имеющиеся полномочия, не допускать как необоснованной постановки на учет преступлений, так и незаконного отказа в возбуждении уголовного дела. В случае установления нарушения требований закона следует отменять незаконное постановление о возбуждении уголовного дела, направлять материалы на дополнительную проверку, одновременно принимая меры прокурорского реагирования.

Особое внимание следует уделять достоверности отражения статистической отчетности, своевременности постановки на учет преступлений, выставления статистических карточек по уголовным делам с проверкой и при необходимости корректировкой сведений в них отраженных, в том числе о подразделениях, службах и правоохранительных органах, выявивших преступление, о совершении преступлений несовершеннолетними лицами или при их соучастии, размере наркотического средства, о состоянии наркотического опьянения лица,  о совершении преступления в общественных местах, в том числе на улицах, в составе организованной преступной группы или преступного сообщества и т.д.


Приложение

Список нормативно-правовых актов

1.            Единая конвенция о наркотических средствах, 1961г.

2.            Конвенция о психотропных веществах, 1971 г.

3.            Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, 1988 г.

4.            Решения Комиссии ООН о наркотических средствах об отнесении новых веществ к наркотическим средствам и психотропным веществам, принятые после издания Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 681 (с последующими изменениями).

5.            Уголовный кодекс Российской Федерации.

6.            Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

7.             О наркотических средствах и психотропных веществах: федер. закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ

8.             Об оперативно-розыскной деятельности»: федер. закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ

9.            Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 № 1002

10.           О запрещении культивирования на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические вещества: Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2004 № 454

11.          Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681

12.           О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2006 № 14