Обзоры практики

А.А. Некрасов - Заместитель прокурора

Иркутской области, советник юстиции

 

 

О Б З О Р

практики прокурорского надзора за законностью муниципальных

правовых актов в Иркутской области за 2008 год

 

Прокуратурой области проанализирована практика прокурорского надзора в сфере муниципального нормотворчества за 2008 год.

Всего за 2008 год горрайпрокурорами выявлен и оспорен 3181 незаконный правовой акт органов местного самоуправления (в 2007 году – 2712), на которые принесено 2502 протеста (в 2007 году – 2173), внесено 533 представления (в 2007 году – 378), направлено 240 заявлений в суд (в 2007 году – 482).

В первую очередь, в связи с постоянным совершенствованием федерального законодательства в противоречие с ним приходит множество норм Уставов муниципальных образований. В прошедшем году были оспорены уставы всех 474 муниципальных образований области.

Отсутствие полного перечня вопросов местного значения поселения и полномочий органов местного самоуправления выявлено прокурорами Киренского, Куйтунского, Слюдянского районов, Нижнеудинским межрайонным и др.

Прокурором Иркутского района установлено, что в уставах 10 муниципальных образований района на уровне поселений, в нарушение ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), не предусмотрены полномочия по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Повсеместно горрайпрокурорами приняты меры к приведению уставов в соответствие с законом в связи с неурегулированностью порядка исполнения полномочий мэра как главы муниципального образования в период его временного отсутствия.

Нарушение ч.2 ст.23 Федерального закона № 131-ФЗ – отсутствие установленных сроков назначения муниципальных выборов выявлено прокурорами в уставах муниципальных образований Нукутского, Баяндаевского, Усть–Илимского, Боханского, Нижнеудинского, Зиминского, Нижнеилимского, Куйтунского районов, городов Братска, Черемхово.

В уставах муниципальных образований Нукутского, Баяндаевского, Усть-Илимского, Боханского, Зиминского районов не была установлена избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов.

В уставах муниципальных образований Усть-Илимского, Боханского, Нижнеудинского, Осинского, Зиминского, Тулунского, Нижнеилимского, Куйтунского районов выявлены нарушения порядка назначения и проведения местного референдума.

В уставах муниципальных образований Нукутского, Баяндаевского, Усть-Илимского, Нижнеудинского, Зиминского, Тулунского, Аларского районов предусмотрено, что муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты, акции) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом. Данное положение противоречит требованиям ст.14 нового Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ, в которой определен круг запретов, связанных с муниципальной службой, и не предусмотрена вышеуказанная обязанность муниципального служащего.

Не соответствует требованиям Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закрепленная в Уставах муниципальных образований Бодайбинского, Осинского, Нукутского и др. районов норма о том, что порядок и сроки рассмотрения поступивших в органы местного самоуправления обращений граждан устанавливаются законами области (округа) и принимаемыми в соответствии с ними нормативным правовым актом Думы поселения, тогда как в статье 32 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» закреплено прямое указание на то, что обращения граждан органами местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные названным выше федеральным законом.

Прокурорами Баяндаевского, Казачинско-Ленского районов по фактам нарушения органами местного самоуправления требований ст.44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 3 ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в части нарушения срока направления на регистрацию в органы юстиции изменений в Уставы муниципальных образований, внесены представления главам муниципальных образований.

Анализ результатов надзорной деятельности органов прокуратуры области свидетельствует о том, что повсеместно органами местного самоуправления не исполняются требования ст.5 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» о необходимости своевременного представления в орган юстиции сведений об официальном опубликовании муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований. По данным фактам горрайпрокурорами внесено 229 представлений, должностным лицам органов местного самоуправления объявлено 53 предостережения о недопустимости нарушений закона, направлено в суд 2 заявления о признании действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными, возбуждено 2 производства об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ.

Анализ докладных записок горрайпрокуроров свидетельствует о том, что больше всего нарушений допускалось при издании органами местного самоуправления нормативных правовых актов в сфере экономики.

            Распространены нарушения закона при принятии органами местного самоуправления нормативных правовых актов в области бюджетных правоотношений.

