Обзоры практики

А.А. Некрасов - Заместитель прокурора

Иркутской области, советник юстиции

 

Обзор практики по результатам проверки исполнения законодательства о соблюдении

прав субъектов малого и среднего предпринимательства

 

           Прокуратурой области обобщены результаты проверки исполнения Федерального закона № 159-ФЗ от 22.07.2008 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 159-ФЗ).

Анализ представленных горрайпрокурорами докладных записок свидетельствует, что данная проверка проведена на крайне низком уровне. При подготовке к проведению проверки Федеральный закон № 159-ФЗ и задание о проведении проверки, которое фактически является методикой ее проведения, были изучены ненадлежаще. Это привело к тому, что не все подлежащие выяснению вопросы нашли отражение в докладных записках. Зачастую горрайпрокуроры ограничились лишь констатацией каких-либо сведений, представленных органами местного самоуправления, не дав им при этом никакой правовой оценки. Соответственно, эффективность проверки практически равна нулю.   

В связи с изложенным, полагаем необходимым акцентировать Ваше внимание на следующем.

1. Поскольку в Иркутской области не приняты законы, устанавливающие предельные значения площади арендуемого имущества и порядок рассрочки внесения платежей, субъекты малого и среднего бизнеса в настоящее время не могут воспользоваться преимущественным правом покупки арендуемого имущества, которое предусмотрено статьей 3 Федерального закона № 159-ФЗ. В связи с этим, с целью недопущения нарушения прав предпринимателей, органы местного самоуправления не должны выставлять на торги или принимать меры по снятию с торгов объектов недвижимого имущества, включенного в план приватизации муниципального имущества на 2008 год, которое находится в аренде у субъектов малого и среднего бизнеса.

Однако только прокурорами г.г.Братска, Усолье-Сибирское, Саянска, Зиминским и Усть-Илимским межрайонными проведена проверка в данной части. Остальными горрайпрокурорами оценка законности действий органов местного самоуправления при приватизации муниципального имущества, которое находится в аренде у предпринимателей, не дана. В докладных записках отсутствует информация о том, приняты ли органами местного самоуправления на 2008 год прогнозный план (программа) приватизации объектов муниципальной собственности; как он фактически реализуется; какие меры принимаются прокуратурой по недопущению нарушений прав предпринимателей по реализации в процессе приватизации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Например, прокуратура Нижнеилимского района ограничилась констатацией факта, что в прогнозный план приватизации на 2008 год включено 13 объектов муниципальной собственности, находящихся в аренде у  предпринимателей. Однако, не нарушаются ли права субъектов малого и среднего предпринимательства при продаже указанного имущества, учитывая требования Федерального закона № 159-ФЗ, в докладной не отражено.

Прокурором Куйтунского района в докладной записке указано, что права арендаторов на преимущественное приобретение арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом № 159-ФЗ, соблюдены. Вместе с тем, как указано выше, пока не принят Закон области о предельных размерах выкупаемого имущества, соответственно, приобретение предпринимателями арендуемого имущества невозможно. Поэтому непонятно, как органами местного самоуправления Куйтунского района соблюдены права арендаторов, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства - путем снятия с продажи указанных объектов либо путем предоставления предпринимателям преимущественного права на приобретение имущества в отсутствие закона Иркутской области, устанавливающего предельные размеры арендуемого помещения (что в последнем случае будет незаконным).  

В соответствии со ст.6 Федерального закона №159-ФЗ сделки по приватизации государственного или муниципального имущества и иные сделки, направленные на возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества и совершенные с нарушением требований, установленных названным законом, ничтожны.

В связи с этим в ходе ежеквартальных проверок исполнения требований Федерального закона № 159-ФЗ необходимо принимать неотложные меры по недопущению выставления на торги имущества, находящегося в аренде субъектов малого и среднего предпринимательства. Поставить на контроль продажу муниципального недвижимого имущества. Во всех случаях продажи муниципального имущества после вступления в силу Федерального закона № 159-ФЗ, давать оценку законности заключенных договоров.

