Обзоры практики

Н.О. Рясных

заместитель начальника отдела по вопросам нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра,

ведения реестра муниципальных образований и регистрации ведения реестра уставов муниципальных образований Управления Минюста России

по Иркутской области

 

ОБЗОР

нормотворчества Иркутской области в сфере международных

 и внешнеэкономических связей Иркутской области

 с иностранными партнерами

Государственное регулирование международной и внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации является одним из важных направлений региональной политики Российской Федерации, что нашло свое отражение в Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 г. № 13. В соответствии с указанным правовым актом государственная политика регионального развития реализуется, в том числе в соответствии с принципом обеспечения устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышения уровня конкурентоспособности их экономики на международных рынках (раздел II указанных Основ).

Конституцией Российской Федерации (пункт «о» части 1 статьи 72) координация международных и внешнеэкономических связей, выполнение международных договоров Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Данная конституционная норма подтверждает право субъектов Российской Федерации участвовать в международных и внешнеэкономических связях и заключать в этих целях международные акты.

При этом, исходя из положений федерального закона от 04.01.1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» право субъекта Российской Федерации на заключение международных соглашений с иностранными партнерами не должно нарушать положений Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, федерального законодательства, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, а также не может ущемлять законные интересы другого субъекта Российской Федерации.

Анализ федерального законодательства в сфере

осуществления международных и внешнеэкономических связей субъектами Российской Федерации с иностранными партнерами

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации отнесена  к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Сформировавшийся на основе указанной статьи Конституции Российской Федерации нормативная правовая база регламентирует порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей.

Так, федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов осуществления международного сотрудничества в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе приграничного сотрудничества, участия в осуществлении государственной политики в отношении соотечественников за рубежом, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (подпункт 47 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона).

Федеральным законом от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», а именно, статьей 1 определены субъекты, с которыми возможно осуществление международной и внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации:

     с субъектами иностранных федеративных государств;

• с административно-территориальными образованиями иностранных государств;

• посредством участия в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели;

• с согласия Правительства Российской Федерации такие связи могут осуществляться и с органами государственной власти иностранных государств.

Кроме того, указанной статьей федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» определены сферы, в пределах которых можно осуществлять сотрудничество: торгово-экономическая, научно-техническая, экологическая, гуманитарная, культурная, а также в иных областях связи с иностранными партнерами.

В статье 4 федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» закреплен механизм согласования деятельности субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по ведению переговоров и заключению соглашений с иностранными партнерами. Так, проект соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей направляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации в уполномоченный Президентом Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, который рассматривает его совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Уполномоченный Президентом Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти информирует орган государственной власти субъекта Российской Федерации о результатах рассмотрения проекта соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей не позднее 45 дней с даты его поступления.

Тексты соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, подлежат опубликованию. Порядок опубликования соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 6 Федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 5 федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» государственная регистрация соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и является обязательным условием вступления соглашений в силу для субъекта Российской Федерации.

Во исполнение статьи 5 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 24.07.2000 № 552 «Об утверждении Правил государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому государственной регистрации подлежат соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.  Государственная регистрация указанных соглашений осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.

Приказами Минюста России от 05.07.2011 № 256 «Об организации в Министерстве юстиции Российской Федерации работы с соглашениями об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенными органами государственной власти субъектов Российской Федерации», от 05.07.2011 № 257 «Об утверждении Разъяснений по применению Правил государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 552»:

- полномочия по государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и ведению государственного реестра соглашений возложены на Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения;

- утверждены Разъяснения по применению Правил государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 552.

Анализ законодательства Иркутской области в сфере

международных и внешнеэкономических связей Иркутской области

 с иностранными партнерами

Помимо федерального законодательства вопросы международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации регулируются региональным законодательством самих субъектов.

Так, Законодательным Собранием Иркутской области принят Закон Иркутской области от 09.12.2009 № 96/62-оз «О договорах и соглашениях, заключаемых от имени Иркутской области», которым урегулирован порядок заключения, вступления в силу, исполнения и прекращения договоров и соглашений, заключаемых от имени Иркутской области.

Действие указанного Закона Иркутской области распространяется:

-  на договоры между Иркутской областью и другими субъектами Российской Федерации независимо от наименования указанных договоров;

- на соглашения Иркутской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей независимо от их наименования.

Таким образом, региональным законодателем проведено разграничение, соответственно которому договоры заключаются с субъектами Российской Федерации, а соглашения регулируют международные и внешнеэкономические связи Иркутской области с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с другими субъектами в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Иркутской области «О договорах и соглашениях, заключаемых от имени Иркутской области» соглашения Иркутской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей заключаются от имени Иркутской области как субъекта Российской Федерации с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, органами международных организаций, созданных для этих целей, а с согласия Правительства Российской Федерации - также с органами государственной власти иностранных государств.

Предметом соглашений Иркутской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей могут быть вопросы, входящие в предметы ведения Иркутской области как субъекта Российской Федерации либо в предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Иркутской области (часть 2 статьи 5 Закона Иркутской области «О договорах и соглашениях, заключаемых от имени Иркутской области»).

Главой 2 данного Закона Иркутской области урегулирован порядок заключения  соглашений от имени Иркутской области, в том числе процедура внесения предложений о заключении соглашений от имени Иркутской области, порядок проведения переговоров и подписания текста соглашения, определены  язык соглашения, а также способы выражения согласия Иркутской области на обязательность для нее соглашения, заключаемого от имени Иркутской области.