По различным основаниям горрайпрокурорами оспорено 108 решений о бюджетах на 2008 год и внесении изменений в них.

Так, прокурором Заларинского района опротестовано 15 решений представительных органов муниципальных образований района о бюджете, в которых, в нарушение ст.ст.61, 62 и др. Бюджетного кодекса РФ, не отражены отчисления от государственной пошлины за совершение нотариальных действий в размере 100%, доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений; доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, установлены по нормативу 50% вместо 100% и др. По аналогичным основаниям прокурором Боханского района опротестовано решение о бюджете муниципального образования «Боханский район».

Зиминским межрайонным прокурором внесены представления в адрес глав 13 сельских поселений района об устранении нарушений закона, допущенных при принятии местных бюджетов на 2008 год, в соответствии с которыми бюджеты, в нарушение ст.92 БК РФ, утверждены с дефицитом, превышающем 10%. По аналогичным основаниям прокурором Балаганского района опротестовано 9 решений о бюджете района и всех поселений, прокурором г.Бодайбо – 5 решений поселений, прокурором Казачинско-Ленского района – 7 решений поселений.

Прокурором г.Ангарска опротестованы решения о внесении изменений в бюджеты Мегетского и Савватеевского муниципальных образований, которыми были установлены расходы, превышающие доходы, однако дефицит бюджета и источники его финансирования предусмотрены не были. Протесты удовлетворены, в решения внесены изменения.

Прокурором Нукутского района принесено 10 протестов на решения представительных органов поселений в части невключения в бюджет расходов на проведение муниципальных выборов. Протесты удовлетворены.

Прокурором Аларского района опротестовано 17 постановлений главы района, которыми, в нарушение компетенции и принципа самостоятельности муниципальных образований, утверждались отчеты об исполнении бюджетов поселений за 2007 год.

Этим же прокурором установлено, что в нарушение ч.5 ст.264.2 Бюджетного кодекса РФ, в семи муниципальных образованиях района  отчет об исполнении местного бюджета за 9 месяцев 2008 года утвержден представительными органами местного самоуправления. Прокурором принесено 7 протестов.

Прокурором Чунского района внесены представления в адрес глав Чунского района, Лесогороского и Бунбуйского поселений об устранении нарушений ст.ст.5,12, 242 БК РФ при внесении изменений в бюджеты 2007 года, поскольку действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления права вносить изменения в решение представительного органа о бюджете по истечении финансового года, на который был принят данный бюджет.

Горрайпрокурорами продолжали выявляться Положения о порядке расходования средств резервных фондов, противоречащие ст.81 БК РФ, поскольку порядок расходования средств резервного фонда с 1 января 2008 года должен быть утвержден не представительным органом, а местной администрацией. Прокурорами г.Ангарска, Слюдянского, Мамско-Чуйского, Качугского, Баяндаевского районов, Усть-Илимским, Тулунским, Нижнеудинским межрайонными прокурорами и др. оспорено 35 таких решений.

В связи с изменениями, внесенными в бюджетное законодательство Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в муниципальных образованиях пришли в противоречие с ним. Прокурорами г.Усть-Кута, Баяндаевского, Эхирит-Булагатского и др. опротестовано 46 решений представительных органов об утверждении таких Положений. В нарушение ст.185 БК РФ Положения предусматривали, что проект решения о бюджете вносится на рассмотрение в представительный орган до 1 декабря текущего года; в нарушение БК РФ к полномочиям Думы были отнесены вопросы установления порядка расходования средств целевых бюджетных фондов, а к полномочиям администрации, в нарушение ст.76, 77 БК РФ – утверждение порядка предоставления кредитов юридическим лицам и т.д.

            Выявлены незаконные нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие порядок прохождения муниципальной службы.  

            Тайшетским межрайонным прокурором оспорены 10 постановлений глав муниципальных образований, устанавливающих квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы.

Прокурорами г.Усть-Кута, Баяндаевского района и др. принесены протесты на постановления, распоряжения глав муниципальных образований, которые, в нарушение ч.2 ст.22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», превысили свои должностные полномочия, определив самостоятельно размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, а не представительным органом, как требует закон.           

