Обзоры практики

О.Н. Безрукова - специалист-эксперт

Отдела назначения пенсий с учетом

специального стажа и оценки

пенсионных прав застрахованных лиц 

Отделения ПФР (ГУ) по Иркутской области

 

Обзор практики применения законодательства о досрочном пенсионном обеспечении  работников медицинских учреждений 

 

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1  статьи  27 (Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (далее - закон о трудовых пенсиях)[1] право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения предоставлено лицам, осуществлявшим указанную деятельность не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от достижения ими общеустановленного возраста, предусмотренного действующим пенсионным законодательством (право на трудовую пенсию по старости согласно статье 7 закона о трудовых пенсиях предоставляется мужчинам по достижении возраста 60 лет, жен­щинам - 55 лет).

Норма подпункта 20 пункта 1  статьи  27 не конкретизирует круг лиц, пользу­ющихся правом на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муни­ципальных учреждениях здравоохранения, а также порядок исчисления периодов работы указанных лиц и носит отсылочной характер.

Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 29.10. 2002 г. № 781[2] утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на до­срочное назначение трудовой пенсии по старости ли­цам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в со­ответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Феде­рального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населе­ния в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( далее — Правила от 29.10. 2002 г. и список от 29.10.2002 г.).

Помимо названных нормативно-правовых актов, являющихся основными,  при решении вопросов о праве на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников используется большое количество иных актов, в том числе ведомственных.

В то же время при оценке  пенсионных прав застрахованных лиц за «старые» периоды работы применяются нормативно-правовые акты, действующие в тот период времени, когда протекала трудовая деятельность.

Анализ показывает, что у органов, осу­ществляющих пенсионное обеспечение, в правопри­менительной практике нередко возникают затруднения при определении права на досрочное пенсионное обеспечение по данной категории работников. Нередки  и случаи  судебных разбирательств.

Выявляемые работниками территориальных органов ПФР несоответствия данных, отсутствие необходимых уточняющих  документов  нередко служат поводом для  невозможности включения в стаж на соответствующих видах работ отдельных периодов работы. В результате может возникнуть ситуация, когда у застрахованного лица  стаж на соответствующих видах работ не имеет необходимую продолжительность и право на досрочное пенсионное обеспечение не подтверждается.

Рассмотрим некоторые примеры практики применения территориальными органами ПФР пенсионного законодательства по данной категории застрахованных лиц.

Пример 1.  В досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ необходимой продолжительности было отказано гражданке Ш.

В специальный медицинский стаж не зачтен период работы в должности лаборанта — биохимика с 07.10.1992 г. по 24.01.1997 г., поскольку имеющиеся в деле приказы о тарификации, табелировании, исполнении обязанностей за временно отсутствующих медицинских работников, в связи с нахождением их в отпуске или на больничном листе не являются документами, подтверждающими работу по совместительству в должностях, предусмотренных Списком должностей от 29.10.2002 г.

Пример 2. Гражданке М. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ необходимой продолжительности. Периоды работы М. в физиологическом отделении родильного дома  Медсанчасти ИАПО и отпуска по беременности и родам засчитаны в стаж на соответствующих видах работ (медицинский стаж) в календарном порядке (без применения льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного п.п.б п. 5 Правил от 29.10.2002 г.) , поскольку «физиологическое» отделение не предусмотрено перечнем наименований структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы как год и шесть месяцев и отсутствуют документы, что данное отделение относилось к отделением хирургического профиля (до 01.11.1999 г. с учетом постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П[3]), а отпуск по беременности и родам по своей правовой природе не может рассматриваться как профессиональная деятельность.

Пример 3. Гражданину К. отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.            

Не зачтены в специальный стаж периоды работы:

- с 01.10.1982 г. по 26.08.1987 г. в должности выездного фельдшера станции скорой медицинской помощи, т.к. должность не предусмотрена Списком должностей и не представлены документы, подтверждающие ее отнесение к среднему медицинскому персоналу;

- с 01.04.1992 г. по  28.02.1995 г. в должности фельдшера здравпункта цеха № 8 медико-санитарной службы Производственного объединения «Прогресс» г. Кемерово, т.к. структурное подразделение - медико-санитарная служба не предусмотрено постановлениями Правительства  №№ 464[4], 1066[5], 781.  

Пример 4. Территориальным органом ПФР рассматривался вопрос о возможности применения льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного п.п. б пункта 5 Правил  к периодам работы М. в должности врача-ЛОРа МСЧ г. Байкальска.

На основании представленных документов (копии приказов на совместительство, отчетов о работе лор-кабинета, карт стационарных больных), с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г.  № 2-П к периодам работы М. в должности врача – ЛОРа с 1983 г. по 1987 г., с 1989 г. по 1993 г., с 1997 г. по 31.10.1999 г.  можно применить льготное исчисление стажа (год работы как год и 6 месяцев), поскольку  подтверждается  работа  заявителя в должности врача-хирурга (оперирующий врач-ЛОР) в отделении хирургического профиля (стационар на базе хирургического отделения).

Пример 5. Территориальным органом ПФР рассматривались документы документы гражданки Ш. по вопросу о порядке включения в  стаж медицинской деятельности периода работы в должности врача-стоматолога в медицинской части учреждения К-100  с 11.02.1985 г. по 31.08.1990 г.

Согласно Списку и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, работа в структурных подразделениях   государственных и муниципальных организаций и в должностях, предусмотренных  данным нормативным актом, учитывается в стаж лечебной деятельности.

Учитывая изложенное, период работы Ш. в качестве врача-стоматолога в медчасти  исправительно-трудовой колонии № 10 Кежемского УЛИТУ Красноярского края можно засчитать в стаж на соответствующих видах работ для решения вопроса о праве на досрочное пенсионное обеспечение.