2. В ходе проверки необходимо было проверить на соответствие Федеральному закону № 159-ФЗ деятельность не только органов местного самоуправления, но и муниципальных унитарных предприятий при отчуждении ими муниципального имущества. Однако ни одним горрайпрокурором проверка в этой части не проведена, не выяснено, принимались ли муниципальными унитарными предприятиями решения о совершении сделок, направленных на возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего им на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, получено ли согласие собственника имущества на его отчуждение ( ч.ч.2, 3 ст.2, ст.4 Федерального закона № 159-ФЗ).

При проведении проверок муниципальных предприятий необходимо также выяснять, не было ли имущество заранее, до вступления в силу Федерального закона № 159-ФЗ, изъято из хозяйственного ведения предприятий с целью его отчуждения из муниципальной собственности в обход законодательства о приватизации и Федерального закона № 159-ФЗ. Давать действиям должностных лиц оценку на предмет наличия признаков коррупции.

3. Одним из условий предоставления преимущественного права на приобретение арендуемого имущества является то, что имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч.4 ст.18 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Такое имущество может быть использовано только в целях предоставления его во владение (пользование) на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим структуру поддержки.

Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования  такого перечня, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них муниципального имущества устанавливаются муниципальными правовыми актами.

Информация об исполнении органами местного самоуправления данных требований закона, в том числе о принятии соответствующих правовых актов, отражена только прокурором г.Братска. Остальными прокурорами проверка в этой части не проведена. В частности, не установлено, ведется ли органами местного  самоуправления работа по формированию таких перечней, принимаются ли меры по принятию правовых актов, устанавливающих порядок формирования, ведения перечней, а также порядок предоставления в аренду муниципального имущества, включенного в указанные перечни.

4. В соответствии со ст.11 Федерального закона 209-ФЗ, ст.ст.14-16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.

Порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст.13 Федерального закона 209-ФЗ).

Однако исполнение данных требований закона проверено отдельными прокурорами - Иркутского, Заларинского, Киренского, Боханского районов, Усть-Илимским и Зиминским межрайонными. Остальными горайпрокурорами проверки в этой части также не проведены. При этом, только прокурорами Иркутского района и Зиминским межрайонным приняты меры прокурорского реагирования.

Так, прокуратурой Боханского района установлено, что органами местного самоуправления не приняты правовые акты, регламентирующие порядок создания координационных и совещательных органов, решения о создании таких органов не приняты. Однако правовой оценки бездействию органов местного самоуправления в решении данного вопроса не дано.

Кроме этого, в основном горрайпрокурорами проверка данного вопроса проводится только в органах местного самоуправления муниципальных районов. Несмотря на то, что поселения также наделены полномочиями в области развития малого и среднего бизнеса, законность их деятельности не проверяется.  

5. В соответствии со ст.4 Федерального закона № 159-ФЗ в решениях об условиях приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, органы местного самоуправления должны предусматривать преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества. Соответственно, сегодня органами местного самоуправления должны быть приняты меры к приведению правовых актов о приватизации муниципального имущества в соответствие с законом.

В ходе проверки также не всеми горрайпрокурорами проверен данный вопрос и приняты меры реагирования по фактам бездействия органов местного самоуправления в данной области муниципального нормотворчества (внесены представления, объявлены предостережения должностным лицам).

Предлагаю использовать изложенное в настоящем информационном письме при организации надзора за соблюдением прав субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поскольку в соответствии с указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации проверки реализации Федерального закона № 159-ФЗ должны проводиться систематически, всем горрайпрокурорам необходимо принять дополнительные меры по повышению эффективности надзорных мероприятий в данной сфере.

Одновременно напоминаю, что докладные записки о результатах ежеквартальных проверок исполнения требований Федерального закона № 159-ФЗ, должны представляться в прокуратуру области не позднее 5 числа месяца, следующего за окончанием квартала.