Прокурором Чунского района принесен протест на решение Думы Бунбуйского МО «Об утверждении Положения о прохождении муниципальной службы в администрации Бунбуйского МО», которым стаж муниципальной службы или стаж работы по специальности определен в нарушение требований ст.5 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области».

Прокурором г.Ангарска опротестовано постановление главы Мегетского муниципального образования, которым утверждено Положение о ротации сотрудников администрации. Постановление противоречит Трудовому кодексу РФ, ФЗ «О муниципальной службе», поскольку в положении предусмотрена процедура перевода работников в связи с производственной необходимостью.

             Опротестовано постановление главы г.Ангарска, расширяющее полномочия муниципальных служащих по регистрационным действиям в жилых помещениях всего жилищного фонда, поскольку принято в нарушение Постановления Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

Прокурорами выявлено 129 незаконных нормативно-правовых актов, устанавливающих дополнительные административные барьеры,  ограничивающих права предпринимателей.

Значительное количество незаконных правовых актов оспорено в сфере организации на территории муниципальных образований торговли. При принятии таких правовых актов органами местного самоуправления г.г.Бодайбо, Саянска, Черемхово,  Усть-Кутского, Нижнеудинского поселений, Нижнеудинского, Осинкого районов и др. на субъектов предпринимательства необоснованно возлагалась обязанность получения в администрации муниципального образования непредусмотренного законодательством разрешения на право торговли, зачастую с взиманием платы за его выдачу.

Постановлением главы администрации Голуметского сельского поселения «Об организации торговли школьно-письменными принадлежностями в новом учебном году» руководителям торговых предприятий всех форм собственности предписано «обеспечить расширенные продажи товаров школьно - письменного направления к новому учебному году и других товаров». В данном случае допущено нарушение свободы экономической деятельности предпринимателей, поскольку органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц путем дачи указаний, какими именно видами товаров следует осуществлять торговлю. На незаконное постановление прокурором г.Черемхово принесен протест.

Решением Думы Узколугского муниципального образования на продавцов, осуществляющих мелкорозничную торговлю, возложена  непредусмотренная законодательством обязанность получения свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход. Прокурором г.Черемхово на данное решение принесен протест.

При проведении в свете Указа Президента РФ от 15.05.2008 № 797 ревизии действующих муниципальных правовых актов прокурором Нижнеилимского района выявлено незаконное решение Думы Рудногорского поселения «Об утверждении Порядка оформления и размещения субъектов потребительского рынка и бытовых услуг», в соответствии с которым хозяйствующие субъекты могли реализовать свое право на размещение мелкорозничной торговой сети только при получении характеристики  в органах местного самоуправления. Поскольку нормы Порядка создавали необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, создавали дополнительные административные барьеры для входа на рынок, что могло привести к ограничению конкуренции, прокурором принесен протест.

Тулунским межрайонным прокурором путем внесения представления оспорено постановление мэра г.Тулуна об утверждении Порядка предоставления земельных участков на территории города, которым, в нарушение ст.36 Земельного кодекса РФ, приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, и на котором расположены здания, строения, сооружения», предусматривалось предоставление учредительных документов и справки налогового органа об отсутствии у юридического лица задолженности по уплате налогов, поступающих в городской бюджет.

Прокурорами Боханского, Эхирит – Булагатского, Аларского районов  опротестованы нормативно – правовые акты, обязывающие предпринимателей безвозмездно  предоставлять  автотранспорт для вывоза  бытовых отходов, подвоза воды,  лесоматериалов и т.д.

            Тайшетским межрайонным прокурором  опротестовано постановление главы городского поселения, в соответствии с которым  все предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки, обязаны были проходить предрейсовый  и послерейсовый осмотр водителей  в МУП «Автобаза». 