Согласие Иркутской области на обязательность для нее соглашения может выражаться путем:

- подписания соглашения;

- утверждения заключения соглашения законом Иркутской области;

- применения другого соответствующего законодательству способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны (участники).

Если международным договором Российской Федерации, федеральным законом, иным федеральным нормативным правовым актом, Уставом Иркутской области, настоящим Законом, иным законом области либо договором или соглашением, заключенными от имени области, предусмотрено, что согласие области должно быть выражено определенным способом, то оно не может быть выражено иным способом (способами), если иное не предусмотрено федеральным законом или иным федеральным нормативным правовым актом (статья 10 Закона Иркутской области «О договорах и соглашениях, заключаемых от имени Иркутской области»).

В соответствии с частями 2, 3 статьи 17 Закона Иркутской области «О договорах и соглашениях, заключаемых от имени Иркутской области» соглашения, заключенные от имени Иркутской области, вступают в силу для Иркутской области в порядке, предусмотренном в соглашении, но не ранее чем через десять календарных дней после дня его государственной регистрации. Если соглашением, заключенным от имени Иркутской области, не предусмотрен порядок его вступления в силу, такое соглашение вступает в силу для области через десять календарных дней после дня его государственной регистрации.

Обязательными условиями вступления в силу соглашений, заключенных от имени Иркутской области, являются:

1) официальное опубликование закона Иркутской области об утверждении соглашения, заключенного от имени Иркутской области;

2) официальное опубликование соглашения, заключенных от имени Иркутской  области, в соответствии со статьей 16 указанного Закона;

3) государственная регистрация соглашения, заключенного от имени Иркутской области, в соответствии с законодательством.

В свою очередь статьей 27 данного Закона Иркутской области  установлено, что соглашения, заключенные от имени Иркутской области, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

Кроме того, Положением о министерстве экономического развития Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 25.11.2014 № 589-пп определено, что указанное министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции в сфере развития внешнеэкономических связей Иркутской области, к которым отнесены:

- разработка прогнозов, концепции и программы по развитию внешнеэкономической деятельности, а также систематический мониторинг и анализ развития внешнеэкономической деятельности в Иркутской области;

- организация проведения переговоров по торгово-экономическому сотрудничеству с делегациями иностранных государств, подготовка информационных материалов к визитам иностранных делегаций;

-  разработка, подготовка к заключению, координация и контроль реализации соглашений между Правительством Иркутской области и исполнительными органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, а также иностранных государств;

-  формирование и развитие внешнеэкономических и межрегиональных связей;

- организация и участие в подготовке и проведении имиджевых и представительских мероприятий Иркутской области: презентаций, выставок, экспозиций;

- сотрудничество с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития предпринимательства.

В отношении вышеперечисленных нормативных правовых актов Иркутской области Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области проведены правовая и антикоррупционная экспертизы. Противоречий федеральному законодательству, коррупциогенные факторы выявлены не были.

В настоящее время Иркутской областью подписаны 8 международных актов, 5 из которых являются соглашениями. Все они носят общий характер, поскольку определяют основные направления сотрудничества и формы взаимодействия Иркутской области с иностранными партнерами. Перечень указанных актов прилагается.

Кроме того, необходимо отметить, что вступивший в силу Федеральный закон от 26.07.2017 № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением приграничного сотрудничества, определяет основные принципы, задачи и направления приграничного сотрудничества, а также полномочия субъектов приграничного сотрудничества Российской Федерации. Согласно статье 2 указанного Федерального закона субъектами приграничного сотрудничества Российской Федерации являются Российская Федерация, приграничные субъекты Российской Федерации и муниципальные образования приграничных субъектов Российской Федерации. Международными договорами Российской Федерации могут быть определены иные субъекты приграничного сотрудничества Российской Федерации.

Поскольку Иркутская область не является приграничным субъектом Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, затрагивающих Иркутскую область, не имеется, необходимость регулирования правовыми актами Иркутской области правоотношений, возникших в связи с принятием Федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества» отсутствует.

 


Приложение

Перечень действующих международных соглашений
(протоколов, коммюнике) Иркутской области

1.     Протокол о дружественном обмене между Иркутской областью и префектурой Исикава, Япония, от 09.10.1997;

2.     Соглашение между Администрацией Иркутской области Российской Федерации и Правительственными организациями Монголии о
торгово-экономическом, научно-техническом и культурном
сотрудничестве между регионами Иркутской области и Монголии,
от 25.01.2000;

3.     Соглашение между Администрацией Иркутской области Российской Федерации и Народным Правительством провинции Ляонин
Китайской Народной Республики о долгосрочном сотрудничестве,
от 16.10.2007;

4.     Меморандум о сотрудничестве между Правительством Иркутской области Российской Федерации и Администрацией провинции Северная Кёнсан Республики Корея, от 10.11.2010;

5.     Соглашение между Правительством Иркутской области Российской Федерации и Народным Правительством провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики, от 23.06.2012;

6.     Протокол о сотрудничестве между Правительством Иркутской области (Российская Федерация) и Народным Правительством провинции Хэйлунцзян (Китайская Народная Республика), от 22.06.2015;

7.      Соглашение между Правительством Иркутской области (Российская Федерация) и Правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом, культурном и гуманитарном сотрудничестве, от 06.12.2016;

8.      Соглашение между Правительством Иркутской области (Российская Федерация) и Брестским областным исполнительным комитетом (Республика Беларусь) о сотрудничестве в экономической, научно-технической, культурной и гуманитарной областях, от 30.06.2017.