Обзоры практики

Н.О. Рясных

заместитель начальника отдела

по вопросам нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра,

ведения реестра муниципальных образований и регистрации ведения реестра уставов

муниципальных образований

Управления Минюста России

по Иркутской области

ОБЗОР

сведений о реализации органами государственной власти

Иркутской области языковой политики в части сохранения, развития и использования государственного языка Российской Федерации, государственных языков субъектов Российской Федерации, языков народов Российской Федерации

Российская Федерация, согласно основам ее конституционного строя, является многонациональным государством, федеративное устройство которого основано, в том числе на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации является основой единения народов Российской Федерации, фундаментом национальной идентификации, культурной и исторической памяти. Языковая культура в немалой степени определяет авторитет страны на международной арене. Сохранение и развитие русского языка как внутри страны, так и за ее пределами являются важнейшими национальными задачами.

В то же время, согласно положениям Конституции Российской Федерации каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, а свобода выбора может быть ограничена только объективными обстоятельствами. Республикам, входящим в состав Российской Федерации, предоставлено право устанавливать свои государственные языки, которые могут употребляться наряду с государственным языком Российской Федерации. И таким образом Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Анализ федерального законодательства в сфере

реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации языковой политики в части сохранения, развития и использования государственного языка Российской Федерации, государственных языков субъектов Российской Федерации, языков народов Российской Федерации

В Российской Федерации сформированы и функционируют правовая и организационная основы реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации языковой политики в части сохранения, развития и использования государственного языка Российской Федерации, государственных языков субъектов Российской Федерации, языков народов Российской  Федерации.

Правовой основой регулирования указанных общественных отношений на территории Российской Федерации являются следующие акты:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

4. Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;

5. Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»;

6. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

8. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»;

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

10. Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»;

11. Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года»;

12. Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2011 № 705 «О Дне русского языка»;

13. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

14. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.2013 № 992 «О Совете по русскому языку при Правительстве Российской Федерации»;

18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации языковой политики в части сохранения, развития и использования государственного языка Российской Федерации, государственных языков субъектов Российской Федерации, языков народов Российской Федерации

Статья 26 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (части 1, 3 статьи 68 Конституции Российской Федерации).

Федеральными законами к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации языковой политики в части сохранения, развития и использования государственного языка Российской Федерации, государственных языков субъектов Российской Федерации, языков народов Российской Федерации отнесены следующие полномочия. Согласно статье 8 Федерального закона от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» право граждан Российской Федерации на сохранение, развитие национального (родного) языка, свободу выбора и использования языка общения, воспитания и обучения устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, указанным Федеральным законом.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

- обеспечивают проведение государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальных (родных) языков;

- оказывают организационную и иную поддержку национально-культурным автономиям в разработке и реализации государственных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут содействовать национально-культурным автономиям в:

- издании книг, выпуске периодической печати, организации телерадиовещания, создании средств массовой информации как на русском, так и на национальных (родных) языках;

- обмене теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных (родных) языках между субъектами Российской Федерации, а также между Российской Федерацией и иностранными государствами (статья 9 федерального закона «О национально-культурной автономии»).

Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (часть 3 статьи 3 закона Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 7 указанного закона Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут разрабатывать региональные целевые программы направленные на сохранение, изучение и развитие языков народов Российской Федерации и осуществляют меры по реализации таких программ.

Подпунктом 20.1 пункта 2 статьи 26.3 федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе, решение вопросов по разработке и реализации региональных программ государственной поддержки, сохранения и развития языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, осуществление иных мер, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

Также органы государственной власти субъектов Российской Федерации поддерживают соотечественников в деле сохранения и развития их культурного наследия и языка, являющихся неотъемлемыми элементами самобытности соотечественников, в получении ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках и предпринимают с этой целью соответствующие действия в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»).

Органы государственной власти могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами деятельности по развитию межнационального сотрудничества, сохранению и защите самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации (пункт 1 статьи 31.1 федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666, одним из основных вопросов государственной национальной политики Российской Федерации являются, в том числе сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности. Пунктом 3 данного Указа Президента Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться положениями Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в том числе при осуществлении своей деятельности в сфере сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации.

Анализ законодательства Иркутской области в сфере

реализации языковой политики в части сохранения, развития и использования государственного языка Российской Федерации, государственных языков субъектов Российской Федерации, языков народов Российской Федерации

В соответствии со статьей 13 федерального конституционного закона от 30.12.2006 № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» в целях обеспечения прав и законных интересов коренных малочисленных народов и народов, традиционно проживающих на территории нового субъекта Российской Федерации, органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти нового субъекта Российской Федерации оказывают им помощь в сохранении национальной самобытности, развитии их национальных языков и национальных культур, в том числе путем наделения федеральными законами и законами нового субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями в области защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и народов, традиционно проживающих на территориях данных муниципальных образований.

Статьей 17 Устава Иркутской области установлено, что органы государственной власти Иркутской области создают условия для сохранения и развития языков, культур и иных составляющих национальной самобытности бурятского народа и иных народов, традиционно проживающих на территории Усть-Ордынского Бурятского округа. В целях сохранения и развития национальной самобытности бурятского народа и иных народов, традиционно проживающих на территории Усть-Ордынского Бурятского округа, органы государственной власти Иркутской области:

1) разрабатывают и реализуют государственные программы Иркутской области по сохранению национальной самобытности, в том числе по развитию языков, культур, национальных видов спорта;

2) обеспечивают условия для возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел;

3) создают условия для обеспечения прав представителей бурятского народа и иных народов, традиционно проживающих на территории Усть-Ордынского Бурятского округа, получать и распространять информацию на национальных (родных) языках, в том числе через средства массовой информации;

4) способствуют созданию и деятельности образовательных организаций, учреждений культуры по сохранению и развитию языков и культур.