Прокурором Балаганского района принесен протест на принятое в превышением полномочий распоряжение мэра Балаганского района, согласно которому орган местного самоуправления осуществляет проверки предпринимательской деятельности на предмет соблюдения предпринимателями законодательства о противопожарной безопасности, земельного и трудового законодательства, охраны труда. Положения данного распоряжения устанавливают дополнительные административные ограничения при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат федеральному законодательству, регулирующему деятельность Государственной инспекции по труду Иркутской области, Госпожнадзора, Управления Роснедвижимости по Иркутской области других федеральных и областных контролирующих органов.

Прокурором Слюдянского района в судебном порядке оспорено постановление главы Байкальского городского поселения о размещении наружной рекламы на территории поселения, которым, в нарушение Федерального закона «О рекламе», не только допущено вмешательство в деятельность органов местного самоуправления Слюдянского района, но и предусмотрены дополнительные ограничения для предпринимателей, планирующих получить разрешение на установку рекламной конструкции, а именно – требовалось разрешение на распространение наружной рекламы. 

Прокуроры принимали меры к приведению в соответствие с федеральным законодательством правовых актов, регулирующих вопросы распоряжения муниципальной собственностью. 

Заявительный характер предоставления муниципального имущества в аренду и безвозмездное пользование без проведения конкурсов и аукционов, в нарушение ст.17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», был предусмотрен решениями представительных органов Невонского, Железнодорожного поселений, Усть-Илимского района. По представлениям Усть-Илимского межрайонного прокурора органами местного самоуправления приняты меры к приведению правовых актов в соответствие с законом.

Только по требованиям горрайпрокуроров органами местного самоуправления были приняты меры к приведению нормативных правовых актов, регламентирующих порядок аренды и приватизации муниципального недвижимого имущества, в соответствие с Федеральным законом № 159-ФЗ от 22.07.2008 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С целью устранения выявленных нарушений горрайпрокурорами внесено 8 представлений, 22 должностных лица предостережены о недопустимости нарушений закона, на незаконные нормы правовых актов принесено 24 протеста.

В ряде муниципальных образований прокурорами выявлены незаконные правовые акты в сфере реализации национального проекта «Жилище».

Так, в нарушение требований ст.2 Жилищного кодекса РФ, п.6 Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утв. Постановлением Правительства Российской федерации от 17.09.2001 № 675 «О федеральной целевой программе  «Жилище» на 2002-2010 годы», Приложения к Приказу Министерства Регионального развития РФ от 13.06.2007 № 48 «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2007 года и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2007 года» постановлением главы МО «Аларский район» установлен норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в 12 954 рублей, что превышало среднерыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья по Усть-Ордынскому Бурятскому округу.

Прокурором Эхирит-Булагатского района опротестовано 6 решений представительных органов муниципальных образований, которыми с нарушением требований ч.5 ст.50 Жилищного кодекса РФ установлена учетная норма площади жилого помещения в размере, превышающем размер нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

            Принесен протест на решение думы муниципального образования «Боханский район» «Об утверждении районной социальной программы «Молодым семьям  доступное жилье на 2008-2019 годы». Так, положениями указанной программы не были учтены изменения, внесенные в акты Правительства РФ по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодым семей. В частности, изменения касались возраста супругов (до 35 лет) и перечня документов, которые должна подать молодая семья в орган местного самоуправления для участия в подпрограмме.

Незаконные нормативно-правовые акты выявлялись горрайпрокурорами и в иных сферах, зачастую вторгаясь при этом в компетенцию органов государственной власти или органов местного самоуправления иных муниципальных образований.

            Так, по протесту прокурора Боханского района внесены изменения в решение Думы  муниципального образования «Боханский район» «Об утверждении тарифов на медицинские услуги, предоставляемые МУЗ «Боханская ЦРБ» в части установления платы за проведение анализов на ВИЧ-инфекции.        

            На территории ряда муниципальных образований не были определены границы территорий, на которых не допускается проведение публичных мероприятий в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004г. № 54-ФЗ «О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Для устранения выявленных нарушений прокурорами в адрес глав муниципальных образований внесено 46 представлений.

            Прокурорами Нукутского, Аларского, Нукутского районов, Тайшетским, Зиминским, Усть-Илимским межрайонными и др. опротестовано 39 решений представительных органов об утверждении Положений «О порядке рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления», принятых с превышением предоставленных полномочий в нарушение требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами, Федеральными законами. Органам местного самоуправления право регулировать вопросы, связанные с рассмотрением обращений граждан, законом не предоставлено.

