Обзоры практики

И.А. Мельников - Прокурор Иркутской области,

государственный советник юстиции 2 класса  

 

Обзор положительного опыта прокуратуры г. Иркутска по организации надзора за исполнением градостроительного законодательства

 

 

Расширение строительства нового жилья и объектов массового пребывания людей делает особенно значимой роль как государственного строительного надзора, так и органов прокуратуры в обеспечении безопасной эксплуатации таких объектов в последующем, предотвращении гибели людей при возможных чрезвычайных ситуациях, связанных с нарушениями градостроительных норм в процессе строительства. В органы прокуратуры ежемесячно поступает значительное число обоснованных обращений и жалоб граждан, особенно жителей г. Иркутска, о незаконном строительстве объектов.

В связи с чем, особое внимание этому вопросу уделяется прокуратурой г. Иркутска и районными прокуратурами областного центра.

С учетом анализа состояния законности в сфере градостроительства на поднадзорной территории, распоряжением прокурора города Иркутска №17р от 15.04.2008 создана постоянно действующая межведомственная рабочая группа, в которую по согласованию вошли представители администрации города, Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, территориального отдела по г. Иркутску Роснедвижимости по Иркутской области, УФРС по Иркутской области, ОГПН по г. Иркутску, УВД по г. Иркутску и районные прокуроры города.

В мае 2007 года прокуратурой г. Иркутска проведен семинар с помощниками районных прокуратур, с участием контролирующих органов, разработана методика проверок соблюдения градостроительного законодательства при строительстве многоквартирных жилых домов.

Прокуратурой г. Иркутска налажено деловое взаимодействие со всеми контролирующими и надзорными органами, совместно с ними проводятся проверки как по жалобам граждан, так и по плану работы постоянно действующей межведомственной рабочей группой по вопросам пресечения нарушений при осуществлении строительства на территории г. Иркутска.

Исходя из сложившейся практики, прокуратурой города определены приоритетные направления надзора, а также выделены следующие основные нарушения законности при строительстве, требующие прокурорского вмешательства:

1.Нарушения при издании органами местного самоуправления нормативных правовых актов, ненормативных актов по земельным вопросам, в сфере градостроительства, а равно в деятельности администрации.

2.Нарушения, допускаемые застройщиками:

- начало строительства объектов до получения разрешения на строительство, а в ряде случаев в отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок;

-   приобретение застройщиками жилых домов в частном секторе, после чего оформление права собственности на земельный участок в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ, т.е. под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома. Впоследствии, после прохождения процедуры проведения публичных слушаний, изменение вида разрешенного использования такого земельного участка, например, «под строительство группы жилых домов»;

-     заселение жилых домов, не введенных в эксплуатацию;

-  нарушения прав и законных интересов граждан – участников долевого строительства (осуществление строительства в отсутствие разрешения на строительство, нарушение строительных норм и правил при организации строительства, строительство на земельном участке, не предоставленном под эти цели). По результатам проведенных проверок соблюдения прав граждан – участников долевого строительства органами прокуратуры г. Иркутска внесено 18 представлений об устранении нарушений законодательства, объявлено 7 предостережений о недопустимости нарушения закона, по постановлениям прокурора привлечено к административной ответственности 5 лиц, из них 1 по ст.7.1 КоАП РФ за самовольное занятие земельного участка при осуществлении строительства, 4 – по ст.9.5 КоАП РФ за осуществление строительства без разрешения, эксплуатацию объектов без разрешения на ввод в эксплуатацию, направлено в суд 6 исковых заявлений о приостановлении строительных работ до получения разрешения на строительство при угрозе безопасности граждан, сносе самовольно возведенных строений.

Для своевременного выявления фактов начала строительства по поручению рабочей группы практикуются объезды территорий. Так, например, помощником прокурора Куйбышевского района г. Иркутска во время объезда территории совместно с представителем Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора по Иркутской области выявлено 4 объекта самовольного строительства. Приняты меры прокурорского реагирования.

