Обзоры практики

В.Б. Хангаева

главный консультант аппарата

 Уполномоченного по правам

человека в Иркутской области

 

ОБЗОР

практики соблюдения права  работников на достойное

вознаграждение за труд

  В 2017 г. Уполномоченному по правам человека в Иркутской области поступило 209 обращений и жалоб по вопросу нарушения трудовых  прав граждан, что составило 8,33% от общего количества обращений, поступивших Уполномоченному, из них 22  коллективные жалобы поданы в интересах 545 заявителей. Немалую долю из указанного количества обращений составили  жалобы граждан на несправедливую и недостойную оплату труда.  

        Согласно статьи 1 Закона Российской Федерации  от  19 февраля 1993 г.  №  4520-I  «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»,  действие названного Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Ч. 2 ст. 146, ст. 148, ст.  315-316 Трудового кодекса Российской Федерации  (далее - ТК РФ),  устанавливают  повышенную оплату  труда  за работу в особых климатических условиях, статья 37 Конституции Российской Федерации, предусматривают право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации.

Однако в  связи с принятием  Федерального закона  от  20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», были признаны утратившими силу ч. 2  и  ч. 4 ст. 133 ТК РФ,  в которых закреплялись правила о том, что в величину минимальной заработной платы не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.  В результате  с 1 сентября 2007 г. отдельные работодатели стали включать в минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) не только основную часть заработной платы, но и компенсационные, стимулирующие выплаты, что, по  мнению Уполномоченного, было в корне  неверно. Таким образом, установленный федеральным законом уровень гарантий по оплате труда работников организаций, расположенных в местностях с особыми  климатическими условиями, был значительно снижен. В Иркутской области наиболее пострадавшими в данной ситуации оказались работники низкооплачиваемой категории бюджетных учреждений.

Согласно Постановлению Правительства Иркутской области от 30 октября  2017 г. № 703-пп «Об установлении величины прожиточного минимума по Иркутской области за 3 квартал 2017 г.»  величина прожиточного минимума  в целом по Иркутской области в расчете на душу населения составила  10 226 рублей, для трудоспособного населения – 10 858 рублей, для детей – 10 388 рублей.  По предварительной информации Иркутскстата, численность населения  области  с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила в 2017 г.  20,6 % от общей численности населения области  (по данному показателю область занимает 76 место среди субъектов Российской Федерации за 2017 г.). Для сравнения:  в 2016 г.  этот показатель был равен 20 %.  Таким образом, в 2017 г. в регионе  продолжился рост числа бедного населения.

В целом за январь-декабрь 2017 года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, реальные доходы жителей области уменьшились на 4,1 %, а реальные располагаемые доходы – на 5,8%.    При этом жители Иркутской области в 2017 г. оформили кредиты на личные нужды на сумму более 126,7 млрд. рублей,  что на 22,4 % выше показателя предыдущего года. По объёмам выдачи потребительских кредитов Иркутская область занимает третье место среди регионов Сибирского федерального округа.  Приведенные данные свидетельствуют о том, что  население области из-за реального уменьшения доходов  вынуждено занимать денежные средства у банков для решения своих насущных житейских проблем. 

Очень точное определение данному явлению дала  вице-премьер Правительства Российской Федерации Ольга Голодец: - «Та бедность, которая в стране есть и фиксируется, - это бедность работающего населения».

На протяжении ряда  лет  Уполномоченный  в своих ежегодных докладах о положении в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина  в Иркутской области (за 2013, 2014, 2015, 2016 годы)  ставил вопрос о необходимости безусловного соблюдения права граждан, гарантированного частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ. Нельзя забывать, что Российская Федерация как участник Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, и обязуется принять надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права (п. 1 ст.  11).

 В действующей системе законодательства МРОТ это социальная  гарантия в сфере оплаты труда,  обеспечивающая минимально необходимые условия для воспроизводства  рабочей силы,  развития личности работников, а также  членов их семей. МРОТ также способствует социальной стабильности в обществе. Таким образом, по мнению Уполномоченного, государство обязано обеспечить своим гражданам право на получение достойной оплаты труда, так как  это способствует повышению уровня  их благосостояния и направлено на охрану достоинства личности.

 Однако  в прошедшем году указанная проблема, несмотря на принятое 26 января 2017 г. Региональное Соглашение о минимальной заработной плате в субъекте (далее – Региональное соглашение) на территории Иркутской области,  не была решена. Согласно Регионального Соглашения минимальная заработная плата в субъекте (далее – МЗП) в 2017 году, включающая  в себя компенсационные и стимулирующие выплаты, составила  85 %  от величины  прожиточного минимума для трудоспособного населения области. В связи с этим  Уполномоченному продолжили поступать жалобы низкооплачиваемой категории работников бюджетных учреждений  на несправедливую и недостойную оплату труда.