В Иркутской области обеспечивается защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, создаются условия для сохранения национальной самобытности, развития национальных (родных) языков и национальных культур коренных малочисленных народов Российской Федерации и народов, традиционно проживающих на территории Иркутской области (статья 42 Устава Иркутской области).

Кроме того, на территории Иркутской области действуют государственная программа Иркутской области «Развитие культуры» на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 438-пп, государственная программа Иркутской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Иркутской области» на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2013 № 628-пп.

Основные задачи указанных программ:

 - создание условий для сохранения и развития языков, культур и иных составляющих национальной самобытности бурятского народа и иных народов, традиционно проживающих на территории Усть-Ордынского Бурятского округа;

-  сохранение языкового многообразия и знаний о национальной культуре и истории народов Иркутской области.

В соответствии с подпрограммой «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом»  государственной программы Иркутской области «Труд и занятость» на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 449-пп, уполномоченные органы государственной власти Иркутской области создают условия для получения указанной категорией лиц и членами их семей услуг по изучению русского языка.

По данным федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории Иркутской области действует 17 нормативных правовых актов Иркутской области, принятых в сфере реализации языковой политики в части сохранения, развития и использования государственного языка Российской Федерации, государственных языков субъектов Российской Федерации, языков народов Российской Федерации:

1. Устав Иркутской области;

2. Закон Иркутской области от 06.12.2010 № 121-оз «Об Усть-Ордынском Бурятском округе как административно-территориальной единице Иркутской области с особым статусом»;

3. Закон Иркутской области от 10.07.2014 № 91-оз «Об отдельных вопросах образования в Иркутской области»;

4. Постановление Правительства Иркутской области от 31.03.2011 № 86-пп «Об администрации Усть-Ордынского Бурятского округа»;

5. Постановление Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 438-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Развитие культуры» на 2014 - 2020 годы»;

6. Постановление Правительства Иркутской области от 30.12.2013 № 628-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Иркутской области» на 2014 - 2020 годы»;

7. Постановление Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 449-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Труд и занятость» на 2014- 2020 годы»;

8. Постановление Правительства Иркутской области от 26.05.2015 № 256-пп «Об установлении Порядка и формы проведения на территории Иркутской области экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации и Перечня образовательных организаций, имеющих право на проведение на территории Иркутской области экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации»;

9. Приказ администрации Усть-Ордынского Бурятского округа от 17.11.2011 № 30-пр «Об утверждении Положения о Координационном совете при администрации Усть-Ордынского Бурятского округа»;

10. Приказ администрации Усть-Ордынского Бурятского округа от 06.09.2012 № 29-пр «Об утверждении Положения о внештатном советнике руководителя администрации Усть-Ордынского Бурятского округа»;

11. Приказ администрации Усть-Ордынского Бурятского округа от 25.02.2013 № 3-пр «Об утверждении Положения об окружном межмуниципальном конкурсе «Лучший учитель родного языка» (в редакции приказа администрации Усть-Ордынского Бурятского округа от 17.09.2015 № 21-адмпр);

12. Приказ администрации Усть-Ордынского Бурятского округа от 28.02.2013 № 5-пр «Об утверждении Положения о проведении окружного межмуниципального конкурса юных сказителей «Улигершин»;

13. Приказ администрации Усть-Ордынского Бурятского округа от 29.04.2013 № 9-пр «Об утверждении Положения об Общественном совете по сохранению, развитию и популяризации национальных языков при администрации Усть-Ордынского Бурятского округа»;

14. Приказ министерства образования Иркутской области от 09.07.2013 № 50-мпр «Об утверждении Положения об установлении формы и порядка проведения государственной итоговой аттестации по родному языку и литературе на родном языке для лиц, обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации»;

15. Приказ администрации Усть-Ордынского Бурятского округа от 10.06.2014 № 16-адмпр «Об утверждении Положения об окружном межмуниципальном конкурсе «Лучший педагог родного языка дошкольной образовательной организации» (в редакции приказа администрации Усть-Ордынского Бурятского округа от 22.08.2014 № 25-адмпр);

16. Приказ администрации Усть-Ордынского Бурятского округа от 10.07.2014 № 17-адмпр «Об утверждении Положения об окружном межмуниципальном заочном смотре-конкурсе «Лучший кабинет родного языка»;

17. Приказ администрации Усть-Ордынского Бурятского округа от 06.04.2018 № 8-адмпр «Об утверждении Положения о проведении областного культурно-спортивного праздника «Сур-Харбан» 2018 года».

В отношении всех вышеперечисленных нормативных правовых актов Иркутской области Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области проведены правовая и антикоррупционная экспертизы. Коррупциогенные факторы в результате проведения антикоррупционной экспертизы в указанных актах не выявлены. Все акты соответствуют Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Анализ состояния законодательства Иркутской области в сфере реализации языковой политики в части сохранения, развития и использования государственного языка Российской Федерации, государственных языков субъектов Российской Федерации, языков народов Российской Федерации показывает что, в целом, органами государственной власти Иркутской области в достаточной мере реализованы полномочия по регулированию правоотношений в данной сфере, предоставленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Нормотворческий процесс органов государственной власти Иркутской области по реализации положений федерального законодательства, регулирующих рассматриваемые правоотношения, носит активный характер.