Кроме того, на заседании рабочей группы заслушиваются застройщики по наиболее проблемным объектам строительства, им разъясняется законодательство, предъявляются требования об устранении нарушений закона. Принимаемые меры берутся на контроль.

Всего в 2008 г. проведено 6 заседаний рабочей группы, с выездом на место в составе рабочей группы проверено исполнение законодательства на 21 объекте строительства, по результатам проведенных проверок внесено 19 представлений, предостережено 12 должностных лиц, направлено в суд 3 исковых заявления, к административной ответственности по возбужденным прокурором делам привлечено 6 виновных лиц. В результате вмешательства прокуроров приостановлено строительство 5 объектов (административные здания).

 

В ходе проводимых проверок прокуратурой города дается комплексная оценка всем выявленным нарушениям, материалы направляются в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц. По результатам доследственных проверок возбуждено и расследуется 3 уголовных дела:

1)В декабре 2007 г. прокуратурой города установлен факт незаконного приобретения права собственности на земельный участок. Установлено, что юридическое лицо приобрело по договору купли-продажи деревянный жилой дом и обратилось в КУМИ г. Иркутска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность под эксплуатацию существующего жилого дома в порядке ст. 36 ЗК РФ. До принятия решения о предоставлении земельного участка данным юридическим лицом жилой дом снесен, начато строительство административного здания. Поскольку администрация города была введена умышленно в заблуждение при решении вопроса о предоставлении земельного участка, муниципальному образованию причинен ущерб свыше 6 млн. руб., прокуратурой города по итогам проверки подготовлено и направлено в правоохранительные органы постановление об уголовном преследовании. В отношении должностных лиц виновного юридического лица возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ.

2)31.01.2008 прокуратурой города при проверке законности принятого правового решения по заявлению участников долевого строительства жилого (заявление, поступившее в прокуратуру города и материалы общенадзорной проверки, были направлены в УВД г. Иркутска и находилось на контроле прокуратуры города) отменено постановление об отказе в возбуждения уголовного дела и материалы проверки направлены начальнику СУ при УВД по г. Иркутску для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам рассмотрения постановления прокуратуры возбуждено уголовное дело по факту покушения на хищение путем обмана имущества жильцов индивидуального 6-ти этажного жилого дома по признакам преступления, предусмотренного по ч.3 ст. 30 ст. 159 ч.4 УК РФ (гражданин пытался зарегистрировать в УФРС по Иркутской области право собственности на многоквартирный жилой дом, построенный с участием граждан-дольщиков в единоличную собственность, изменив технический паспорт на дом и не представив договоры).

3)Прокуратурой Кировского района г. Иркутска выявлен факт самовольного строительства в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок. Прокурором района вынесено постановление о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по ст. 330 УК РФ, по результатам рассмотрения которого 12.05.2008 возбуждено уголовное дело по ст. 330 УК РФ.

 

Прокуратурой г. Иркутска в 2008 году в средствах массовой информации размещено 3 публикации, в которых одновременно с освещением результатов прокурорских проверок гражданам разъяснены требования градостроительного законодательства,  права инвесторов, предусмотренные Федеральным законом № 214-ФЗ; предоставлена информация  при наличии каких документов строительство будет законным.

Всего горрайпрокурорами в сфере исполнения законодательства при осуществлении строительства на территории г. Иркутска в 2008 г. выявлено 128 нарушений, по результатам проведенных проверок внесено 41 представление, должностным лицам объявлено 24 предостережения, 21 лицо привлечено к административной ответственности, в суд направлено 6 исковых заявлений в защиту прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального  образования, возбуждено 3 уголовных дела.

            Предлагаю использовать положительный опыт прокуратуры г.Иркутска для эффективной организации надзора за исполнением градостроительного законодательства на территории Иркутской области.