 В мае 2017 г. к Уполномоченному обратились коллективы  муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя  общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинска», муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя  общеобразовательная школа № 16 г. Бирюсинска»  и муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 г. Бирюсинска»  с жалобами на действия работодателей, районного отдела образования  по вопросу  изменения существенных условий трудового договора в части оплаты труда, в связи с упразднением персонального повышающего коэффициента, что значительно уменьшало бы размер их заработной платы. Работники  требовали также «формировать их  заработную плату с учётом северной надбавки и районного коэффициента сверх МРОТ».

 Усмотрев грубые нарушения трудового законодательства со стороны работодателей, Уполномоченный, в соответствии с частью 1 статьи  16  Закона  Иркутской  области  № 69/35-оз  от 7 октября 2009 г.  «Об Уполномоченном по правам человека в Иркутской области»,  подготовил в адрес руководителей перечисленных учреждений Заключения с  рекомендациями о мерах по  восстановлению  нарушенных трудовых прав работников.  Заключения Уполномоченного рассмотрены и удовлетворены. Права работников в данной части восстановлены. Следует подчеркнуть, что действия работодателей и отдела образования Тайшетского района  по отмене персонального повышающего коэффициента были направлены на уменьшение размера заработной платы  низкооплачиваемой категории работников  до   минимальной  заработной  платы,  установленной  в субъекте на 2017 г.  Региональным Соглашением.            

  Далее, в феврале 2017 г. к Уполномоченному обратились  работники муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 12 г. Киренска» с  жалобой по вопросу нарушения права на справедливую оплату труда, так как размер их ежемесячной заработной платы составил 13 123 руб. Заявители указали, что их заработная плата должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

 Учитывая, что с 1 июля 2016 г. МРОТ в Российской Федерации составил 7 500 рублей, оплата труда заявителей, осуществляющих трудовую деятельность на территории Киренского района, приравненного к районам Крайнего Севера, должна была составлять не менее 16 500 руб. Несмотря на принятые Уполномоченным меры помочь заявителям не удалось, в том числе  и в судебном порядке. Это было связано  с изменением Верховным Судом Российской Федерации правоприменительной практики по рассмотрению дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

         Так,  в связи с принятием Верховным Судом РФ Определений от 8 августа 2016 года  № 72-КГ16-4  и от 19 сентября 2016 года  № 51-КГ 16-10, согласно которых право работника, осуществляющего трудовую деятельность в особых климатических условиях, на повышенную оплату труда не может считаться нарушенным  в тех случаях, когда размер его заработной платы с учетом включения в её состав районного коэффициента и процентной надбавки составляет не менее МРОТ, фактически перестали применяться  разъяснения, содержащиеся в Обзоре практики  рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,  утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 года о том, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

 На протяжении 2017 г. Уполномоченным предпринимались меры для разрешения сложившейся ситуации. В ходе встречи с Губернатором Иркутской области, состоявшейся 30 марта 2017 года, Уполномоченным был поставлен вопрос о сохранении гарантий на повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Были направлены письма в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой о принятии  мер на федеральном уровне, в целях  устранения  грубых нарушений трудовых прав граждан.

 Уполномоченный также принял участие, совместно с профсоюзом Иркутской области, в подготовке материалов к судебному заседанию в Конституционном Суде Российской Федерации по делу о проверке конституционности  положений статьи 129, частей 1 и 3 статьи  133, частей 1 - 4 и 11 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш. В частности,  одним из доказательств правоты позиции заявителей суду было представлено экспертное заключение профессорско-преподавательского состава кафедры трудового права юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова («Проблема применения МРОТ в районах Крайнего Севера» Трудовое право в России и за рубежом, 2017, № 2), подготовленного,  в том числе, на основании выводов советника Уполномоченного по правам человека в Иркутской области Э.С. Бондаревой  (Межотраслевые стандарты по трудовому праву и праву социального обеспечения России, Иркутск, 2010).     

 В итоге, 7 декабря 2017 г. Конституционным Судом Российской Федерации была окончательно поставлена точка в споре между работодателями и гражданами, осуществляющими трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по вопросу оплаты труда. Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление, определившее,  что в МРОТ и МЗП субъекта не предполагается включение районного коэффициента и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, тем самым подтвердив правоту доводов Уполномоченного по правам человека в Иркутской области.