Пример 6. Рассмотрены документы Л. по вопросу о порядке исчисления периодов медицинской деятельности в различных учреждениях здравоохранения Иркутской области  c 13.11.1984 г. до настоящего времени.

Записи о периоде работы в качестве среднего медработника в Иркутской клинической больнице № 1 с 13.11.1984 г. по 19.08.1987 г. внесены в трудовую книжку с нарушением  требований, в связи с чем территориальным органом ПФР предложено администрации больницы в соответствии с действующим законодательством внести изменение в трудовую книжку Л., основанием для которого может служить имеющееся в деле  штатное расписание за 1984 г.

Период работы с 20.08.1987 г. по 29.07.1988 г. в качестве выездного фельдшера  в городской скорой помощи не включен в стаж на соответствующих видах работ, так как учреждения с указанным наименованием нет ни в одном из Списков.

Для включение в стаж на соответствующих видах работ  периода работы в Усть-Янской ЦРБ Республики Саха (Якутия)  с 24.01.1994 г. по 29.07.1995 г. необходимо уточнить наименование должности, так как по записи в трудовой книжке Л. принят на должность заведующего хирургическим отделением, согласно имеющейся в деле уточняющей справке  Л. работал в должности заведующего- врача-хирурга хирургического отделения. Оба документа имеют ссылку на один и тот же приказ. Приказ об увольнении по трудовой книжке не соответствует приказу об увольнении по уточняющей справке. В подтверждении работы в должности врача-хирурга могут служить любые документы (приказы по личному составу, ведомости на выплату заработной платы, личная карточка учета). 

 Кроме того, рекомендовано проверить штатные расписания по периоду работы Л. в Мамско-Чуйской ЦРБ  в должности заведующего хирургическим отделением с 17.12.1999 г. по 25.04.2003 г. и с 01.09.2003 г. по 11.09.2005 г.

 С учетом изложенного может быть решен вопрос о праве Л. на досрочное пенсионное обеспечение в связи с медицинской деятельностью.

 Пример 7. Рассмотрены документы пенсионного дела К. по вопросу о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов медицинской деятельности в Центральной районной больнице Иркутского района и фельдшерско-акушерском пункте Осинской ЦРБ.

Согласно Списку и Правилам от 29.10.2002 г. периоды работы в должностях врачебного и среднего медперсонала в учреждениях, расположенных в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за период до 01.11.1999 г. (с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П) засчитываются в специальный стаж в льготном порядке (один год работы за один год и 3 месяца), после указанной даты — календарно.

Период работы К. в должности заведующей фельдшерским пунктом села Галки ЦРБ Иркутского района с 01.06.1984 до периода оформления дородового декретного отпуска по ребенку рождения 18.02.1988 можно засчитать в специальный стаж.

Продолжительность нахождения в декретном отпуске (дородовом и послеродовом) необходимо рассчитать в соответствии  с постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 № 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию»[6] (56 дней до родов и 56 дней после родов).

Декретный отпуск, отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет учитываются в специальный стаж календарно. Дополнительный отпуск по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет и курсы повышения квалификации — на общих основаниях.

С 10.11.1997 К. приказом временно переведена заведующей Русско-Янгутским ФАПом. Рекомендовано уточнить, на какой период осуществлялся перевод на  должность «заведующая» или наличие приказа о переводе в медицинские сестры.

С учетом изложенного права на досрочное пенсионное обеспечение  в связи с медицинской деятельностью К. на 06.10.2005 не имеется.

Пример 8.     Рассмотрены проекты документов ГУЗ «Иркутская областная клиническая  больница», направленные  для решения вопроса о праве на льготное исчисление в полуторном размере  периодов работы медицинских работников Центра гравитационной  хирургии  крови  ИОКБ.

В соответствии с действующим законодательством лицам, работавшим полный рабочий день в структурных  подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ № 781, год работы засчитывается в  стаж работы, дающий право на досрочное установление пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, как год и 6 месяцев.

Таким образом, вопрос о праве на льготное исчисление медицинского стажа может быть решен при документальном подтверждении учреждением занятости  работников Центра в должностях и структурных подразделениях, поименованных указанным  Перечнем. 

Оценка планируемых организационно-штатных мероприятий, включая установление  тождественности  функций, выполняемых работниками различных структурных подразделений, в компетенцию органов ПФР не входит. Эти  вопросы решаются  учреждением  в соответствии с действующим законодательством  по согласовании с вышестоящим органом.

Несмотря на то, что некоторые проблемные вопросы, связанные с досрочным пенсионным обеспечением решаются на уровне Пенсионного фонда РФ и даже на уровне правительства РФ, ежедневная практика свидетельствует о сложности правоприменения законодательства в данной сфере.

Решение о зачете (не зачете) в стаж на соответствующих видах работ того или иного периода принимается в каждом конкретном случае на основании имеющихся документов.

Кроме того многие ситуация носят оценочный характер, что требует большой тщательности и ответственности работников органов, осуществляющих пенсионное обеспечения.

 


[1] О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2001. 52. Ст. 4920.

[2] О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации:  Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. 781// Собр. законодательства РФ.  2002. 44. Ст. 4393

[3] По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан: Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П // Собр. законодательства РФ. 2004. № 6. Ст. 450.

[4] Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет: Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г464 //  Гарант : справочно-правовая система.

[5] Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения: Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066 // Собр. законодательства РФ. 1999. 40. Ст. 4856.

[6] О пособиях по государственному социальному страхованию: Постановление СМ СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г.  191// Собрание Постановлений Правительства СССР. 1984. 8. Ст. 46.