Прокурором Заларинского района опротестовано распоряжение главы района, которым комитету по управлению муниципальным имуществом поручалось приобретение автомобиля, что противоречит требованиям Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

            Прокурором Нижнеилимского района опротестовано 5 решений представительных органов поселений, которыми утверждались Положения об администрациях поселений, поскольку, в нарушение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям администрации относились полномочия Думы (например, утверждение генеральных планов поселений, правил застройки) либо района (по сохранности архивных фондов), устанавливался 3-дневный срок подписания главой администрации принятых повторно решений Думы (вместо 7 дней) и др.

При издании нормативно-правовых актов органами местного самоуправления допущены нарушения законодательства о воинской обязанности и военной службе. По протестам прокуроров Аларского, Боханского районов отменены постановления глав муниципальных образований «Об организации призыва на военную службу граждан». Согласно ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998, п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах решением высшего должностного лица субъекта РФ по представлению военного комиссара субъекта РФ. Полномочий принимать правовые акты в данной сфере органам местного самоуправления не предоставлено.

            Прокурором Аларского района принесено 8 протестов на постановления глав администраций в сфере охраны лесов и обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов. По результатам рассмотрения незаконные правовые акты приведены в соответствие с действующим законодательством. Основаниями оспаривания послужили допущенные при их издании нарушения норм Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О пожарной безопасности»: постановлениями были предусмотрены обязанности сельскохозяйственных организаций по предоставлению транспорта, ГСМ в целях осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов противопожарной безопасности населенных пунктов, материального обеспечения добровольных пожарных дружин, т.е. допущено вмешательство в хозяйственную деятельность юридических лиц. Кроме того, в 4 постановлениях депутатам представительных органов местного самоуправления, руководителям сельскохозяйственных бригад, старостам и председателям уличных комитетов были предоставлены полномочия по составлению административных протоколов с дальнейшим их направлением на рассмотрение административных комиссий муниципальных образований поселений. Федеральным и региональным законодательством об административных правонарушениях указанным лицам не предоставлено право по составлению административных протоколов, также незаконным является и создание административных комиссий органами местного самоуправления поселений.

Решения органов местного самоуправления, определяющие порядок формирования административных комиссий, отменены по протестам прокуроров Нижнеилимского, Баяндаевского районов, как противоречащие ст.72 Конституции РФ, Закону области «Об административных комиссиях в Иркутской области» от 12.11.2007 № 99-оз и др.

Постановлением главы администрации муниципального образования «Могоенок», предусматривающим мероприятия по осуществлению санитарной очистке и благоустройству населенных пунктов, была установлена административная ответственность за нарушение санитарного и природоохранного законодательства, в том числе за организацию самовольных свалок отходов и мусора в береговых зонах озер и водоемов в черте населенных пунктах и зеленой зоне, в виде штрафа в размере от 100 до 1000 рублей. В то же время действующим законодательством, в том числе Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», не предусмотрено полномочий органов местного самоуправления по принятию правовых актов, содержащих нормы административного, административно-процессуального законодательства.

По протесту прокурора г.Ангарска отменено постановление главы Мегетского городского поселения, которым определены территории, прилегающие к местам источников повышенной опасности, как принятое с превышением предоставленных полномочий. В соответствии со ст. 16 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» постановлением администрации Иркутской области от 10.06.2008г. № 152-па «О лицензировании и декларировании продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области» определение прилегающих территорий осуществляется органами местного самоуправления только городских округов и муниципальных районов.

В 2008 году имелся факт неисполнения решения суда по заявлению прокурора о незаконности нормативных правовых актов. Так, Уставы МО «Русские Янгуты», «Обуса», «Каха-Онгойское» в соответствии с решениями Осинского районного суда от 15.02.2008 по заявлениям прокурора были признаны противоречащими федеральному законодательству. Внесенные изменения и дополнения направлены в органы юстиции на регистрацию, однако возвращены в связи с необходимостью внесения исправлений в заявления о регистрации. В связи с фактическим неисполнением судебных решений по ходатайству прокурора судом выданы исполнительные листы, которые только 10.12.2008г. направлены на исполнение в ОССП по Осинскому району. Это свидетельствует о том, что прокурор Осинского района ненадлежаще контролировал исполнение решения суда, что недопустимо.

