Обзоры практики

 Климова Ю.С. - старший помощник прокурора г. Иркутска, юрист 1 класса

 

Обзор практики прокурорского надзора по оспариванию решений органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности.

 

            В условиях переходного периода и становления градостроительной отрасли, определения новых правил застройки территорий и территориального планирования особо актуальным становится надзор за соблюдением  органами местного самоуправления законодательства при принятии ими решений в сфере градостроительной деятельности. Учитывая данные обстоятельства, прокуратурой города проводятся плановые проверки соблюдения названного законодательства в органах местного самоуправления в целях выявления и пресечения правонарушений.

Так, установлено, что на основании п. 5, ст. 36 Градостроительного кодексаРФ, ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разработано постановление Правительства РФ от 26 апреля 2008 года № 315 «Об утверждении положения «О зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», которым установлен порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.

Постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2010 г. № 254-па утверждены зоны охраны объектов культурного наследия, градостроительные регламенты использования данных зон, а также режимы использования земельных участков. Сведения об установленном градостроительном регламенте, режимах использования земельного участка и осуществления на нем хозяйственной деятельности подлежат обязательному включению в градостроительный план земельного участка, выдаваемый в соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ. Однако не всегда органами местного самоуправления исполняется данная обязанность. Имеют место случаи, когда в градостроительном плане не отражается запрет, установленный Постановлением Правительства Иркутской области от 12.09.2008 г. № 254-па, на строительство новых зданий на данном участке. Прокуратурой города оспорено в судебном порядке 9 распоряжений председателя Комитета по градостроительной политике об утверждении градостроительных планов земельных участков (в стадии рассмотрения) в целях восстановления прав граждан на сохранность культурной исторической среды г. Иркутска, доступа к объектам культурного наследия и обязывании администрации предусмотреть необходимые ограничения в градостроительном плане земельного участка.

            Также прокуратурой города выявляются нарушения законодательства при выдаче разрешений на строительство объектов, как правило, на основании неполного пакета документов. В соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ заявитель вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство с приложением, в том числе, правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительного плана земельного участка, материалов проектной документации. Вместе с тем, выявлялись факты выдачи разрешения на строительство на основании документов на земельные участки – договоров аренды, не прошедших государственную регистрацию. Более того, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» после утверждения формы градостроительного плана земельного участка (30.12.2005 г.) разрешение на строительство не может быть выдано на основании архитектурно-планировочного задания, выданного в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Однако органами местного самоуправления в нарушение ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» допускались факты выдачи разрешений на строительство на основании архитектурно-планировочных заданий, а не градостроительного плана земельного участка.

            Как и в любой другой отрасли права, в градостроительной отрасли возникают вопросы применения тех или иных норм, их толкования. Так, на практике возник вопрос, имеют ли органы местного самоуправления право изменять вид разрешенного использования земельного участка под жилищное строительство с учетом формулировки ч. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ». Первое предложение указанной нормы гласит: «Вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п. 5 ст. 4 и ст. 4 Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний». Изучение действующего законодательства, в том числе норм ст. 4 и 4.1. Федерального закона позволяют сделать вывод, что в настоящее время у органов местного самоуправления отсутствуют препятствия для принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков под жилищное строительство без проведения публичных слушаний.