            Кроме этого, несмотря на значительное количество оспоренных прокурорами муниципальных правовых актов, по результатам рассмотрения представлений прокуроров за некачественную подготовку их проектов, наказано в дисциплинарном порядке лишь 13 должностных лиц органов местного самоуправления.

            Учитывая масштабность допущенных в сфере муниципального нормотворчества нарушений, которые во многом являются следствием ненадлежащей работы юридических и иных служб аппаратов исполнительных и представительных органов местного самоуправления, необходимо активнее инициировать вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Увеличение количества выявляемых незаконных правовых актов органов местного самоуправления не должно приводить к снижению качества работы органов прокуратуры в данной сфере. Например, прокурором Аларского района в 2008 году оспорено значительное количество незаконных актов органов местного самоуправления - 217. Однако из проанализированных прокуратурой области почти 100 этих актов и документов прокурорского реагирования на них, в 18 случаях установлены факты некачественной проверки правовых актов. Так, не все незаконные нормы правового акта оспаривались прокурором; зачастую в резолютивной части протестов содержались требования о приведении в соответствие с действующим законодательством либо об отмене оспариваемых правовых актов в целом, несмотря на то, что оспаривался один или несколько незаконных пунктов. Изложенное выше свидетельствует о ненадлежащем изучении прокуратурой оспариваемых правовых актов органов местного самоуправления и требований законодательства, в результате чего в удовлетворении ряда протестов и заявлений в суд было отказано. 

Оценивая состояние прокурорского надзора в сфере муниципального нормотворчества, необходимо также отметить, что в 2008 году имели место нарушения п.2.2. приказа Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и местного самоуправления», п.4.2. приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и  свобод человека и гражданина». Данные пункты приказов обязывают прокуроров реагировать на все факты принятия незаконных правовых актов путем принесения протестов. И только в случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора (отклонение протеста) или затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом – прокурор должен обратиться с заявлением в суд.

Одновременно обращаем Ваше внимание, что 17.12.2008 принят Закон области № 122-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области», который вступил в силу с 01.01.2009. В связи с этим в текущем году необходимо проверить на соответствие данному Закону уставы муниципальных образований и иные правовые акты органов местного самоуправления по данному вопросу.

Кроме этого, в связи с недавними изменениями федерального законодательства необходимо обратить внимание на приведение муниципальной нормативной правовой базы в соответствие с Бюджетным, Земельным кодексами Российской Федерации, Федеральными законами «О ветеранах», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации», «О минимальном размере оплаты труда», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Законом Российской Федерации «Об образовании»  и др.

На основании изложенного, предлагаю:

- вышеизложенную информацию использовать в дальнейшей работе, в том числе при проведении проверки нормативных правовых актов органов местного самоуправления, изданных в 2007-2008г.г. (задание прокуратуры области от 13.02.2009 № 7-26-09);

- принять дополнительные меры к устранению указанных недостатков в организации надзора; при проверке муниципальных нормативных правовых актов, длительное время не приводящихся в соответствие с федеральным законодательством, проводить анализ причин и условий, способствующих нарушениям закона, вносить в органы местного самоуправления представления с постановкой вопросов о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц;

- усилить контроль за исполнением судебных решений о признании противоречащими федеральному законодательству муниципальных нормативных правовых актов. В случаях непринятия в установленные сроки мер по приведению нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством безотлагательно принимать меры к установлению в судебном порядке факта неисполнения данных решений, инициировать вопрос о применении к должностным лицам ответственности в виде отрешения от должности или о роспуске представительного органа;

- обеспечить качественную проверку правовых актов органов местного самоуправления и подготовку документов прокурорского реагирования на них;

- копии документов прокурорского реагирования направлять в прокуратуру области.